Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 527

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Задачи исследования:

методы исследования:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:

Диагностические задания по критерию композиционного мышления:

Содержание работы по развитию композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной

Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:

Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:

Композиционное мышление:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Б. Кустодиев, «Масленица»

Б. Кустодиев, «Зимняя ярмарка»


между собой вновь возникающего изображения с изображением, уже имеющимся;

  • целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства способность детей целостно воспринимать и оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое с целью определения обобщенной геометрической формы, в которую возможно вписать эту группу;

  • композиционное мышление – умение выделять композиционный центр (доминанту), способны решать различные творческие задачи, используя основные правила композиции, самостоятельно целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира и воплощать свой художественный замысел в творческой композиции.

  1. Младший школьный возраст является благоприятным периодом развития композиционных навыков. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать умения и навыки. Дети демонстрируют разные уровни сформированности умений и навыков, исходя из индивидуальных особенностей развития познавательных процессов, которые в начальной школе начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными.

В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление. Оно становится более широким по объему, менее наглядным и более абстрактным, но в то же время более детальным по содержанию. Восприятие превращается в целенаправленный
управляемый процесс, становится расчленённым, характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Целостность, как свойство восприятия продолжает развиваться на протяжении младшего школьного возраста. Дети способны контролировать внимание, так как преобладает произвольность.

Развитие мышления, восприятия имеет огромное значение для развития композиционных навыков в изобразительной деятельности. Важнейшим аспектом, по данным психологов, является систематическое совершенствование, развитие у детей младшего школьного возраста композиционного мышления и целостного восприятия для способности усваивать специальные знания, умения и навыки в композиции. Именно от этих факторов и выделенных условий зависит положительный результат изобразительной деятельности.

2. Изобразительная деятельность является средством развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста. Она способствует развитию композиционного мышления, основанного на знании и умении применять законы и правила композиции: учатся думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать, передавать свои впечатления об окружающей действительности, устанавливать смысловые связи между различными предметами и группами предметов, целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира, передавать в рисунке пропорциональные соотношения между ними, воплощая свой художественный замысел.

Анализ

программ по изобразительному искусству 1-4 класс Б.Н. Неменского, В.Н. Кузина, Т.Я. Шпикаловой и др., показывает, что в процессе обучения в начальной школе дети развивают композиционные навыки через следующие виды работ: анализ (обсуждение) репродукций картин с целью выделения способов создания композиции; анализ (обсуждение) детских работ (творческих, самостоятельных и др.); моделирование композиционных схем в абстрактном материале на начальном этапе формирования композиционных навыков у детей. Развитию композиционных навыков в изобразительной деятельноститакжесодействует познавательная активность, которая носит поисковый характер. Под её влиянием у детей постоянно возникают вопросы, ответы на которые они

сами постоянно и активно ищут, испытывают эмоциональный подъём и радость.

Активизация познавательной активности детей без развития познавательного интереса невозможна, поэтому её необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять через беседы, которые раскрывают понятие «композиция» в изобразительной деятельности, её законы и правила. Через дидактические игры, применение нетрадиционных техник рисования, а также упражнения развиваются познавательные процессы, в том числе и композиционное мышление.

М.А. Абрамова предлагает следующие дидактические игры: «Поиграем в сыщика», «Фокусник», «Назови близнецов», «Составь поезд». Грамотно организованная методическая работа по развитию композиционных навыков в изобразительной деятельности предполагает учёт индивидуальных особенностей детей, ориентацию на зону ближайшего и
актуального развития детей, создание психологически комфортной атмосферы на занятиях, установление учебного сотрудничества детей с учителем, структурирование занятий в логике от общего к частному.

  1. В соответствии с критериями и показателями развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности подобраны и применены следующие диагностические задания:

  • по развитию целостного визуального восприятия объекта в окружающей среде – методика «Разрезные картинки» (модификация Л.И. Переслени, О.И. Шурановой), «Прогрессивная цветная матрица Равена» (Дж. Равен, модификация Т. В. Розановой);

  • по целостному восприятию группы предметов в произведениях искусства методика «Последовательные картинки» (А.Н. Бернштейн, модификация Н. Радлова), «Воспроизведение визуальных репродукций» (Д. Векслер);

  • по критерию композиционного мышления– методика

«Схематизация» (Л.А. Венгер, модификация Р.И. Бардиной), методика

«Кубики Кооса» (С. Коос).

Результаты диагностики показали, что на высоком уровне развитие композиционных навыков у 3 детей, на среднем уровне у 10 детей, на низком уровне у 7 детей, в процентном соотношении: высокий уровень 15 %; средний уровень 50 %; низкий уровень 35%

Подытоживая вышеизложенные результаты, отметим, что у детей младшего школьного возраста преобладает средний и низкий уровень
развития композиционных навыков:

по развитию целостного визуального восприятия объекта в окружающей среде – детям сложно абстрагироваться, у них недостаточно развито умение опознавать геометрические формы, в которые можно мысленно вписать объект натуры или изображение. Они испытывали затруднение в точном подборе деталей самостоятельно с первой попытки, а также трудности при переходе от простого к сложному. Большинство детей были не мотивированы на результат, лишь некоторые из них выполняли задания с удовольствием. Двое детей переходили от простого к сложному без затруднений, затрачивая минимум времени на выполнение заданий, им хотелось дополнительно выполнить более сложный уровень. Один обучающийся после неуспешного выполнения первой карточки, отказался от следующей, ссылаясь на то, что ему сложно и ничего не получится. После помощи учителя и создания ситуации успеха, у ребёнка получилось завершить задание;

  • по целостному восприятию группы предметов в произведениях искусства испытывали затруднение в изображении симметричных форм, то есть умением удерживать в поле зрения все изображение, цельно видеть предмет. Детям сложно целостно воспринимать и оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое. Троим детям трудно воспринимать правую и левую половину изображения одновременно для

соотнесения и согласования между собой вновь возникающего изображения с изображением, уже имеющимся, им требовалась помощь учителя. Практически все были мотивированы на результат, посторонний стимул со стороны учителя