Файл: I. Психологопедагогические основы формирования навыков безопасного поведения у младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 387

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следовательно, уровень становления навыков безопасного поведения тесно связан с интеллектуальным, исследовательским и трудовым развитием детей, с их умениями организовать свой труд, с самостоятельностью и ориентацией на применение знаний на практике. Одной из главных задач, решаемых учителем на уроке основ безопасности жизнедеятельности, является развитие практического мышления ученика, которое включает в себя: вероятностный подход к анализу явлений, процессов действительности; системность, логичность и конкретность мышления; опору в деятельности по безопасности на полученные знания.

Во второй главе мы описали проект опытно-экспериментальной работы. В ходе определения уровня сформированности навыков безопасного поведения нами предполагается использовать метод анкетирования детей и наблюдение за деятельностью детей в повседневной жизни. Исследование позволяет выявить особенности формирования навыков безопасного поведения детей, на основе которых определены формы и методы работы, обеспечивающие их формирование.

По итогам этой работы можно сделать вывод: дети младшего школьного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, грамотно организованная работа со стороны учителя в тесной взаимосвязи с родителями.

Таким образом, анализ материалов исследования дает основание считать, что формирование навыков безопасного поведения младших школьников будет эффективным, если придерживаться выбранных организационных форм и методов подготовки младших школьников в области безопасности жизнедеятельности в процессе организации учебно-воспитательной работы.







Список литературы


  1. О безопасности: Федеральный закон РФ от 28.12.2010г. №390-ФЗ (ред. 28.04.2023) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/01fbae25b3040955277cbd70aa1b907cceda878e/?ysclid=li9x5qmeo66638439 (дата обращения: 30.05.2023).

  2. Авдеева, Н. Н. Безопасность / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М.: Детство-Пресс, 2020. – 144 с.

  3. Андронова, В. А. Формирование основ безопасного поведения в младшем школьном возрасте. – Нижний Новгород – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2020. – С.491-494.

  4. Байбородова, Л. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности / Л. В. Байбородова, Ю. В. Индюков. – М.: ВЛАДОС, 2022. – 272 с.

  5. Баравермак, Э. М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути / Э. М. Баравермак // ОБЖ в школе. – 2020. – №6. – С.23-25.

  6. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская. – М.: Просвещение, 2017. – 173 с.

  7. Белая, К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников / К. Ю. Белая. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 64 с.

  8. Болотов, В. А. Прагматичность и практичность должны лежать в основе курса ОБЖ / В.А. Болотов // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2021. – №2. – С.3-5.

  9. Вовк, М. А. Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе / М. А. Вовк // Молодой ученый. – 2021. – №5.1. – С.11-14.

  10. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2016. – 108 с.

  11. Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики / В. И. Гинецинский. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2018. – 154 с.

  12. Давыдова, Т. Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности / Т. Ю. Давыдова. – Тула, 2021. – 208 с.

  13. Егорова, Э. Я. Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению / Э. Я. Егорова. – Йошкар-Ола, 2020. – 199 с.

  14. Козловская, И. А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице / И. А. Козловская // Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. – 2019. – №6. – С.29-34.

  15. Костецкая, Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы / Г. А. Костецкая // Безопасность жизнедеятельности. – М.: «Новые технологии», 2016. – С.37-40.

  16. Курцов, Н.А. Структурные компоненты безопасного поведения / Н.А. Курцов // Дружининские чтения. Сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции. Том Выпуск 2. Под редакцией: И.Б. Шуванова, С.В. Воронина, Ю.Э. Макаревской, А.А. Смирновой. 2017.- С.78.

  17. Латышев, Л. К. Теория, практика и методы преподавания / Л. К. Латышев. – М.: Академия, 2020. – 190 с.

  18. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 2015. – 304 с.

  19. Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2020. – №8. – С.13-16.

  20. Науменко, Ю. Л. Пути и механизмы эффективного формирования навыков безопасного поведения школьников / Ю. Л. Науменко // Актуальные проблемы профессионального образования в современных условиях. – М.: Академия педагогических и социальных наук, 2019. – 169 с.

  21. Плющ, И. В. Основные направления формирования безопасного образовательного пространства / И. В. Плющ, Н. А. Склянова, Н. Н. Шелегин. – М.: Сибирский учитель, 2017. – №1. – С.13-19.

  22. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс / И. П. Подласый. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013. – 576 с.

  23. Рожков, М.М. Риск как категория безопасности жизнедеятельности. Критерии качества жизни населения Российской федерации // Экономика, статистика и информатика, 2018.- №5.- С. 79-83.

  24. Ханова, З.Р. Динамика и тенденции преступлений против нормального развития несовершеннолетних и правильного функционирования семьи / З.Р. Ханова // Социально-политические науки, 2022.- С.8.




Приложение

Приложение 1

Конспект внеклассного мероприятия

Форма проведения мероприятия: беседа

Тема: «Правила безопасного поведения во время летних каникул»

Цель: Формирование и пропаганда у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности во время летних каникул

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение применять на практике правила безопасного поведения во время летних каникул;
- формировать умение правильно и грамотно формулировать определение понятий;

Развивающие:
- развивать интерес к изучаемому материалу, критическое мышление и внимание;
- развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.
Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, картинки к занятию

Таблица 4



Этапы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

УУД

1

2

3

4

Организационный

- Здравствуйте, дети.

Рада приветствовать вас на нашем занятии.
Давайте пожелаем всем хорошего дня и отличного настроения.


- Приближаются долгожданные летние каникулы. Но они только для школьников, а вашим родителям нужно будет уходить на работу. Вам, возможно, придется оставаться одним дома.

- Поднимите руки, кто не боится оставаться дома один?

- А кто все таки боится оставаться дома в одиночестве?

- Скажите, а в доме могут быть опасности?

(Ваши мнения разошлись)

- С этим вопросом нам и предстоит сегодня разобраться.
- О чем вы всегда должны помнить, оставаясь дома одни? Для ответа на этот вопрос, необходимо составить слово из букв (составить слово из всех данных букв). Рис. 1
- А теперь скажите, какое слово у нас получилось?

- Молодцы, вы быстро и правильно справились с заданием. И сегодня на занятии мы поговорим с вами о безопасности.


Приветствие



Поднимают руки те, кто не боится и боится остаться один дома.



Отвечают да или нет


Ученики составляют слово «безопасность»



Безопасность


Личностные УУД:
Развитие сотрудничества при работе в команде, любознательности, воспитание взаимоуважения;


Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, прислушиваться к другим точкам зрения.





Основной

Сегодня мы с вами будем путешествовать во времени. Из школьного времени, проходя через станции безопасности, попадем во время каникул. На слайде наш маршрут. Начнем путешествие?
Итак, первая станция нашего путешествия называется???
Сейчас я прочитаю загадку, а вы скажите мне ответ.
В нём живёт моя родня,

Мне без него не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый…
Ребята, какие правила поведения вы знаете, когда находитесь дома одни?
Да, верно. Молодцы.
Давайте посмотрим небольшой видеоролик «Дети о безопасности: один дома» (взят с сайта МЧС России) и познакомимся с новыми правилами поведения, когда ты один дома. Рис. 2,3
Какие правила вы запомнили?
Молодцы. Давайте друг другу похлопаем в ладоши.
Следующая станция №2.
Кто помнит как она называется?
Сейчас вам подскажу, прочитаю загадку. Я по городу иду,
Я в беду не попаду.
Потому что твёрдо знаю -
Правила эти я выполняю. (ПДД)
Смотрите, у инспектора есть к вам вопрос. А какие правила вы знаете?
Давайте посмотрим видео и узнаем какие правила ДД нужно соблюдать. Слайд 8
Итак, запомним некоторые правила:


  • Не переходите дорогу, если у вас плохой обзор приближающегося транспорта

  • Если переход неудобный – лучше дождаться кого-то, кто поможет перейти дорогу

  • Трамваи нужно обходить спереди

  • Троллейбусы и автобусы стоит обходить сзади

  • Переходить дорогу нужно быстро, не отвлекаясь

  • Если ребенок, переходя дорогу, уронил что-то из рук (а это бывает очень часто) – не нужно пытаться вернуться и забрать эту вещь – пусть потеря станет ему уроком: свои вещи нужно крепко держать или отдавать родителям

  • Дорога – не место для игр.

Давайте закрепим наши знания.
“Да, нет”


Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.

Ход игры: Учитель задает вопросы, дети хором отвечают “да” или “нет”.

I вариант:

Быстрая в городе езда?- Да.

Правила знаешь движения?- Да.

Вот на светофоре горит красный свет

Можно идти через дорогу?- Нет.

Ну, а зелѐный горит, вот тогда можно переходить дорогу?- Да.

Сел в трамвай, но не взял билет.

Так поступать полагается?- Нет.

Старушка, преклонные очень года,

Ты место в трамвае уступишь ей?- Да.

Лентяю ты подсказал ответ,

Что ж, ты помог ему этим?- Нет.

Молодцы, ребята, запомним,

Что “нет”, а что “да”,

И делать, как нужно, старайтесь всегда!

Молодцы, давайте похлопаем друг другу.
На следующей станции вы узнаете, как обеспечить личную безопасность на улице. Как вы думаете, что такое личная безопасность?
Ребята, если к вам на улице подходит незнакомый человек, как вы будете действовать?
Сейчас вашему вниманию предлагаются сценки, которую сыграют ваши одноклассники.
Как думаете, правильно ли поступили дети? Почему?


Будьте внимательны, осторожны и бдительны, ребята!

  • Не соглашайся ни на какие предложения незнакомых взрослых.

  • Никуда не ходи с незнакомыми взрослыми и не садись с ними в машину.

  • Не приглашай домой незнакомых ребят, если дома нет никого из

  • взрослых.

  • Не играй с наступлением темноты.

На следующей станции-безопасности вы вспомните правила поведения вблизи водоемов.

Назовите правила поведения вблизи водоемов.
Ребята, вы сегодня оказались такими умницами и умничками. Давайте похлопаем себе и друг другу.






Начнем



Слушают загадку и отвечают









Дом

Дверь никому не открывать, спички не брать, не включать газ. И т.д. ответы детей







ответы детей




Правила дорожного движения




Дети отвечают.






















































Дети хором отвечают “да” или “нет”.



Ответы детей



Ответы детей


Дети выходят и инсценируют ситуации, читая реплики на слайде. ( предварительно распределив роли)
Ответы детей


Ответы детей


Личностные УУД:
Развитие сотрудничества при работе в команде, любознательности, воспитание взаимоуважения;
Регулятивные УУД:
Планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:


-проверить свои возможности при решении нестандартных задач;
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, прислушиваться к другим точкам зрения.



Заключительный

(включая рефлексию)

Сегодня мы с вами повторили правила поведения во время осенних каникул.
Ребята, какие правила безопасности мы повторяли.
Да, верно.
Поздравляю вас с началом летних каникул. Желаю вам хорошо отдохнуть, набраться сил.


Хочу напомнить, что во время каникул вы не должны забывать о своей безопасности и своём здоровье.

Всего хорошего вам, до свидания!

Подведение итогов




ответы детей


Регулятивные УУД:
осуществлять самоконтроль.





Приложение 2

Наглядные материалы к конспекту внеклассного мероприятия

«Правила безопасного поведения во время летних каникул»



Рисунок 1 Определение темы занятия



Рисунок 2 Опасности в доме

Рисунок 3 Правила поведения, когда дома один

Приложение 3

План – конспект внеурочного занятия «Общение с незнакомцем»

Класс: 1

Тема: «Общение с незнакомцем»

Цель:. формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности на примере правил общения с незнакомыми людьми.

Задачи:

  1. ознакомление обучающихся с основными правилами поведения с незнакомыми людьми.

  2. развитие поведенческих действий при общении с незнакомыми людьми.

  3. формирование представлений о возможных действиях видов поведения.

Формы организации внеурочного занятия: диалог, ролевые игры, практические занятия, конкурсы.

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный.

Основные понятия: незнакомый человек.
Оборудование: презентация, компьютер, колонки, раздаточный материал для закрепления, раздаточный материал для рефлексии


 Таблица 5

Структура занятия

Ход внеурочного занятия

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

Организационный момент


Учитель приветствует уч-ся : «Здравствуйте, ребята»

Обучающиеся Приветствуют.

Регулятивные: самостоятельно организовать свое рабочее место, определить цель учебной деятельности.


Познавательные: умение определить свой кругозор.

Подготовка к основному этапу занятия


Учитель читает цитату из сказки «Волк и семеро козлят»: «Козлятушки, детятушки!

Отопритеся, отворитеся,

Ваша мать пришла, молочка принесла!,…»
-Ребята, как вы думаете из какой это сказки?

-А Как вы думаете, о чем эта сказка?

- Ну, что, ребята, как вы думаете какой мы теме вас привели?

Обучающиеся слушают, затем предлагают свои


 

- «Волк и семеро козлят» - О том, что нельзя пускать незнакомых людей в дом.
- Разговор с незнакомыми людьми.

 

Коммуникативные: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.

Основной этап


-Учитель рассказывает и показывает презентацию
1 слайд: 

Прыгающая анимация
 

-Учитель задает вопрос

Как вы думаете кто такой незнакомец?

Молодцы, вы все были правы!

2 слайд: 

«Незнакомец – это любой человек, который приходит в отсутствие родителей, бабушек, дедушек и пытается с вами заговорить (иногда называет вас по имени)»


Ребята, какие правила поведения с незнакомыми людьми вы знаете?

Умнички!

Давайте прочитаем правила поведения с незнакомыми людьми, вдруг, некоторые из этих правил вы не знаете.

3-5 слайд: 

Правила поведения с незнакомым человеком.

-Никуда не ходи с незнакомыми людьми.

-Не садись в чужую машину.

-С наступлением темноты иди домой.

-Не меняй маршрут возвращения из школы домой.

-Всегда сообщай родителям о своих планах на день.

-Маленькие дети должны знать правила безопасного поведения и не ходить по городу без взрослых

-Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь что тебе ничего не нужно.

-Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.

Обучающиеся слушают и ведут разговор с учителем.

-это незнакомый человек, человек, которого мы не знаем.

Обучающиеся слушают определение.

-проходить мимо, не впускать домой, не вступать в разговор

Дети читают текст на слайде


 

 

Личностные: дети учатся ценить и принимать базовые ценности таких качеств как доброта, милосердие, уважение к старшему поколению.

Коммуникативные: участвовать в диалоге. Высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Познавательные: поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков.

Регулятивные: планирование своей работы. Контроль, коррекция, оценка своей работы.

Обобщение и систематизация информации


Давайте закрепим знания.

Мы раздадим вам ситуации, которые вы должны обыграть, а другие команды должны будут угадать правило, которое нужно соблюдать в этой ситуации. На это мы даем вам 5 минут.

Давайте начнем!


 

Обучающиеся получают раздаточный материал и подготавливают выступление. (распределяют роли)

\

Дети обыгрывают ситуации, угадывают и называют правила.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.

Рефлексия


Давайте оценим наше сегодняшнее занятие,

-Кто все понял, поднимает ручки

-Поднимают руку

-

Личностные: умение мотивировать себя на получение определенных знаний, оценивание усвоенного материала исходя из личностных ценностей, возможность обеспечить личный моральный выбор.


Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.


Познавательные: построение логической цепи рассуждения, выбор оснований и критериев для сравнения.




Приложение 4
Материалы к плану-конспекту занятия «Общение с незнакомцем»


Рисунок 4 Кто такой незнакомец? (презентация, слайд 1)



Рисунок 5 Определение понятия "незнакомец" (слайд 2)


Рисунок 6 Правила поведения с незнакомым человеком (слайд 3)



Рисунок 7 Правила поведения с незнакомцами (продолжение)



Рисунок 8 Что делать в экстренной ситуации?(слайд 4)



Рисунок 9 Заключительный слайд (для рефлексии)
Приложение 5

Дидактическая игра по теме «Безопасность в доме»

«Отгадай загадку по картинке».

Цель: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.

Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

Это тесный-тесный дом.                       Я под мышкой посижу
Сто сестричек жмутся в нем.                И что делать укажу:
И любая из сестер                                  Или разрешу гулять,
Может вспыхнуть, как костер.             Или уложу в кровать.
(Спички)                                                                              (Градусник)


Грибникам он очень нужен,                  Они обычно для шитья;
Без него не сваришь ужин,                        И у ежа их видел я;
На охоту не пойдешь.                            Бывают на сосне, на елке,
Что же это?                                            А называются ...
(Нож)                                                                                    (Иголки)


Закипит – исходит паром,                    Весь я сделан из железа,
И свистит, и пышет жаром,                 У меня ни ног, ни рук.