Файл: Лекции Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии 1 Факторы, определяющие развитие возрастной психологии 3 Ключевые понятия 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Факторы, определяющие развитие возрастной психологии
Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии
Психоаналитические теории развития.
Бихевиоризм и теория социального научения.
Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в российской психологии
Культурно-исторический подход к возрастной периодизации детского развития.
Периодизация психического развития Л. С. Выготского.
Деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева
Периодизация психического развития Д. Б.Эльконина.
Период новорожденности (от рождения до 1-2 мес.).
Дошкольное детство (от 3х до 6-7 лет)
Младший школьный возраст (6/7-11/12 лет).
Подростковый возраст (10-12 до 14-15 лет)
Старший школьник (от 14-15 до 18-20 лет)
3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.
Периодизация психического развития Л. С. Выготского.
Л.С.Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменение возраста и перехода ребенка на новый этап развития. Он ввел понятия психологические новообразования и социальная ситуация развития (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). Л.С.Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л.С.Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов.
Кризис новорожденности.
Младший возраст (2 месяца - 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения.
Кризис 1 года.
Раннее детство (1-3 года). Деятельность "серьезная игра", предметно-орудийная. Появляются жест, ходьба, речь.
Кризис 3 лет.
Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение "Я сам".
Кризис 7 лет.
Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.
Кризис 13 лет.
Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство взрослости - ощущение своей личности, развитие самосознания.
Деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева
Деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева утверждает, что каждому возрастному этапу соответствует определенный (ведущий) тип деятельности. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. В современных общественно-исторических условиях ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности:
-
эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми; -
орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста; -
сюжетно-ролевая игра дошкольника; -
учебная деятельность в младшем школьном возрасте; интимно-личностное общение подростков; -
профессионально-учебная деятельность в юности; -
трудовая деятельность взрослых.
Периодизация психического развития Д. Б.Эльконина.
Вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельностей, причем на каждом возрастном этапе выделяется "ведущая деятельность", с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста. Внутри системы ведущей деятельности Д. Б.Эльконин обнаруживает скрытое диалектическое противоречие между двумя аспектами ведущей деятельности - операционально-техническим, относящимся к развитию подсистемы "ребенок - вещь", и эмоционально-мотивационным, связанным с развитием подсистемы "ребенок - взрослый".
В общей последовательности ведущих деятельностей попеременно чередуются деятельности с преимущественным развитием то одной, то другой стороны. Каждая эпоха детства состоит из закономерно связанных между собой двух периодов. В первом периоде идет усвоение задач, мотивов, норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы, во втором - усвоение способов действий с предметами и формирование операционально-технических возможностей. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка и задачами, мотивами деятельности, на основе которых они сформировались.
1 эпоха. Младенчество (до 1 года) - ведущая деятельность – непосредственное эмоциональное общение.
Раннее детство - предметно-манипулятивная деятельность.
2 эпоха. Дошкольный возраст - ролевая игра. Младший школьник - учебная деятельность.
3 эпоха. Подросток - интимно-личностное общение. Старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность.
-
Онтогенетическое психическое развитие человека: возрастные ступени
Период новорожденности (от рождения до 1-2 мес.).
Новорожденность - критический возраст. Кризис обусловлен:
А) тем, что ребенок физически уже отделен от матери (пуповина перерезана), а биологически еще нет (в основных жизненных функциях ребенок еще долго остается биологически несамостоятельным; ребенок продолжает получать пищу от матери);
Б) переходным характером развития и физиологических состояний (сон, питание, анимальные функции): 80% времени новорожденный проводит во сне, однако сон носит поверхностный, прерывистый характер; короткие периоды сна чередуются вкраплениями бодрствования; часто наблюдается промежуточное состояние – дремота; беспрерывный сон в течение 9-10 часов наступает только на 7-м месяце (Ш.Бюллер).
У новорожденного формируется ведущий вид деятельности– непосредственно-эмоциональное общение
Характеристикапсихическойжизниноворожденного.
Среди отличительных особенностей работы психики новорожденного можно выделить следующие:
-
преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих сплав влечения, аффекта и ощущения; -
ребенок в своем восприятии не отделяет себя и свои переживания от объективных вещей, не дифференцирует социальные и физические объекты; он скорее переживает свои состояния, чем предметы; -
восприятие мира новорожденным – не хаос отрывочных бессвязных отдельных ощущений; их выделение является продуктом более позд- него развития (К.Коффка, Г.Фолькельт, С.Л.Рубинштейн). Ребенок до того, как начинает реагировать на объективные элементы ситуации (цвет, форма и пр.), реагирует на сложные комплексы, окрашенные эмоционально(лицо матери, стремление к людям проявляющим эмоции).
Основным новообразованием данного возрастного периода является индивидуальная психическая жизнь ребенка. Формирование данного новообразования у младенца есть следствие того, что его жизнь становится индивидуальным существованием, он отделяется от организма матери, а, следователь- но, превращается в социальное существо. Социальное существование является одновременно проявлением психической жизни (представленной, например, в инициативных выразительных движениях, вокализациях).