Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 523
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:
Диагностические задания по критерию композиционного мышления:
Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:
Таким образом, результаты проведенных методик «Последовательные картинки» (А.Н. Бернштейн, модификация Н. Радлова), «Воспроизведение визуальных репродукций» (Д. Векслер) показали, что у 3 детей – высокий уровень развития композиционных навыков (15 %), у 11 детей – средний уровень (55 %) и 6 детей (30 %) обладает низким уровнем развития композиционных навыков.
Рис. 2. Диаграмма уровня развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста по критерию целостного восприятия групп предметов в произведениях искусства
Из рисунка2 видно, что уровень развития композиционных навыков у большинства детей младшего школьного возраста на среднем уровне. Пятеро
детей (Милена Д., Алиса С., Алиса Т., Александр П., Эмиль Х.) имеют высокий уровень, остальная часть имеют уровень развития композиционных навыков ниже среднего, детей с низким уровнем не выявилось.
Диагностические задания по критерию композиционного мышления:
1. Методика «Схематизация» (Л.А. Венгер, модификация Р.И. Бардиной) (Приложение 5).
Цель: выявление уровня сформированности композиционного мышления.
Диагностический материал: листы – «полянки» с изображением различных разветвленных дорожек, в конце которых расположены домики (полянка А и полянка Б – для вводных задач; остальные полянки 1-10 – для основных задач). В нижней половине листа – схема («письмо»), ориентируясь на которую, ребенок находит путь к домику.
Порядок поведения: детям предлагается на основе использования условно-схематических изображений отыскать нужный путь в системе дорожек. Сначала предлагаются вводные задачи, затем основные. При необходимости оказывается помощь.
Обработка результатов представлена в таблице 11.
Таблица 11 Обработка результатов методики «Схематизация» (Л.А. Венгер,
модификация Р. И. Бардиной)
Уровень | Баллы | Характеристика |
1 уровень | 9-10 баллов | При выполнении заданий дети самостоятельно могут учесть одновременно оба параметра и все предложенные задачи решают в основном верно (возможно допущение одной ошибки), то есть в достаточной степени умеет выделять композиционный центр, самостоятельно целостно воспринимать объекты и явления окружающей среды. Мотивированы на результат. |
2 уровень | 6-8 баллов | При выполнении заданий дети могут учесть только один параметр и предложенные задачи решают самостоятельно (возможно допущение четырёх ошибок), то есть не в достаточной степени умеет выделять композиционный центр, самостоятельно целостно воспринимать объекты и явления окружающей среды. Мотивированы на результат. |
Продолжение таблицы 11
3 уровень | 0-5 баллов | При выполнении заданий дети учитывают лишь отдельные элементы и все предложенные задачи решают с помощью (возможно допущение пяти ошибок), то есть не умеет выделять композиционный центр, самостоятельно целостно воспринимать объекты и явления окружающей среды. Не мотивированы на результат. |
1. Методика «Кубики Кооса» (С. Коос).
Цель: выявить уровень развития пространственного восприятия, уровень сформированности наглядно-образного мышления, возможности пространственного анализа и синтеза конструктивного праксиса.
Диагностический материал: набор из 9-ти одинаковых кубиков, стороны которых окрашены в белый и красный цвета. Две стороны кубика – белые, две другие – красные, и оставшиеся две – красно-белые по диагонали.10 карточек с изображениями фигур, которые ребёнок должен воспроизвести путем подбора и соединения соответствующих кубиков; секундомер; бланк фиксации результатов.
Порядок поведения: до начала работы с узорами необходимо предварительно познакомить ребенка с характером раскраски кубиков, объяснить, что все кубики раскрашены совершенно одинаково. Перед ребенком на столе кладется узор, а рядом в случайном порядке находятся кубики. Начинать выполнение заданий необходимо с узора серии «C». Ребёнку необходимо посмотреть на изображение с узором и повторить при помощи кубиков.
По мере успешного
выполнения ему предлагают складывать следующие узоры, показывая их по одному с возрастающей сложностью. При необходимости оказывается помощь: стимулирующая или организационная. При выполнении задания «C» с 1-й или 2-й попытки необходимо дать за «A» и «B» (4 балла) и перейти к заданию № 1. При невыполнении задания «C» со второй попытки – вернуться к «A» и «B» и прекратить. Прекратить при двух неудачах подряд. При обработке
результатов 2 балла даётся за каждую фигуру, собранную самостоятельно, с первой попытки; 1 балл даётся за собранную фигуру со второй попытки.
Обработка результатов представлена в таблице12.
Таблица 12 Обработка результатов методики «Кубики Кооса» (С. Коос)
Уровень | Баллы | Характеристика |
1уровень | 18-20 баллов | Ребёнку не приходится объяснять, что находится на гранях кубиков, не требуется помощь, чтобы сложить первый узор. Все 10 узоров ребёнок складывает сам. Ребёнок находит среди кубиков, необходимый рисунок и вращает, соотнося взглядом при этом рисунок в руках с необходимым образцом. Если необходимого нет – тогда он берёт кубик в руки и вращает кубик, ища необходимую грань. Выкладывая кубик, ребенок постоянно соотносит картинку и свой вариант. То есть в достаточной степени умеет выделять композиционный центр, самостоятельно целостно воспринимать объекты и явления окружающей среды. |
2 уровень | 11-17 баллов | Ребёнку приходится объяснять, что находится на гранях кубиков, необходима помощь, также, как и в складывании последующих узоров. Ребёнок находит среди кубиков, необходимый рисунок, соотнося взглядом при этом рисунок в руках с необходимым образцом. Если необходимого нет – тогда он ищет кубик с необходимой гранью. Выкладывая кубик, ребенок постоянно соотносит картинку и свой вариант. То есть не в достаточной степени умеет выделять композиционный центр, самостоятельно целостно воспринимать объекты и явления окружающей среды. |
3 уровень | 0- 10 баллов | Ребёнку приходится объяснять, что находится на гранях кубиков, необходима помощь, также, как и в складывании последующих узоров, при этом ребёнок не может справиться с заданием. Ребёнок с трудом находит среди кубиков, необходимый рисунок или вообще не находит его. Если необходимого не было – тогда он ищет кубик с необходимой гранью. То есть не умеет выделять композиционный центр, самостоятельно целостно воспринимать объекты и явления окружающей среды. |
Уровни развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе проектировочной работы поразвитию композиционного мышления, полученные по итогам выполнения диагностических заданий представлены в таблице 13.
Таблица 13 Уровни развитости композиционных навыков у детей младшего школьного
возраста критерию композиционного мышления
№ п/п | Фамилия, имя | Методика «Схематизация» (Л.А. Венгер, модификация Р.И. Бардиной) | Методика «Кубики Кооса»(С. Коос) | Итого | Уровень |
1. | Михаил. Б. | 2 | 1 | 1 | Низкий |
2. | Милена Д. | 3 | 3 | 3 | Высокий |
3. | Иван К. | 3 | 2 | 2 | Средний |
4. | Кира К. | 3 | 2 | 2 | Средний |
5. | Кирилл К. | 2 | 3 | 2 | Средний |
6. | Никита К. | 2 | 1 | 2 | Низкий |
7. | Владимир М. | 2 | 3 | 3 | Средний |
8. | Артём М. | 2 | 2 | 2 | Низкий |
9. | София М. | 3 | 2 | 2 | Средний |
10. | Егор М. | 2 | 3 | 2 | Средний |
11. | Ксения Н. | 3 | 2 | 2 | Средний |
12. | Евгений О. | 1 | 1 | 1 | Низкий |
13. | Александр П. | 3 | 2 | 2 | Средний |
14. | Инесса С. | 2 | 2 | 2 | Средний |
15. | Алиса С. | 3 | 2 | 2 | Средний |
16. | Алиса Т. | 3 | 3 | 3 | Высокий |
17. | Артём Х. | 1 | 1 | 1 | Низкий |
18. | Владислав Х. | 2 | 2 | 2 | Средний |
19 | Эмиль Х. | 3 | 2 | 2 | Средний |
20. | Таисия Щ. | 1 | 2 | 1 | Низкий |