Файл: Лекции Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии 1 Факторы, определяющие развитие возрастной психологии 3 Ключевые понятия 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факторы, определяющие развитие возрастной психологии

Ключевые понятия

Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии

Биогенетический подход.

Психоаналитические теории развития.

Бихевиоризм и теория социального научения.

Когнитивная теория развития

Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в российской психологии

Культурно-исторический подход к возрастной периодизации детского развития.

Периодизация психического развития Л. С. Выготского.

Деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева

Периодизация психического развития Д. Б.Эльконина.    

Период новорожденности (от рождения до 1-2 мес.).

Младенчество (до 1 года).

Раннее детство (1-3 года).

Дошкольное детство (от 3х до 6-7 лет)

Младший школьный возраст (6/7-11/12 лет).

Подростковый возраст (10-12 до 14-15 лет)

Старший школьник (от 14-15 до 18-20 лет)

Ранняя взрослость (18-20- 40 лет)

Зрелость (40-60 лет)

Поздняя взрослость (60 и более лет)

Младенчество (до 1 года).


Социальнаяситуацияразвитиявмладенчестве.

Отличительными характеристиками социальной ситуации развития мла денца являются:

  • Полная биологическая беспомощность ребенка: первый контакт ребенка с действительностью целиком опосредован взрослым; вследствие этого, отношение ребенка к действительности с самого начала социально;

  • При максимальной зависимости ребенка от взрослого он еще лишен основного средства социального общения человеческой речи.

Ведущим видом деятельности младенца является непосредственно- эмоциональное общение со взрослым. Взрослый выступает как предмет осо бой потребности ребенка. Взрослый для ребенка – психологический центр всякой ситуации: «В отсутствие взрослого ребенок сразу попадает в ситуацию беспомощности»

Психическая жизнь младенца характеризуется: полной недифференцированностью отдельных психических функций, господством примитивных целостных переживаний, инстинктивно обусловленной деятельностью сознания.

К концу младенчества появляются начатки интеллекта, наглядно- образного мышления, способность применения средств решения практических задач. В 12 месяцев появляется инструментальное мышление (дети разрушают предметы, всовывают их друг в друга и пр.).
Новообразованиявозраста.

Через взрослого ребенок расширяет круг отношений с действительностью. При происходит усложнение отношений со взрослым на фоне отсутствия речевого общения.

Основное новообразование младенческого возраста - сознание «Пра-мы», сознание психической общности со взрослым (оно возникает до выделения своего Я среди других людей).

Для ребенка в его восприятии существует единство
, слитность предмет- ной и социальной ситуации: в раннем детстве, если ребенок не может достать предмет, он уже превращает ситуацию в социальную (просит его достать). Таким образом, отношение к предметному миру определяется опосредованно через другого человека. «Ребенок больше живет в другом, чем в себе», в своей деятельности он непосредственно сливается с тем, кому он подражает (Л.С.Выготский, 1984).

 

Кризиспервогогодажизни.

Кризис первого года жизни обусловлен следующими переходными со- стояниями:

а) ребенок ходит, но плохо;

б) в речи еще не сформированы полностью связи между общепринятой звукоформой слова и его обобщенным значением;

в) гипобулические реакции (несформированность произвольной регуля ции движений).

 

Основным новообразованием возраста, имеющим переходный характер, т.е. исчезающим на более поздних этапах развития, является автономнаяречь.

Речь ребенка отличается от взрослой речи, во-первых, внешней, фонетической, артикуляционной стороной (произносятся слова «пу-ф», «бо-бо»,«ва-ва»); во-вторых, значениями слов, которые не совпадают с общепринятыми («ка» – карандаш, катушка и др., «ва-ва» – рана, больно, подуть…); слово обозначает целый комплекс вещей.


Раннее детство (1-3 года).


Социальнаяситуацияразвитияребенка характеризуется:

  • ориентацией на взрослого как на образец, эталон действия;

  • значимостью для ребенка оценки его поведения взрослым;

  • появлением речевого общения (ситуативно-делового), наряду с которым преобладает эмоциональное общение.

Ведущим видом деятельностив раннем детстве становится предметно-манипулятивнаядеятельность.

В рамках предметно-манипулятивной деятельности формируются предметныедействия, которые:

а) орудийны (например, использование ложки, палки и т.п.);

б) предполагают усвоение функций предмета.

Для овладения предметными действиями ребенок включается в совместную со взрослым деятельность, направленную, с одной стороны, на предметный мир, а, с другой, на самого взрослого, т.к. именно он является по- средником в освоении этого предметного мира. Ребенок приспосабливается не к физическим свойствам орудия, а к тому образцу, который предлагаетвзрослый. Взрослый выступает как эталон для построения ребенком собственной деятельности. Взрослый предоставляет идеальную форму действий, на которую ориентируется ребенок. Образец действий взрослый дает в совместной деятельности.

Ребенок перестает обращаться к взрослому за подтверждением правильности действия, когда оно уже освоено. Таким образом, процесс овладенияпредметным действием связан с построением самим ребенком образца этого действия, тождественного тому образцу, носителем которого выступает взрослый. Процесс освоения предметного действия имеет смысл тех от-ношений, в которые ребенок вступает со взрослым. Процесс формирования образа действия есть одновременно процесс отождествление ребенка со взрослым.


В процессе освоения предметного действия ребенок усваивает функциюпредмета и функцию орудия (палкой достать мячик, ключиком завести паровозик). Орудием может быть слово, которым также нужно научить ребенка пользоваться.
Новообразованиепериода раннего детства речь.

Речь начинает разбивать сенсомоторное единство, ситуационную связанность ребенка (Л.С.Выготский, 1984). Благодаря развитию речи появляется осмысленность восприятия, формируется его константность, предметность. От осмысленности восприятия в 2.5-3 г. возникают вопросы: «Что это?», «Кто это?». Образы восприятия переходят во внутренний план, т.к. происходит обобщение образов и превращение их в образы-представления. Вследствие указанных особенностей восприятия формируется устойчивая картина мира.

Бессловесное восприятие постепенно сменяется словесным, что приводит к иному видению мира – выделению фигуры на фоне. Речь меняет структуру восприятия.

К концу 3 года, благодаря осознанию себя, своих действий, происходит выделение своего «Я» среди других людей.

 Кризис3-хлет.

В раннем детстве ведущим видом деятельности является совместная деятельность со взрослым, которая обеспечивает приучение к нормам активности, регулярности жизни, показ действий с предметом, качеств предмета, оценочные воздействия. К трем годам происходит значительное развитие самостоятельности в осуществлении движений: ребенок может сам есть, одеваться, застегивать пуговицу, бегать, держать карандаш. Речь становится основным средством общения со взрослым. Руководство поведением со стороны взрослого становится речевым. Ребенок начинает отделять себя от своих действий. Поведение взрослых, характер их отношений между собой, способы действий с предметами становятся для ребенка образцом
, предметом для подражания, воспроизведения. В силу этого, к трем годам начинает формироваться ролевая игра, в которой ребенок начинает отождествлять свои действия с действиями взрослых, называть себя их именами. Увеличивается самостоятельность, формируется стремление к ней (появляется чувство гордости за то, что что-то сделал сам). Появляется способность к самостоятельному целеполаганию (Л.Г.Лысюк, 2000).