Файл: Лекции Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии 1 Факторы, определяющие развитие возрастной психологии 3 Ключевые понятия 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факторы, определяющие развитие возрастной психологии

Ключевые понятия

Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии

Биогенетический подход.

Психоаналитические теории развития.

Бихевиоризм и теория социального научения.

Когнитивная теория развития

Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в российской психологии

Культурно-исторический подход к возрастной периодизации детского развития.

Периодизация психического развития Л. С. Выготского.

Деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева

Периодизация психического развития Д. Б.Эльконина.    

Период новорожденности (от рождения до 1-2 мес.).

Младенчество (до 1 года).

Раннее детство (1-3 года).

Дошкольное детство (от 3х до 6-7 лет)

Младший школьный возраст (6/7-11/12 лет).

Подростковый возраст (10-12 до 14-15 лет)

Старший школьник (от 14-15 до 18-20 лет)

Ранняя взрослость (18-20- 40 лет)

Зрелость (40-60 лет)

Поздняя взрослость (60 и более лет)

щений (периферического зрения, слуха, центров движения и др.). Сенсорный оптимум достигается к 25 годам и сохраняется до 40-летнего возраста (Л.А.Шварц, 1948; С.В.Кравков, 1950).

После достижения 25-летнего возраста сохранность и стабильность пси- хофизиологических функций достигается за счет синтетической деятельно- сти больших полушарий, т.е. определяется особенностями функционирова- ния высшихпсихическихпроцессов. Именно работа высших психических функций препятствует старению низших.

Развитие высших психических функций (особенно, речи, теоретического мышления) продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости.

Показатели невербального интеллекта достигают своего оптимума в 30- 35 лет, вербальные же интеллект продолжает развиваться и после 40 лет.

В развитии внимания отмечается увеличение объема, переключаемости и избирательности от 18 до 33 лет и их снижение после 34 лет. Устойчивость и концентрация внимания практически не изменяются в этом возрасте.

Несмотря на то, что развитие психофизиологических функций заканчива- ется приблизительно в 25 лет, интеллектуальное развитие на этом не оста- навливается и продолжается, в большей степени будучи зависимым от лично-стногоразвития человека.

В развитии эмоциональной сферы отмечается развитие высших ее форм - чувств. Это связано как с развитием личности взрослого человека, его интеллекта, так и с достижениями этого возраста идентичностии близости(Э.Эриксон, 1996).



Зрелость (40-60 лет)


Социальноеповедениеивзаимодействиесфизическиммиром.

В 40-60 лет существенно изменяется жизненная ситуация, в которой развивается человек: накоплен большой жизненный и профессиональный опыт, выросли дети, приобрели новое качество и стабилизировались супружеские отношения, состарились родители, которым требуется помощь, происходят физиологические изменения организма (ухудшение зрения и слуха, замедление реакций, ослабление сексуальной потенции у мужчин и климакс у женщин), многих начинают беспокоить проблемы здоровья. Все эти изменения заставляют человека переосмыслить собственную жизнь, оценить пройденный этап, задуматься над приближением собственной смерти, представить оставшиеся возможности самореализации. Потребность в переосмыслении жизни связана еще и с тем, что средняя продолжительность жизни мужчин в нашей стране равна 61 году, а женщин 73 годам.

Дискутируется в психологии точка зрения о том, является этот возрастной период критическим или нет. Некоторые авторы полагают, что в 40-42 года происходит некий «взрыв», у человека появляется ощущение бессмысленности прожитой жизни, появляются первые признаки утраты молодости и проблемы со здоровьем, изменяется сексуальная жизнь (Р.Гаулд, Д.Левинсон, Д. Вейлант). В 43-50 лет наступает период нового равновесия, раскрываются возможности этого возраста, его преимущества, усиливаются привязанности к семье, обнаруживаются новые перспективы профессиональ- ной деятельности. Успехи детей становятся источником удовлетворения.

Другие авторы, опираясь на статистические данные, полученные в США, считают, что 50 лет – лучший для человека возраст, поскольку его у уже не терзают сомнения юности, не беспокоят проблемы социальной адаптации молодости, накоплен большой личный и профессиональный опыт (Gallagher, 1993; К.Витакер, 1998).

В период средней взрослости происходит переосмысление собственной

жизни в трех основных сферах: личного мира, мира семьи и профессионального мира. Резкие социальные изменения в любой из этих сфер жизни – вы- ход на пенсию, сокращение на производстве, потеря ребенка или супруга, вынужденная смена места жительства, развод и пр. – могут вызвать мотивационный кризис, сопровождающийся сменой или ослаблением ведущего жизненного мотива. С другой стороны, сильно выраженная мотивация достижения помогает человеку справиться с мотивационным кризисом и сохранить высокую самооценку.

  • Ключевой точкой мотивационного кризиса является утрата и поиск но-

вых жизненных смыслов. В психологии выявлена возрастная динамика уров- ня осмысленности жизни: ее максимумы приходятся на возрастные периоды 25-30 лет и старше 50 лет, а минимумы – на периоды до 25 лет и 30-50 лет (К.Муздыбаев, 1981).

Осмысленностьжизни характеризуется:

  • целенаправленностью жизни;

  • интересом, эмоциональной насыщенностью и наполненностью;

  • результативностью жизни и удовлетворенностью самореализацией (на- правленность в прошлое);

  • локусом контроля (представление о собственной свободе выбора, спо- собности определять цели и достигать их);

  • управляемостью жизнью (убеждение в способности человека контро- лировать свою жизнь).

Осмысленность жизни создает у человека чувство «внутренней опоры» и самоуважения.

Социальноеповедение.

Ведущей деятельностью в период средней взрослости по-прежнему явля- ется труд, направленный на изменение и преобразование предметов природы для удовлетворения своих потребностей человеком. Труд связан с утилитар- ными целями.

Особое место занимает также свободная деятельность, направленная на достижение внутренних творческих целей и ведущая к удовлетворению со- циальных и духовных потребностей (Г.А.Яшин, 1996). Свободная деятель- ность рассматривается как имеющая творческий характер. Если труд предпо-
лагает подчинение себя внешним целям и требованиям, то свободная дея- тельность представляет собой процесс самореализации и самоактуализации. Между тем, и сам труд может удовлетворять социальные и духовные потреб- ности.

В этом возрасте уже происходит профессиональная адаптацияиндивида, которая означает:

  • вхождение человека в ролевую структуру группы;

  • принятие субъектом всех структурных элементов профессиональной деятельности (задач, способов, средств, результатов, условий) и овла- дение ими;

  • приспособление человеком самой профессиональной деятельности к своим индивидуальным особенностям.

Особенностиповедениявсемейнойжизни

Важным моментом в семейной жизни являются отношения со взрослыми детьми, перестройка отношений со вступившими в брак детьми, их материальная и эмоциональная поддержка. Поддержка отношений между членами семьи становится ведущей потребностью людей среднего возраста.

Развитие познавательной сферы человека в период средней взросло-сти.

40-60-летний возраст характеризуется снижением физических возможностей, психофизических функций, сенсомоторных и моторных процессов.

В период средней взрослости у человека появляется способность оценивать те или иные события, знания в более широком контексте, устанавливать с ними более разнообразные связи и отношения, что позволяет говорить об особом качестве мышления человека мудрости.

Поздняя взрослость (60 и более лет)


Главной особенностью периода поздней взрослости является генетически запрограммированный процесс старения, который сопровождается опреде- ленными возрастными изменениями в организме.

Среди факторов, определяющих поведение человека в этом возрасте, отмечают следующие:

  • снижение психофизических возможностей: снижение мышечной силы и подвижности человека, ослабление общего тонуса; ухудшение зрения (к 60 годам), слуха (к 50-55 годам); ухудшение тонкой моторики и снижение времени реакции; помимо процесса старения на снижение психофизических возможностей оказывают влияние болезни и депрессивные состояния человека; около половины мужчин и две трети женщин в возрасте старше 70 лет жалуются на состояние своего здоровья (Н.Ф.Дементьева, 1998);

  • пол: женщины склонны к расширению межличностных контактов; кон- такты мужчин постепенно сужаются до круга семейных отношений; женщины легче переносят утрату и одиночество, легче смиряются с отделением от семьи взрослых детей, устанавливают новые знакомства и отношения; женщины чаще, чем мужчины, посещают церковь и видят опору в религии (Н.Ф.Шахматов, 1996; Ю.А.Потанина, 1999); женщины вследствие более ранней смертности мужчин в возрасте по- сле 70 лет чаще ведут одинокий образ жизни (31.3% против 17% - Ю.А.Потанина, 1999);

  • индивидуальныеособенности:тип личности, смысловые ориентации человека влияют на его образ жизни (физическая активность, профессиональная активность, интересы и хобби и пр.), отношения с окру- жающими людьми и отношение к смерти;

  • «разобществление»:теория разобществления, предложенная амери- канскими психологами (Р.Хевигхерст, Б.Ньюгартен, Дж.Розен, В.Генри и др.) в 60-х годах, утверждает, что вследствие прекращения человеком трудовой деятельности, ухудшения материального благо- состояния, падения социального престижа, потери близких, ухода из семьи взрослых детей снижаетсякоммуникабельностьиличностьстановится замкнутой в своем внутреннем мире; в пожилом возрасте для людей типичны нерешительность, тревожность, амбивалентность, а зачастую и невротические расстройства;

  • материальное благосостояние:владение собственностью и материальный доход также в значительной степени влияет на отношение человека к пенсионному возрасту и его поведение; в нашей стране многие пенсионеры вынуждены работать, выращивать урожай на садовом участке;

  • утрата близких и одиночество: потеря близких людей влияет на эмоциональное состояние, переживания пожилых людей; среди респондентов старше 60 лет за 1999-2000гг. 33% потеряли от 4 до 7 родст- венников и лично знакомых людей, 22% - больше 8 человек (Р.Калиш, 1997); отмечается, с одной стороны, разрыв с обществом и близкими людьми, сопровождающийся тягостными переживаниями, с другой стороны, тенденция к обособлению;

  • осознание приближения конца жизни: при планировании своего буду- щего пожилые люди уже принимают во внимание возможность скорой смерти; между тем, большинство из них интереса к теме смерти не ис- пытывают и избегают разговоров о ней, хотя и переживания по поводу собственной смерти становятся все менее интенсивными; большая часть пенсионеров (58%) связывают свое будущее с помощью близ- ким, семейными и личными интересами, 15% не имеют определенных планов на будущее, 27% отметили, что у них «нет будущего» (И.В.Шаповаленко, 1999).


В пожилом возрасте резко усиливается интерес к религии (среди верую- щих лиц старше 60 лет от 53 до 65.8% (К.Каариайнен, Д.Е.Фурман, 1997; Л.Г.Новикова, 1998)). Религиозность рассматривается как один из важней- ших факторов, помогающих спокойно относится к старости и смерти.

Можно отметить возрастную динамику развития мотивов в период позд- ней взрослости. В возрасте 60-69 лет человек по-прежнему сохраняет дея- тельную активность, продолжает реализовывать те же жизненные потребно- сти и мотивы (самореализации, созидания, передачи наследства (наследия) следующему поколению, полезности другим людям). После 70 лет организм большинства пожилых людей слабеет, они сталкиваются с множеством бо- лезней, резко сужает круг общения и снижаются возможности пространст- венного передвижения, на первый план выходит потребность в поддержа-нии физическогоздоровья.

При этом может сохраняться интерес к хобби: коллекционирование, заня- тия музыкой, живописью и пр. (пространство для творчества).

В этом возрасте сохраняется устойчивый познавательный интерес (мно- гие ученые и писатели продолжали продуктивно работать и в этом возрасте: И.П.Павлов в 73 года создал «Двадцатилетний опыт», в 77 – «Лекции о рабо- те больших полушарий головного мозга»; Л.Н.Толстой – в 71 год «Воскресе- ние», в 76 лет – «Хаджи-Мурат».) Г.Олпорт цитирует известного нейрохи- рурга Гарвея Кушинга: «Единственный способ продлить жизнь – это иметь перед собой задачу, которую непременно надо выполнить» (Г. Олпорт, 1961). Именно творческая деятельность помогает человеку противостоять старче- ской деменции.

Для человека после 80 лет особое значение приобретает забота и внима- ние со стороны других людей, как родственников, так и посторонних. Это способствует удовлетворению их потребности в позитивном внимании, когда тебя не воспринимают как обузу, а просто любят и хотят, чтобы ты прожил подольше.

В целом, в период поздней взрослости отмечается снижение потребно-стно-энергетическойсторонымотивации, ослабление желаний.

В целом, в период поздней взрослости отмечается снижение потребно-