Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 522
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:
Диагностические задания по критерию композиционного мышления:
Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:
Содержание работы по развитию композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной
деятельности
После проведения диагностического исследования на констатирующем этапе опытно-поисковой работы был проведён анализ полученных данных. В диагностике участвовал 20 человек; из них 7 человек показали низкий уровень развития композиционных навыков; 10 человек показали средний уровень; 3 человека – высокий уровень.
Опираясь на проведенный анализ уровня развития композиционных навыков детей, описанный в первой главе, на результаты, полученные на констатирующем этапе опытно-исследовательской деятельности, нами разработан комплекс заданий по развитию композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.
Цель комплекса заданий: развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возрастав изобразительной деятельности.
Задачи комплекса заданий:
-
Развивать целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде; -
Развивать целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства; -
Развивать композиционное мышление.
Нами был разработан комплекс из 12 заданий, направленный на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности (Приложение 5).
Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:
-
«Разбитая ваза» (цветные карандаши, рабочий лист с иллюстрацией); -
«Поиграй в сыщика» (цветные карандаши, восковые мелки, рабочий лист с иллюстрацией); -
«Строитель» (цветные карандаши, рабочий лист с иллюстрацией); -
«Сложи узор» (части мозаики, рабочий лист с изображением целостных образов).
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:
-
«Что после чего?» (акварель, кисть, непроливайка, палитра, клеёнка, рабочий лист с иллюстрациями); -
«Художник» (карточки с загадками, простой карандаш, гуашь, кисть, непроливайка, палитра); -
«Журналист» (репродукции картин Б. Кустодиева «Масленица»,
«Ёлочный торг», «Зимняя ярмарка»;
-
«Сюжетное рисование» (репродукции картин: Е. Уварова «Зимние развлечения», В. Гусев «Солнечный день», А. Бортников «Весна пришла», Ф. Сычков «Трудный переход», схемы поэтапного изображения людей, простой карандаш, акварель, непроливайка).
Композиционное мышление:
-
«Жители гор» (макет горы, цветные карандаши, простой карандаш, лист формата А4, клей-карандаш, ножницы); -
«Найди ошибку» (иллюстрация, в которой допущена ошибка перспективы, простой карандаш); -
«Формы» (рабочий лист с геометрическими фигурами и животными, простой карандаш, цветные карандаши, клей карандаш, ножницы); -
«Цветные кисти» (раскраска сюжетной картины, акварель, непроливайка, кисть, палитра, раскраска к сказке «Гуси-лебеди»).
Этапы реализации комплекса заданий, направленного на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности представлены в таблице 15.
Таблица 15
Этапы реализации комплекса заданий
Этапы | Сроки | Содержание деятельности |
Аналитико- диагностический | 2 месяца | Подобран методический и дидактический материал по развитию композиционных навыков у детей младшего школьного возраста |
Деятельностно- технологический | 3 месяца | Разработан комплекс заданий, направленный на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста |
Комплекс заданий разрабатывался с учётом возрастных особенностей детей, выделенных критериев и показателей уровня развития композиционных навыков, рассмотренных в первой главе исследования. Изобразительная деятельность осуществляется на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности. Задания подобраны таким образом, чтобы у учителя была возможность использовать их на любом этапе урока или внеурочного занятия. Структура каждого задания соответствует этапам формирования композиционных навыков. Этапы развития навыка, представленные в таблице 16:
Таблица 16
Этапы формирования композиционных навыков у детей (по Л.Б. Ительсону)
Этап развития навыка | Цель этапа |
Ознакомительный | Ознакомление с приемами выполнения действий |
Подготовительный (аналитический) | Овладение отдельными элементами действия; анализ способов их выполнения |
Стандартизирующий (синтетический) | Сочетание и объединение элементарных движений в единое действие |
Продолжение таблицы 16
Варьирующий (ситуативный) | Овладение произвольным регулированием характера действия |
При выполнении комплекса заданий в рамках изобразительной деятельности дети знакомятся с традициями русского народа, с понятийным аппаратом, способами и рисования, узнают особенности построения композиции, работают с различными художественными материалами.
Анализируют репродукции картин русских художников (Б.М. Кустодиева, Е.А. Уварова, В.С. Гусев, А.И. Бортников, Ф.В. Сычков). А также развивают речь, мелкую моторику рук, память. Предусмотрена как индивидуальная, так и коллективная работа. Большинство заданий предполагает обращение детей к собственному жизненному опыту.
Б.М. Неменский [37]считает, что методы тесно связаны с принципами преподавания изобразительного искусства. «Взаимосвязь между принципами, методами и конкретным построением содержания программы не однолинейно. Они слиты в педагогическом процессе и трудно отделимы друг от друга». Целостность обучения обеспечивается определёнными методами, через которые реализуются соответствующие принципы:
-
Закон художественного уподобления: даёт представление об особенностях передачи художественных знаний, об основных принципах формирования у детей способности получить эту информацию в процессе уподобления, то есть сопереживания. Для введения в ситуацию уподобления, учитель использует репродукции художников, где дети визуально воспринимают изображение, выделяют композиционный центр и основные правила композиции; дидактические игры, направленные на целостное визуальное восприятие объектов окружающей среды, группы предметов, развитие композиционного мышления. -
Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения): последовательное изучение методически
выстроенного материала. Реализуется через методы:
Метод поэтапных открытий. Предполагает чёткое вычленение тем каждого урока или занятия, раскрытие через переживания различных её граней при восприятии объектов и явлений окружающего мира. Необходимо
использовать картины и художественное слово;
Метод единства восприятия и созидания на каждом уроке. Организация деятельности для глубокого осознания темы занятия или урока в целостности всех видов деятельности: смотря зрительный ряд, слушая художественное слово, музыкальное произведение и выполняя практическую работу – и все на одну тему через решение различных творческих задач, используя основные правила композиции;
Метод широких ассоциаций – возможность и необходимость творческой интерпретации содержания, используя основные правила композиции. Если ребёнок ассоциативно расширяет рассказ по картине, то это необходимо поддерживать, способствуя развитию восприятия и мышления
-
Принцип постоянства связи с жизнью. Для реализации этого принципа используются методы:
Метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей через беседы, т. е. актуализация и активизация его для осознания темы при целостном визуальном восприятии объектов окружающей действительности.
Метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Это задания, направленные на размышления об искусстве, на развитие композиционного мышления через расширение кругозора об изобразительном искусстве (книги, статьи, репродукции);
Метод отчётных уроков– присутствие родителей и других учителей чаще всего проходит в форме выставки.
Метод оформления работами учеников класса, школы, витрины, а также праздников. Выставки детских