Файл: Лекции Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии 1 Факторы, определяющие развитие возрастной психологии 3 Ключевые понятия 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Факторы, определяющие развитие возрастной психологии
Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии
Психоаналитические теории развития.
Бихевиоризм и теория социального научения.
Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в российской психологии
Культурно-исторический подход к возрастной периодизации детского развития.
Периодизация психического развития Л. С. Выготского.
Деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева
Периодизация психического развития Д. Б.Эльконина.
Период новорожденности (от рождения до 1-2 мес.).
Дошкольное детство (от 3х до 6-7 лет)
Младший школьный возраст (6/7-11/12 лет).
Подростковый возраст (10-12 до 14-15 лет)
Старший школьник (от 14-15 до 18-20 лет)
Воспитателям надо иметь в виду, что чувство взрослости — это здоровое и ценное в своей основе чувство. Поэтому его нужноне подавлять, а стараться ввести в правильное русло. Взаимоотношения с подростком надо постепенно и разумно перестраивать, признаваяих права на относительно большую независимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в известных разумных пределах.
Общение со взрослыми - недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью. Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносятнегативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляциейсвоего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.
Общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.
Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность. Совместное отчуждение от взрослых.
Возникающийинтерес к другому полу у младших подростков проявлялся вначале в неадекватных формах. Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола.
Восприятие | Интелектуализация всего чувственного познания. Необходима установка на размышление в процессе восприятия, определение причинноследственных связей.Целенаправленное и произвольное |
Внимание | Внимание становиться активным, усиливается распределение, такжеразвиваются все свойства внимания |
Память | Память через мышление. Механическое запоминание становиться непродуктивным. Произвольная, осмысленная |
Мышление | Наглядно образное, развивается словестно-логическое. Нравятся практические занятия, сложно строить дедуктивные умозаключения. Легче даются обобщения, сравнения, анализ. |
Воображение | Хорошо развито воссоздающее, формируется творческое |
Речь | Речь становиться контролируемой и управляемой. Наблюдается определенный кризис речи. Особое влияние на развитие оказывает общение со сверстниками |
Старший школьник (от 14-15 до 18-20 лет)
Возраст с 14 до 18. Центр соц ситуации становиться выбор будущей профессии, под ее влиянием
происходит ряд важнейших изменений:
1.Происходит становление физиологической зрелости, завершается половое созревание 2. Изменяется отношениек уч. д-ти, выбор определяет интерес к предметам. 3.Происходит период соц зрелости. Новая система отношений, опыт работы в общ организациях, новые соц роли в коллективе, завершается подготовка к самостоятельной жизни4. Изменяется самосознание личности, начинается проявляться глубокий интерес к собственной личности, способностям, стремиться разобраться в своих чувствах и переживаниях 5. Чувство взрослости остается, становиться глубоким, конфликтов становиться меньше 6. Изменяется потребность в личном дружественном общении, предъявляются более высокие требования (откровенность, доверие, готовность к постоянной помощи), стремление к совместной деятельности.
Возникает особенное эмоц состояние – любовь.
Восприятие | Целенаправленное и систематичное |
Внимание | Преобладает произвольное, увеличивается роль послепроизвольного. Развивается и совершенствуется способность к переключению и распределению. Больше чем подросток способен противостоять раздражителям |
Память | Заметноувеличивается роль отвлеченного словестно логического запоминания, преобладает произвольность памяти, дословное запоминаниене распространено, гораздо шире чем подросток использует приемы осмысленного запоминания |
Мышление | Более самостоятельное, активное и творческое. Хорошо умеют обобщать, объяснять причинно-следственныесвязи, абстрагировать, характерна критичность, значительно развивается абстрактно-логическое мышление |
Воображение | Воссоздающее и творческое |
Речь | Изменяется культура речи, формируется умениеправильно излагать свои мысли, усложняется структура речи, обогащается словарный запас |
Ранняя взрослость (18-20- 40 лет)
Социальноеповедениеивзаимодействиесфизическиммиром.
Жизнь взрослого человека складывается из нескольких сфер его активности:
а) профессиональная сфера (труд);
б) семья (межличностные отношения);
в) область досуга (в которой решается экзистенциальная проблема самореализации).
Освоение новых сфер жизнедеятельности в период взрослости порождает необходимость адаптации к физической (материальные предмета, инструменты и средства профессиональной деятельности), социальной (межличностные отношения, групповые ценности и нормы) и профессиональной (со- держание и организация труда, распорядок, инструкции) микросредам (Г.Ф. Красноженова, 1994).
В этот период познавательные психические процессы развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие, человека, достигшего ранней взрослости, проходит во взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. И хоть развитие психофизической функции на рубеже 25 лет прекращается, интеллектуальное развитие продолжается еще многие годы.
Период ранней взрослости называют «периодом начинаний» (Левинсон, 1978). Это начало самостоятельной личной жизни, профессиональной деятельности, реализации планов на будущее. В силу этого главная задача данного возрастного периода – связывание, соотнесение идеально построенных планов, надежд на будущее, мечтаний с реальностью. Решение этой задачи предполагает постановку конкретных целей, задач и их решение. При этом важно увязать формируемые цели и планы с мотивами деятельности, жизненными смыслами, условиями их достижения, своими личностными особенностями. В противном случае цели будут носить фиктивный, нереалистичный характер.
Одной из важнейших жизненных проблем, с которыми сталкивается человек в период ранней взрослости является проблема труда и профессионального самоопределения, в основе решения которой лежит становление личности и ее выбор.
Вторая проблема, решаемая молодыми людьми,
проблема создания семьи. По мнению Э.Эриксона (1996) в основе этого сложного социально- психологического процесса лежит побуждение человека к интимной психологической зрелости, к единению (против изоляции и чувства одиночества). Автор указывает на то, что готовность человека к семейной жизни появляется с того момента, когда он осознает, что способен испытывать интимные чувства к близкому человеку, соединяющие двух людей без опасения потери своего «Я», чего-то в себе. Э.Фром пишет, что семья обеспечивает одну из важнейших потребностей – потребность в установлении связей. Появляется возможность заботиться о другом, нести ответственность за другого, создаются условия безопасности.
Следующей важной сферой деятельности человека является его досуго вая деятельность. Она может пониматься по-разному:
во-первых, как отдых, релаксация, расслабление;
во-вторых, как деятельность, направленная на развитие творческих потенций человека (К.Маркс), его духовности (слово «досуг» от «досягнуть»).
Согласно мнению В.Франкла (1986), именно свободное время провождение, выходные дни сталкивают человека с его экзистенциальными проблемами («экзистенциальным вакуумом»). Именно досуговая деятельность наиболее явно обнажает сферу личностных смыслов человека.
Развитиепсихическихпроцессоввпериодраннейвзрослости.
В период ранней взрослости изменяются психофизические функции. Это проявляется в укорочении времени реакции – временного интервала между предъявлением какого-либо сигнала и началом обусловленного инструкцией ответа на этот сигнал – на протяжении всего периода взрослости, вплоть до 40 лет. После 40 лет этот интервал начинает увеличиваться.
Повышается чувствительность человека в различных модальностях ощу-