Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 533
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:
Диагностические задания по критерию композиционного мышления:
Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:
создания композиции; анализ (обсуждение) детских работ (творческих, самостоятельных и др.);
моделирование композиционных схем в абстрактном материале на начальном этапе формирования композиционных навыков у детей.
Развитию композиционных навыков в изобразительной деятельности также содействует познавательная активность, которая носит поисковый характер. Под её влиянием у детей постоянно возникают вопросы, ответы на которые они сами постоянно и активно ищут, испытывают эмоциональный подъём и радость [19]. Активизация познавательной активности детей без развития познавательного интереса невозможна, поэтому её необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять через беседы, которые раскрывают понятие «композиция» в изобразительной деятельности, её законы и правила. Через дидактические игры, применение нетрадиционных техник рисования, а также упражнения развиваются познавательные процессы, в том числе и композиционное мышление. М.А. Абрамова предлагает следующие дидактические игры: «Поиграем в сыщика», «Фокусник», «Назови близнецов», «Составь поезд».
Грамотно организованная методическая работа по развитию композиционных навыков в изобразительной деятельности предполагает учёт индивидуальных особенностей детей, ориентацию на зону ближайшего и актуального развития детей, создание психологически комфортной атмосферы на занятиях, установление учебного сотрудничества детей с учителем, структурирование занятий в логике от общего к частному.
Практическое исследование проводилась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Каменск-Уральская гимназия» г. Каменска-Уральского. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста.
Цель начального этапа практического исследования: выявить исходный уровень развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста.
Задачи начального этапа:
В соответствии изученной литературы таких авторов как И.С. Телегина, О.Н. Чигинцева, Л.А. Батаева, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, А.В. Свешников, В.Л. Илющенко, С.А. Никитенков, А.В. Гавриков, К.М. Зубрилин, Н.В. Грибакин, Л.И. Панкратов, Я.А. Коменский, Ж.- Ж. Руссо, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, Н.М. Сокольникова, М.В. Алпатов,Н.П. Костерин, Б.Н. Неменский и основываясь на определении понятий «композиция» Е.В. Шорохова и
«навык» Л.С. Рубенштейна определили
, что композиционные навыки – это сознательно автоматизируемое действие построения целого, где
расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией объектов.
Говоря о результатах процесса развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста будем опираться на классификацию критериев и показателей по Л.А. Батаевой.
Таблица 2 Классификация критериев и показателей процесса развитости
композиционных навыков у детей младшего школьного возраста по Л.А. Батаевой
Уровни развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста определены на основе выделенных критериев и показателей по Л.А. Батаевой.
Таблица 3 Уровни развитости композиционных навыков у детей младшего школьного
возраста по Л.А. Батаевой
Уровни развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста определены через общую сумму баллов, набранных ими в процессе выполнения диагностических заданий (см. таблица 4).
Таблица 4 Уровень развитости композиционных навыков у детей младшего школьного
возраста
В соответствии с критериями и показателями развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности подобраны и применены следующие диагностические задания:
«Схематизация» (Л.А. Венгер, модификация Р.И. Бардиной), методика
«Кубики Кооса» (С. Коос) [24].
моделирование композиционных схем в абстрактном материале на начальном этапе формирования композиционных навыков у детей.
Развитию композиционных навыков в изобразительной деятельности также содействует познавательная активность, которая носит поисковый характер. Под её влиянием у детей постоянно возникают вопросы, ответы на которые они сами постоянно и активно ищут, испытывают эмоциональный подъём и радость [19]. Активизация познавательной активности детей без развития познавательного интереса невозможна, поэтому её необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять через беседы, которые раскрывают понятие «композиция» в изобразительной деятельности, её законы и правила. Через дидактические игры, применение нетрадиционных техник рисования, а также упражнения развиваются познавательные процессы, в том числе и композиционное мышление. М.А. Абрамова предлагает следующие дидактические игры: «Поиграем в сыщика», «Фокусник», «Назови близнецов», «Составь поезд».
Грамотно организованная методическая работа по развитию композиционных навыков в изобразительной деятельности предполагает учёт индивидуальных особенностей детей, ориентацию на зону ближайшего и актуального развития детей, создание психологически комфортной атмосферы на занятиях, установление учебного сотрудничества детей с учителем, структурирование занятий в логике от общего к частному.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
-
Диагностика по выявлению исходного уровня развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
Практическое исследование проводилась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Каменск-Уральская гимназия» г. Каменска-Уральского. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста.
Цель начального этапа практического исследования: выявить исходный уровень развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста.
Задачи начального этапа:
-
Определить критерии и показатели развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста. -
Провести диагностику по выявлению уровней развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста, сделать соответствующие выводы.
В соответствии изученной литературы таких авторов как И.С. Телегина, О.Н. Чигинцева, Л.А. Батаева, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, А.В. Свешников, В.Л. Илющенко, С.А. Никитенков, А.В. Гавриков, К.М. Зубрилин, Н.В. Грибакин, Л.И. Панкратов, Я.А. Коменский, Ж.- Ж. Руссо, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, Н.М. Сокольникова, М.В. Алпатов,Н.П. Костерин, Б.Н. Неменский и основываясь на определении понятий «композиция» Е.В. Шорохова и
«навык» Л.С. Рубенштейна определили
, что композиционные навыки – это сознательно автоматизируемое действие построения целого, где
расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией объектов.
Говоря о результатах процесса развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста будем опираться на классификацию критериев и показателей по Л.А. Батаевой.
Таблица 2 Классификация критериев и показателей процесса развитости
композиционных навыков у детей младшего школьного возраста по Л.А. Батаевой
Критерии | Показатели |
Целостное визуальное восприятие объектав окружающей среде | Способность визуально воспринимать и фиксировать в изображении характер формы реальных объектов окружающего мира силуэтом – пятном определенной геометрической формы, т.е. способность детей абстрагироваться – умение опознавать геометрические формы, в которые можно мысленно вписать объект натуры или изображение. Умение изображать симметричные формы характеризуется умением удерживать в поле зрения все изображение, цельно видеть предмет, правую и левую половину изображения одновременно для соотнесения и согласования между собой вновь возникающего изображения с изображением, уже имеющимся. |
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства | Способность детей целостно воспринимать и оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое с целью определения обобщенной геометрической формы, в которую возможно вписать эту группу. |
Композиционное мышление | Умение выделять композиционный центр (доминанту), способны решать различные творческие задачи, используя основные правила композиции, самостоятельно целостно воспринимать объекты и явления окружающей среды и воплощать свой художественный замысел в творческой композиции |
Уровни развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста определены на основе выделенных критериев и показателей по Л.А. Батаевой.
Таблица 3 Уровни развитости композиционных навыков у детей младшего школьного
возраста по Л.А. Батаевой
Уровень | Характеристика |
Высокий | Дети самостоятельно, без затруднений способны визуально воспринимать и фиксировать в изображении характер формы реальных объектов окружающего мира, в том числе и группы объектов, т.е. способны абстрагироваться – опознавать геометрические формы, в которые можно мысленно вписать изображение; умеют удерживать в поле зрения все изображение, в ходе чего получают симметричные формы; легко находят композиционный центр; мотивированы на воплощение своего художественного замысла в творческой композиции. Продукт деятельности имеет завершённый характер, содержательно наполнен. |
Средний | Дети проявляют недостаточную самостоятельность при визуальном восприятии и фиксировании в изображении характера формы реальных объектов окружающего мира, в том числе и группы объектов, т.е. способности абстрагироваться – опознавать геометрические формы, в которые можно мысленно вписать изображение; не всегда умеют удерживать в поле зрения все изображение, получение симметричных форм, при необходимости требуется помощь учителя в виде наводящих вопросов, наглядности; иногда испытывают трудность при нахождении композиционного центра, не в достаточной степени мотивированы на воплощение своего художественного замысла в творческой композиции. Продукт деятельности имеет завершённый характер, но не детализирован. |
Низкий | Дети испытывают трудности визуально воспринимать и фиксировать в изображении характер формы реальных объектов окружающего мира, в том числе и группы объектов, т.е. не способны абстрагироваться – опознавать геометрические формы, в которые можно мысленно вписать изображение; не умеют удерживать в поле зрения все изображение, в ходе чего формы не симметричны; с помощью учителя находят композиционный центр; часто не мотивированы на продукт деятельности, самостоятельно не могут воплотить художественный замысел в творческой композиции. Продукт деятельности часто имеет незавершённый характер, скудны по содержанию. |
Уровни развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста определены через общую сумму баллов, набранных ими в процессе выполнения диагностических заданий (см. таблица 4).
Таблица 4 Уровень развитости композиционных навыков у детей младшего школьного
возраста
Уровень | Баллы |
Высокий | 3 балла |
Средний | 2 балла |
Низкий | 1 балл |
В соответствии с критериями и показателями развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности подобраны и применены следующие диагностические задания:
-
по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде – методика «Разрезные картинки» (модификация Л.И. Переслени, О.И. Шурановой) [31], «Прогрессивная цветная матрица Равена» (Дж. Равен, модификация Т.В. Розановой) [33]; -
по целостному восприятию группы предметов в произведениях искусства – методика «Последовательные картинки» (А.Н. Бернштейн, модификация Н. Радлова), «Воспроизведение визуальных репродукций» (Д. Векслер) [24]; -
по критерию композиционного мышления– методика
«Схематизация» (Л.А. Венгер, модификация Р.И. Бардиной), методика
«Кубики Кооса» (С. Коос) [24].