Файл: I. Психологопедагогические основы формирования навыков безопасного поведения у младших школьников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 394
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формирование навыка безопасного поведения – компонент педагогического процесса, который способствует формированию личности, готовой действовать в опасных условиях. В качестве такого компонента в учебном процессе выступает тот или иной учебный курс, к примеру – ОБЖ. Такого рода учебная дисциплина, основным содержанием которой является культура безопасности, объединяет усилия всех учителей по подготовке школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности [18, с. 34].
Формирование навыка безопасного поведения – этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасного поведения в личности детей. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности школьников, в процессе которого освоение культуры безопасного поведения выступает в качестве ведущей цели. В современные дни такого рода этапом воспитательного процесса считаются походы, сплав по горным рекам, обучение в школе выживания, специальные смены в молодежных лагерях отдыха, которые могут быть организованы ГИБДД, управлениями пожарной охраны, участие детей и юношей в Школе безопасности, проводимой летом в рамках всероссийского движения.
Формирование навыка безопасного поведения – функция педагогического процесса, которая проявляется в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Такая функция реализуется на уроках всех школьных учебных дисциплин. Ее осуществление связано с содержанием обучения и воспитания.
Культура безопасного поведения воплощена и в мировоззренческих идеях, нравственных и эстетических ценностях, в опыте общения с другими людьми. Эти элементы культуры осваиваются школьниками независимо от конкретного содержания изучаемых тем на уроках различных учебных дисциплин. Реализация названной функции обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением формирования безопасного поведения, т.е. уровнем сформированности культуры безопасности у педагога и учащихся.
Формирование навыка безопасного поведения является закономерностью педагогического процесса, которая заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке школьников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности,
понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности. Данная закономерность является объективной, повторяющейся, существенной, необходимой связью компонентов процесса воспитания [18, с. 20].
Принцип формирования навыка безопасного поведения ориентирует субъектов воспитания на систематическое присвоение и использование безопасного поведения в процессе вхождения в жизнь.
Вытекая из закономерности, сформулированной выше, данный принцип пока не называется в учебниках педагогики, однако в практике педагогического процесса он на вооружении у многих учителей, преподавателей ОБЖ, усматривающих в своей работе важную миссию – сохранение жизни воспитанников и создание предпосылок к устранению угрозы гибели человечества.
Данный принцип следует отличать от педагогического принципа безопасности, который ориентирует учителя на создание безопасных условий в педагогическом процессе.
При формальном анализе данные принципы могут выглядеть как противоречащие друг другу.
Принцип безопасности предполагает безопасные условия воспитания, а принцип формирования безопасного поведения предполагает использование опасных ситуаций для формирования у детей опыта деятельности в таких ситуациях.
1.2. Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения у младших школьников
Н. М. Кузнецова, Л. В. Шманева утверждают: «При восприятии информации о безопасном поведении, обучающийся младшего школьного возраста не просто принимает ее к сведению, а подходит к ней дифференцированно, выделяя только значимую для себя информацию» [6 с. 211].
Беседу применяют в воспитаниидетей разного возраста и с любым характером. В процессе беседы учительобъясняет и аргументирует то, как надо себя вести в той или иной ситуации, выясняет мотивы поведения ребенка. Тон речи учителяпри разговоре должен быть спокойным, уверенным, твёрдым.
Дидактические игры и пособия помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Формирование личной безопасностиребенка необходимо начинать с такого понятия, как «Что я знаю о себе?». Необходимо закреплять с детьми знания ими домашнего телефона, адреса, фамилии, имени, отчества родителей. Ребенок должен свободно отвечать на такие вопросы, как:
-
Как тебя зовут? Имя, фамилия. -
Где ты живешь? Домашний адрес. -
Как зовут твоих родителей? Фамилия, имя, отчество. -
Место работы родителей? -
Номер телефона родителей
Беседы,направленные на формирование навыков безопасного поведения у младших школьников, могут быть запланированные, так и вытекающими из обстоятельств.
Игра (дидактическая, подвижная, свободная) — это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и сохраняется при обучении и в первом классе; именно в связи с ее развитием совершаются самые важные изменения в психике ребенка, и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития.
В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведение, отношение друг к другу.
Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры.
Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В игре происходит уточнение, обогащение и систематизация знаний и представлений ребенка, они приобретают практико-ориентированную направленность, эмоционально проживаются и трансформируются в личные установки, мотивы. Условность игры позволяет практически и мысленно моделировать способы поведения и ситуации, которые могут возникнуть в жизни.
Исходя из выше сказанного, мы убеждаемся в том, что игра может выступать как средство формирования навыков безопасного поведения у младших школьников.
Процесс формирования безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности у обучающихся младшего школьного возраста не может и не должен проводиться одним занятием. Кроме ознакомления с основными правилами и алгоритмами действий необходимо давать обучающемуся наиболее обширные знания. Также важно задавать ребенку ритм и скорость восприятия информации и в значительном количестве давать смысловую нагрузку. Данный рабочий процесс проводится систематично от урока к уроку, в соответствии с планом внеурочной деятельности. Уровень знаний и понимание правил безопасного поведения можно определить, охватывая все виды деятельности обучающегося младшего школьного возраста, благодаря которой происходит усвоение и закрепление полученной им информации. Наиболее эффективное закрепление и переработка полученной информации происходит в продуктивной деятельности. У обучающегося младшего школьного возраста значимая информация проявляется в играх и повседневных жизненных ситуациях не только в образовательных учреждениях, но и за пределами школьных стен. Все разделы и тематическая направленность должны найти для себя отражение в совместной с учителем систематической деятельности.
В процессе формирования навыка безопасного поведения нельзя забывать о большой роли самих родителей. Учителю нужно так выстраивать и планировать свою работу с родителями, чтобы до них была донесена огромная моральная ответственность в данном процессе. Необходимыми и жизненно важными качествами должен обладать каждый взрослый, такие как внимательность, собранность, дисциплинированность. Неотъемлемой частью понятия «безопасное поведение» является привычка вести и поддерживать безопасный образ жизни. Необходимо организовать данный вид деятельности в тесном сотрудничестве со взрослыми, так как именно в семье формируются изначально правильные привычки поведения.
Обучающийся часто сталкивается с необходимостью применять полученные знания правил безопасного поведения находясь рядом со взрослым. В данной ситуации роль взрослого не напугать ребенка или внушить ему страх, а дать понять, что при соблюдении правил безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности ему нечего бояться.
Выработке привычки у обучающегося вести себя в соответствии с правилами безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности должен способствовать пример старших.