Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 532

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Задачи исследования:

методы исследования:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:

Диагностические задания по критерию композиционного мышления:

Содержание работы по развитию композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной

Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:

Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:

Композиционное мышление:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Б. Кустодиев, «Масленица»

Б. Кустодиев, «Зимняя ярмарка»

Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста




Младший школьный возраст является благоприятным периодом развития композиционных навыков. Он в возрастной периодизации Д.Б. Эльконина охватывает период от 6-7 до 9-10 лет. В.В. Давыдов называл данный возраст важным, особым периодом детства. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью учиться, приобретать умения и навыки.

Дети демонстрируют разные уровни сформированности умений и навыков, исходя из индивидуальных особенностей развития познавательных процессов, которые в начальной школе начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. От этого зависит уровень сформированности композиционных навыков. В период обучения в начальной школе, ребёнок постепенно овладевает своими

психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением, соответственно и совершенствует композиционные навыки.

В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление. Существуют следующие виды мышления по уровням (генезису, последовательности появления в процессе интеллектуального развития человека): наглядно-действенное, наглядно- образное и словесно-логическое. Все перечисленные виды
мышления сосуществуют, могут участвовать в одной и той же деятельности. Наличие в мышлении логики делает её более точной и обоснованной. В логике мышления можно выделить следующие операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение и конкретизация. Анализ и синтез обычно дополняют друг друга и осуществляются вместе. «Анализ и синтез, – писал С.Л. Рубинштейн, – «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлечённому мышлению, но и к чувственному восприятию» [32, с.49].

Словесно-логическое мышление является более высокой формой мышления. И.М. Сеченов утверждал [13], что любое движение, прежде чем будет произведено во внешнем плане, совершается в голове. Мышление становится более широким по объему, менее наглядным и более абстрактным, но в то же время более детальным по содержанию. М.В. Алпатов считает [13], что познание законов композиции возможно лишь при участии мышления, которое является высшим познавательным процессом.

В исследованиях Е.И. Игнатьева, В.С. Кузина, Е.В. Шорохова доказано, что развитие композиционных навыков, в первую очередь, связано с развитием композиционного мышления. По мнению О.Н. Чигинцевой [43], композиционное мышление это вид наглядно-образного мышления, вначале связанный с поиском различных путей организации фиксированных элементов пространства линий, цветовых пятен, объединённых общим

чувством и смыслом, а затем с выбором лучшего варианта, в котором состав и расположение частей целого приобретает характер композиционных закономерностей.

В младшем школьном возрасте

продолжает развиваться наглядно- образное мышление, что предполагает активное включение в обучение моделей разного типа. Оно очень ярко проявляется при понимании, сложных картин и ситуаций. A.B. Свешников, В.Л. Илющенко, С.А. Никитенков, А.В. Гавриков, K.M. Зубрилин, Н.В. Грибакин, Л.И. Панкратова и др. рассматривали понятие «композиционное мышление». Под ним следует понимать мыслительные процессы, направленные на обобщение и перевод на язык рисунка и живописи образов, и составление из них целостного произведения. Мысли выявляются и передаются не только в словесной, но и в образной и визуальной форме. Композиционное мышление у детей младшего школьного возраста формируется в момент появления замысла, продолжается при отборе элементов, объединенных общим смыслом, размещении их в пространстве.

Продуктом композиционного мышления является изображение, соответствующее воплощаемому замыслу. Работая над композицией, дети должны сочинить художественное произведение, составить его части во взаимосвязи друг с другом, то есть ребёнок должен получить практику преобразования конструкции в композицию для создания целостного произведения. В.С. Кузин [21]отмечает, что мышление помогает познать общее в предметах и явлениях, закономерные существенные связи между ними, которые необходимы при расстановке фигур, многоплановости в композиции.

В этот период происходит развитие основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных
и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин. В результате чего младший школьник уже способен оперировать относительно сложными понятиями, мыслить в отрыве от конкретных

предметов, то есть владеть композиционными навыками: выделять сюжетно- композиционный центр, применять линию горизонта.

Восприятие это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. По мнению А.В. Запорожца, восприятие – это процесс, связанный по своему происхождению с внешним практическим действием, которая является основой мышления и практической деятельности. Д.Н. Узнадзе [6] подчеркивал особую роль восприятия и представлений в детском рисовании. По его мнению, «ребенок не присматривается к оригиналу и рисует без натуры». Значит, ребенок рисует не то, что он непосредственно воспринимает, а то, что у него есть в представлении. Одной из особенностей восприятия является целостность, которая совершенствуется на протяжении младшего школьного возраста.

В отличие от ощущений, отражающих отдельные свойства предмета, восприятие даёт его целостный образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качеств предмета, получаемых в виде различных ощущений. Также целостность восприятия заключается в том, что свойства и части предметов воспринимаются в том или ином соотношение друг с другом. Из одних и тех же частей можно образовать разное целое, если
они будут находится в разном отношении друг к другу.

В младшем школьном возрасте восприятие превращается в целенаправленный управляемый процесс, становится расчленённым, характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте [44]. Высока эмоциональность восприятия выделение яркого, необычного в качестве основного, часто выделение случайных деталей (таких свойств как цвет, форма, величина) вместо существенных, поэтому при передаче пространства и композиционного центра у обучающихся младшего школьного возраста возникают трудности, которые надо преодолеть при помощи овладения композиционными навыками.

Дети младшего школьного возраста приобрели некоторый опыт управления своим вниманием, способны его контролировать. По мнению П.Я. Гальперина [11], внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности. Результатом внимания является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует, в частности, составление композиции в рисунке. Объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания на конец обучения в начальной школе у почти такие же, как и у взрослого человека.

Память у детей младшего школьного возраста приобретает произвольность и осмысленность. Из-за особенности запоминания и воспроизведения учебного материала у детей младшего школьного возраста