Файл: Лекции Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии 1 Факторы, определяющие развитие возрастной психологии 3 Ключевые понятия 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факторы, определяющие развитие возрастной психологии

Ключевые понятия

Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии

Биогенетический подход.

Психоаналитические теории развития.

Бихевиоризм и теория социального научения.

Когнитивная теория развития

Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в российской психологии

Культурно-исторический подход к возрастной периодизации детского развития.

Периодизация психического развития Л. С. Выготского.

Деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева

Периодизация психического развития Д. Б.Эльконина.    

Период новорожденности (от рождения до 1-2 мес.).

Младенчество (до 1 года).

Раннее детство (1-3 года).

Дошкольное детство (от 3х до 6-7 лет)

Младший школьный возраст (6/7-11/12 лет).

Подростковый возраст (10-12 до 14-15 лет)

Старший школьник (от 14-15 до 18-20 лет)

Ранняя взрослость (18-20- 40 лет)

Зрелость (40-60 лет)

Поздняя взрослость (60 и более лет)

Бихевиоризм и теория социального научения.


Под научениемпонимается процесс, в котором организм приобретает большинство форм поведения. Научение происходит посредством классического и оперантного обусловливания. Оперантное (инструментальное) обусловливание объясняет научение сложным формам поведения (вождение автомобиля), которые не вызываются автоматически.

Можно привести следующий пример оперантного обусловливания. Мать укладывает младенца спать, выключает свет и уходит. Малыш кричит, что заставляет мать вернуться и включить свет. Такое сочетание событий приводит к тому, что при повторении этой ситуации малыш снова начинает плакать, т.к. это заставляет мать вернуться.

Ведущий теоретик социального научения А.Бандура считал, что наград и наказаний недостаточно для того, чтобы научить новому поведению: дети приобретают новые формы поведения благодаря имитации поведения других людей. Научение через наблюдение, имитацию и идентификацию является формой социального научения. Подкрепление необходимо для того, чтобы сохранить и усилить освоенные благодаря подражанию формы поведения. Люди научаются не только в собственном опыте, но и наблюдая за поведением других людей и его последствиями. Они получают информацию для изменения своего поведения, побуждения к действию и сознательного подкрепления.

Имитация (идентификация как форма имитации) – процесс, в котором личность воспроизводит мысли, чувства или действия другого, выступающего в качестве модели.

В теории социального научения представлена 4-хступенчатая модель наученияповедения:

  1. внимание (необходимо обратить внимание на образец);

  2. сохранение (интерпретация поведения другого и сохранение информа- ции в памяти);

  3. моторное воспроизведение;

  4. мотивация (видимые последствия оказывают сильное влияние на желание ребенка воспроизводить поведение).


Развитие ребенка идет в направлении преодоления зависимости от родителей и привязанности к ним, расширения факторов, влияющих на развитие (сверстники, школа, средства массовой информации), завоеванию автономии и самостоятельности. Следовательно, необходимым условием нормального развития ребенка является формирование эмоциональной связи с родителями и зависимости от них. Так, в эмпирических исследованиях было показано, что если не была. Таким образом, чувство привязанности к родителям выступает как основа социализации.

Когнитивная теория развития



Ведущее место в данной теории занимает положение об адаптивной природе интеллекта: он способствует приспособлению индивида к окружающей среде. В отличие от других теорий, где ребенка считали пассивным приемником информации, мышление рассматривали как результат прямого научения или подражания другим, а когнитивное развитие – как продукт созревания мозга Пиаже считает, что усвоение знания, усложнение и развития мышления – следствие развития взаимодействий ребенка с миром.
Человек, по мнению Пиаже, на протяжении всей жизни остается активным, любознательным и изобретательным. Люди ищут контактов и взаимодействий с окружающим миром, вступают с ним в спор, но главное – интерпретируют события.

Операции. Это центральное понятие в теории Пиаже. Это мысленные действия ребенка, который обладают очень важным свойством – обратимостью, заключающейся в том, что индивид может вернуться к началу мыслительного процесса.

Ассимиляция, аккомодация и равновесие. Это основные механизмы, с помощью которых ребенок переходит с одной стадии когнитивного развития на другую.

Ассимиляцию можно было бы определить как стремление индивида взаимодействовать с окружающей средой таким образом, чтобы подогнать ее к уже существующим у него структурам. Таким образом, новый объект, новая идея интерпретируются в терминах мысли или действия, которыми ребенок уже овладел. Например, пятилетняя девочка знает, что птицы – это то, что летает. Увидев впервые летящий низко вертолет, она ассимилирует его со своими представлениями о птицах. Однако его размер, форма, а также

издаваемый шум не соответствуют этим представлениям, и ассимиляция оказывается невозможной.

Аккомодация - это стремление индивида измениться в ответ на требования окружающей среды, то есть изменить действия и представления в соответствии с новой ситуацией. Та же девочка осознает, что необходимо ввести новое понятие для обозначения вертолета, который не может ассимилироваться с ее представлением о птицах. Если она спросит родителей, они назовут ей это новое слово и объяснят, в чем разница между птицами и вертолета. У девочки в свою очередь возникнет представление о новом классе объектов.

Равновесие. В результате вновь приобретенного знания ребенок временно оказывается в состоянии равновесия, или когнитивной гармонии. Пиаже считал, что все организмы стремятся к балансу в своих взаимодействиях с окружающей средой. Когда нарушается равновесие, например при встрече с чем-то новом и интересным, процессы ассимиляции и аккомодации стремятся восстановить его.

Пиаже выделил стадии - ступени или уровни развития, последовательно сменяют друг друга.
СтадиикогнитивногоразвитияпоЖ.Пиаже:

  1. Сенсомоторная стадия (0-1,5; 2 г.): приспособление происходит по- средством простых схем: кусание, жевание, хватание, рассматривание. Опора на данные органов чувств и телесные движения. Происходит установление связи между движениями и восприятием (сенсо-моторные координации).

Формируется восприятие постоянства объекта (ребенок ищет игрушку, когда она спрятана, убрана из поля зрения, следит взглядом за движением спрятанного за ширмой объекта и др.). На этой стадии ребенок начинает ис- пользовать вспомогательные средства для того, чтобы достать нужный ему предмет.

  1. Дооперациональнаястадия(2-7 лет). Она характеризуется:

  • появлением речи и развитием ее символической функции (однако дети еще не различают объект и его символ);

    • опорой в познании мира исключительно на личный опыт (аутистическое мышление);

    • неспособностью к обобщению, адекватному пониманию объективного значения слова;

    • несформированностью операции классификации (при этом, выполняются задания на сериацию: может разложить предметы по цветам, размеру.);

    • анимизмом, одушевлением предметов: «луна показалась, спряталась»,«солнышко улыбнулось»;

    • синкретизмом зависимостью суждений от конкретной ситуации;

    • эгоцентризмом как неспособностью занять познавательную позицию другого человека, учитывать его мнение, реакции.


  1. Стадияконкретныхопераций (7-11,12 лет) отличается:

    • появлением объективной логики в мышлении: выполнение классификации, выстраивание иерархии отношений, понимание закона сохранения;

    • обратимостью операций (ребенок может представить каким был объект до его изменения) (это создает возможность оперирования математическими понятиями: если А=В и В=С, то А=С). Обратимость рассматривается как способность вернуться к исходному пункту рассуждений. Это позволяет удерживать первоначальные данные о количестве жидкости, длине, площади, массе. У ребенка возникает понимание, что сложение – действие противоположное вычитанию, а умножение – делению.

  1. Стадия формальных операций (11, 12 – 14, 15 лет) характеризуется следующими особенностями:

    • мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов; появляется способность опериро вать абстрактными понятиями (вообразить то, чего нет);

    • развивается научное мышление, гипотетико-дедуктивные рассуждения (построение гипотезы и ее проверка с помощью логики, задаются во- просы типа: «а что будет, если…»);

    • возможность решать задачи в уме; выделяются и абстрагируются свойства отдельных действий во внутреннем плане; осуществляются операций с операциями;

    • у подростка развивается понимание других точек зрения (децентра- ция), происходит формирование идеалов, норм, ценностей.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в российской психологии

Культурно-исторический подход к возрастной периодизации детского развития.


Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции – продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности. В то же время в развитии всегда «участвует» среда. Никогда никакой признак детского развития, в том числе базовые психические функции, не является чисто наследственным.

Л.С. Выготский установил четыре основные закономерности или особенности детского развития.

1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития - отставание в интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. Собственно возраст как стадия развития и представляет собой такой цикл. со своим особым темпом и содержанием.

2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. На каждом возрастном этапе поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена.