Файл: Теоретическая часть 2 Понятие экстремизм иистория развития в России 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Введение 2

Актуальность 2

Задачи 2

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2

Понятие «экстремизм» и история развития в России 2

Генезис экстремизма 4

Глава 2. Практическая часть 4

Анализ ответов опроса 4

Маркеры экстремизма 6

Заключение 6

Список литературы 7


Введение

Актуальность


В современном мире конституция нашей страны даёт большую гарантию защиты населения от преступлений. При этом в последнее время увеличилось число совершенных преступлений экстремистской направленности, что вызывает общественный резонанс и способствует подрыву государственной власти. Особенностями современного экстремизма являются рост масштабности, способствующий наращиванию потенциала и превращению экстремистских группировок во влиятельные структуры политической жизни страны; усиление жесткости действий экстремистов; многообразие форм деятельности; использование последних достижений науки и техники; стремление добиться широкого общественного резонанса, следовательно, критической дестабилизации политической ситуации в стране.

Многие исследователи, характеризуя экстремистские направления и отмечая масштабы и влияние такого рода фактов, сравнивали их с войной: «Экстремизм стал формой всех конфликтов нашей эпохи» [6].

Молодёжь наиболее подвержена экстремистским проявлениям. Проблема политического экстремизма молодежи – одна из центральных в жизни современного российского общества и государства, поскольку какой бы «окрас» не носил экстремизм, последствия его всегда носят разрушительный и крайне дестабилизирующий характер во всех его проявлениях. Проблемы экстремизма в молодежной среде определяются не только его опасностью для общественного порядка, но тем, что данное явление имеет свойство перерастать в более серьезные преступления, такие как терроризм и массовые беспорядки.

Цель: исследование вопроса по отношению молодёжи к признакам, наблюдающимся у людей из их окружения, которые в совокупности могут стать маркерами экстремистских проявлений.

Задачи


  • Разобрать понятие экстремизм.

  • Исследовать историю вопроса.

  • Выявить генезис экстремизма.

  • Проанализировать реакцию молодёжи на изменении во внешности, поведении, друзей/ одногруппников.

  • Выявить маркеры экстремизма.



Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Понятие «экстремизм» и история развития в России


Слово «экстремизм» происходит от латинского слова extremus – «крайний», т.е. нечто выходящее за определенные рамки, нормы. В словарях «экстремизм» толкуется, как приверженность к крайним взглядам и мерам. В юридической литературе «экстремизм» определяется, как противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений [1].

В истории становления экстремизма, как противоправного деяния мы выделяют 4 этапа: [3]

  • Дореволюционный этап (1825 - 1917 гг.). Начало связывают с выстрелом Д.В.Каракозова. 4 апреля 1866 г. в Петербурге Д.В. Каракозов, участник революционной организации Н.А. Ишутина, стрелял в императора Александра II, но промахнулся. Покушение было совершено им по собственной инициативе. Действия Каракозова Д.В. были осуждены рядом известных деятелей революционного движения. В тоже время выстрел Каракозова произвел сильное впечатление на революционную молодежь. Б.П. Козьмин, исследователь эпохи 1860-х гг., писал: «Каракозов и его покушение - обычная тема для разговоров в среде революционной молодежи того времени» [2].

Также начало экстремизма в России связывают с 25 декабря 1825 г.: в этот день состоялась попытка государственного переворота в Петербурге, столице Российской империи (восстание декабристов). Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из которых были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I.

  • Советский этап (1917 -1991 гг.), основными характерными чертами которого являлись слабая экстремистская активность, и, как следствие, отсутствие в уголовном праве ответственности за экстремистскую деятельность. Субъектами экстремистской деятельности являлась рабоче-крестьянская молодежь; наиболее распространенной формой проявления экстремизма являлись контрреволюционные преступления в 20-х годах и преступления против порядка управления. Экстремизм в СССР как противоправное явление практически отсутствовал, а если его проявления все-таки имели место, то Правительство тщательно скрывало все, что могло напоминать о нём.

  • Переходный этап (1991 -2000 гг.), экстремизм достиг пика своего развития и характеризуется следующими чертами: массовое распространение экстремизма в России; отсутствие в уголовном праве ответственности за экстремистскую деятельность; субъектами экстремистской деятельности являлась незанятая молодежь; разнообразие форм проявления (терроризм, сепаратизм, национализм и др.). Экстремизм, как массовое явление начинает распространяться в России в 90-х гг. XX в. в основном в среде молодежи из малообеспеченных семей [4]. Под лозунгами борьбы за "чистоту нации", "освобождение русского народа" и т.д. молодые люди объединялись (обычно по территориальному принципу) в группы, каждая из которых насчитывала от 7 до 15 человек. Чаще подобные группировки занимались избиением представителей иных национальностей, проживающих рядом с ними, а также мелким хулиганством и вандализмом.

  • Современный этап (2000 г. –по настоящее время), в котором выделяются следующие характерные черты: формальное закрепление в праве понятия экстремистской деятельности (экстремизма); законодательное закрепление ответственности за экстремистскую деятельность; разработанная система противодействия экстремизму как противоправному явлению; многообразие форм проявления экстремизма; появление новых форм проявления экстремизма; глобальность проявления современного экстремизма; многообразие субъектов экстремистской деятельности: от отдельных лиц и групп до общественных организаций (религиозные и светские) и даже (на определенных этапах) целые государства и их союзы.

Генезис экстремизма


Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие факторы:

  • обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, социального неравенства, снижения авторитета и т.д.);

  • криминализация ряда сфер общественной жизни (обширное вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.);

  • рост национализма;

  • наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием);

  • использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности);

  • использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях). [7]

Глава 2. Практическая часть

Анализ ответов опроса


С целью изучения поведенческого анализа рисков деструктивного проявления в образовательной и молодёжной среде нами был проведен социологический опрос.

В опросе приняли участие 280 студентов (ГБПОУ «ЗМТ») Златоустовского медицинского техникума. В исследуемую группу вошли студенты в возрасте от 16 до 20 лет, из них 90% это девушки и 10% это юноши. Выбор исследуемых групп студентов был произведен случайным методом.

Для проведения опроса, нами была разработана анкета, которая состояла из 9 вопросов. Анкетирование было проведено онлайн при помощи сервиса Google формы. Основной акцент в этой анкете был сделан на определение уровня осведомленности респондентов касательно экстремизма. В рамках необходимости понимания и причастности опрашиваемых к современным субкультурам в вопросах не звучали такие слова, как «терроризм и экстремизм».

Для своего опроса воспользовалась материалом научно-практической конференции "Профилактика деструктивных практик в цифровой среде и меры повышения цифровой грамотности обучающихся: презентация результатов исследований и формирование экспертного сообщества в области социально-гуманитарных наук в регионе".


" Что бы тебя смутило в изменениях внешности твоего друга/подруги?",

Нас интересовало мнение респондентов об их отношении к внешности окружающих его людей. Как следует из рисунка 1 большинство студентов (47%) ответили, что не обратили бы ни на что внимание. Это связано с расширением рамок современной молодёжи. Например, школьная форма, всего поколение назад, была однообразна и под строгим контролем. Никто не мог прийти в джинсах и с распущенными волосами. Сейчас в образовательных учреждениях ходят совершенно в разных «нарядах» и нет строгих ограничений в одежде. В итоге, мы наблюдаем безразличие на изменения во внешности.

"Какие действия твоего друга или подруги вызвали бы у тебя беспокойство?".

Следующий вопрос нашей анкеты содержит причины беспокойства за друга-подругу. Как следует из рисунка 2, большинство опрашиваемых - 45%, посчитали, что это постоянный поиск денег, например, за счет продажи ими своей техники или дорогостоящих украшений. Также немалое количество - 30% выбрали вариант «систематические пропуски учебных занятий в школе, колледже или вузе».
«Какие новые поведенческие реакции твоего друга или подруги вызвали бы у тебя беспокойство?»

Данные рисунка 3 демонстрируют результаты отношения респондентов на поведенческие реакции окружающих их людей, согласно которым 41% опрашиваемых указали на разговоры о том, что за твоим другом/подругой постоянно следят, за вариант «ограничение общения с людьми или полный отказ от коммуникации» ответили - 17% респондентов.

Для изучения вопроса «Если ты заметишь что-то странное в поведении своего друга, подруги, одногруппника, одноклассника и т.д., какие будут твои действия?». Как показывает рисунок 4, большинство 74% ответили, что поговорили бы сами с этим человеком и узнали бы в чём дело. Дети старшего подросткового возраста (14-15 лет) и юношеского (16-19 лет) не склонны обращаться за помощью к взрослым. Они обсуждают проблемы, в основном со своими сверстниками. Однако 11% выбрали вариант никуда не обращаться, потому что 30% из них считают, что это проблема этого человека, а его это особо не волнует. 24% считают, что доносить - некрасиво. 23% не знают, куда можно обратиться. [рисунок 5]

Так же мы посчитали необходимым выяснить, на какие эмоциональные реакции окружающих обратили бы внимание. 39% респондентов ответили, что вызвало бы беспокойство, если «очень часто плачет». 18% - ответили, если «стал очень агрессивным», а 14% - если «стал очень скрытным» [рисунок 6]


Нами также был изучен вопрос: «Ты заметил, что у твоего друга изменилось поведение в социальной сети, что бы вызвало беспокойство?». 37% респондентов ответили – «стал вступать в странные сообщества». 21% - «агрессивно реагирует в комментариях или личных сообщениях, если не поддерживают его интересы». [рисунок 7]

На предмет выявления столкновения с людьми, вызывающие беспокойств, больше половины (57%) ответили, что не сталкивались, но есть 1% студентов, которые сталкивались с такими людьми и не один раз. [рисунок 8]

Для выяснения отношения респондентов на то, если их пригласят в неизвестную группу, 47% респондентов ответили, что «поспрашивают подробнее, что за интересы, что за друзья и где он их нашёл». 22% - «пойдут вместе разок и узнают, не понравится - не будут больше с ним ходить». 20% - «понаблюдают со стороны, посмотрят странички друзей в социальных сетях, понаблюдают за сообществами этого "кружка по интересам». [рисунок 9]

Таким образом, проведенное исследование показало, что людям в возрасте от 16 до 20 лет сложно распознать среди своих сверстников подростков вовлечённых в деструктивное сообщество.

По результатам анкетирования мы разработали систему маркеров, направленных на выявление потенциальных "групп риска".

Маркеры экстремизма


Виртуальные маркеры: Публикация депрессивных статусов, подписка на сообщества, содержащие депрессивный контент, романтизирующий темы смерти, самоубийства, одиночества и другое. Публикация изображений скулштеров. Смена светских интересов на религиозные.

Визуальные маркеры: изменение стиля (закрытая одежда, футболки с характерными принтами, использование религиозной атрибутики).

Эмоциональные маркеры: смена эмоционального поля (угрозы совершить самоубийство, написание предсмертных записок, замкнутость, агрессия, смена круга общения, трактовка религиозного учения).

Вербальные маркеры: смена светских интересов на религиозные, упоминание имён скулштеров, высказывание желания умереть, позитивная оценка суицидального поведения, употребление специфического сленга.

Заключение


Таким образом, мы выявили маркеры экстремизма в молодёжной среде. При этом важным остаётся то, что каждый маркер должен быть рассмотрен только в совокупности с другими, совокупность маркеров не всегда говорит о вовлечении в деструктивное сообщество или солидаризацию с представителями данных движений, недопустимо использовать отдельные элементы наглядно наблюдаемых маркеров в качестве стигматизации молодёжи, а преобладание в визуальном стиле тёмных оттенков не говорит о склонности подростка к депрессии и другому.