Файл: Изучение взаимосвязи современных компьютерных игр и личности школьника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В данное время у взрослых, учителей, родителей, отношение к компьютерным играм определилось: это явление имеет свои положительные и отрицательные стороны. Запретить их невозможно.

Чтобы подтвердить гипотезу исследования и выполнить поставленные задачи, было проведено психологический тест личности по методике Мейерз-Бриггс, тест на компьютерную зависимость. Прежде чем предложить рекомендации разумной организации компьютерных игр, следует уточнить как сами учащиеся относятся к этой проблеме. Был проведён опрос учащихся 5 – 9 классов. Им была предложена анкета.

Исследовательская работа проводится на базе Догдогинской ООШ.

Таблица 1.

Группа

Тип лич-ности

Количес-тво

Компьютерная зависимость

Жанр

Польза от компьютерных игр


Аналитики

Стратег

1

Угроза нега-тивных пос-ледствий от компьютерных игр.

Приключе-ния, боевик и стратегия.

Развивают логику, воображение и быстроту. Помогают определить интересы в жизни.

Ученый

2

Угроза нега-тивных пос-ледствий от компьютерных игр.

Приключения, боевик и забавы.

Развивают логику, воображение

Полемист

2

Высокая ве-роятность формирова-ния зависи-мости.

Боевик

Развивает воображение

Командир

2

Высокая вероятность формирова-ния зависи-мости.

Боевик

Развивают быстроту.


Хранители

Консул

3

Угроза нега-тивных пос-ледствий от компьютерных игр.

Стратегия,

приключения, боевик, компьютер-ный симуля-тор.

Развивают воображение и быстроту.

Защитник

2

Зависимости нет.

Ролевые игры.

Не определен.

Админис-тратор

2

Угроза нега-тивных пос-ледствий от компьютерных игр.

Стратегия.

Ролевые игры.

Развивают логику и помогают оп-ределить ин-тересы в жизни.


Дипломаты

Активист

1

Зависимости нет.

Стратегия

Не опреде-лен.

Посредник

6

У троих угроза нега-тивных пос-ледствий от компьютер-ных игр;

У троих вероятность формирова-ния зависи-мости.

Забавы, боевик и стратегии.

Развивают логику, воо-бражение. Помогают определить интересы в жизни.


Искатели

Развлека-тель

7

У троих угроза негативных последствий от компью-терных игр;

У четверых высокая вероятность формирова-ния зависи-мости.

Приключения, головоло-мка и боевик.

Развивают быстроту и помогают оп-ределять цель в жизни.

Артист

1

Высокая вероятность формирова-ния зависи-мости.

Приключе-ния

Развивают логику и тре-нируют па-мять.

Делец

1

Угроза нега-тивных пос-ледствий от компьютерных игр.

Приключе-ния

Развивают логику, воо-бражение, быстроту. Помогают определить интересы в жизни.

Виртуоз

1

Угроза нега-тивных пос-ледствий от компьютерных игр.

Приключе-ния.

Развивают быстроту.



2.2 Анализ полученных результатов


Примерно половина респондентов, у которых тип личности стратег, ученый, командир и полемист имеют высокую вероятность формирования компьютерной зависимости. Также они предпочитают играть в такие жанры компьютерных игр, как приключение, боевик и стратегия, так как считают, что такие игры развивают логику и воображение.





У респондентов с типом личности администратор, консул и защитник имеется только угроза компьютерной зависимости. Такие люди предпочитают играть в ролевые игры, приключения и боевик. По их мнению, игры такого жанра развивают воображение, быстроту и помогают определить интересы в жизни.





Про людей с типом личности посредник и активист. У троих из шести учащихся с типом личности посредник наблюдается высокая вероятность формирования компьютерной зависимости. Многие из них предпочитают играть в забавы и стратегии, так как считают, что такие игры помогают развивать логику и воображение. Помогают определить интересы в жизни.





Если говорить о таких типах личности, как развлекатель, артист, делец и виртуоз, то можно сказать, что у семерых высокая вероятность формирования компьютерной зависимости. Люди с таким типом личности предпочитают играть в игры жанра приключения, головоломки и боевик, потому что такие игры развивают логику, воображение, быстроту. Помогают определить интересы в жизни.





Типы личности как развлекатель, делец, артист и виртуоз, большинство имеют высокую вероятность компьютерной зависимости. В основном любят видеоигры в жанре приключения, головоломки и боевик. Такой жанр, по их мнению, развивает память, быстроту и помогают определять цель в жизни.




Заключение


Хотя компьютерные игры уже лет десять официально признаны одной из форм искусства, в науке они до сих пор вызывают много споров — и некоторые исследования игр действительно неоднозначны.



В процессе исследования в соответствии его целями и задачами были получены следующие результаты:

  • изучены теоретические основы по теме исследования;

  • проанализирована влияние компьютерных игр на школьников;

  • изучено взаимосвязь компьютерных игр и личности школьника.

Исходя из полученных результатов данного исследования, можно сказать, что люди с определенным типом личности предпочитают определенные компьютерные игры в зависимости от их жанра. Так же некоторые типы личности наименее склонны к компьютерной зависимости, чем другие, например, защитник и активист. Большинство респондентов считают, что видеоигры развивают воображение, но также при этом отмечают, что современные компьютерные игры занимают слишком много времени, особенно онлайн игры.

На основе данного исследования пока еще рано делать серьезные выводы. Предстоит опросить еще больше людей и искать другие методы исследования.

Результаты исследования показывают, что цель достигнута, задачи решены, но гипотеза не подтверждена.

Список использованной литературы




  1. Рубцов В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя // Основы социальногенетической психологии: Избранные психологические труды / В.В. Рубцов. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – (Психологи отечества). – С. 222–234. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=85904 (дата обращения: 20.11.2022).

  2. Богачева Н.В. Войскунский А.Е. Специфика когнитивных стилей и функции контроля у геймеров [Электронный ресурс] // Психологические исследования. – 2014. – Т. 7. – № 38: [сайт]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n38 (дата обращения: 28.11.2022)

  3. Макалатия А.Г., Матвеева Л.В. Субъективные факторы притягательности компьютерных игр для детей и подростков // Национальный психологический журнал. – 2017. – №1(25). – С. 15–24.

  4. Смирнова Е.О. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры [Текст] / Е.О. Смирнова, Р.Е. Радеева // Образование и информационная культура. Социологические аспекты: Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2000. – С. 330–369. URL: http://childpsy.ru/lib/articles/id/10345.php?print=Y (дата обращения: 01.12.2022).

  5. Попов, О.А. Новая классификация компьютерных игр. URL: http://psystat.at.ua/publ/4-1-0-30 (дата обращения: 25.11.2022).

Приложение 1.


Класс:_________

Пол:___________

Отвечать следует, имея в виду последние 12 месяцев.

1. Играл ли ты за последний год в компьютерные игры так, что не замечал времени?

а/ никогда; б/ иногда; в/ чаще всего; г/ почти всегда.

2. За последний год, играя в компьютерные игры, нужно было тебе больше времени для того, чтобы достичь нужной степени азарта (возбуждения)?

а/ никогда; б/ иногда; в/ чаще всего; г/ почти всегда.

3. Когда ты играл накануне, возвращался ли на следующий день к той же игре, чтобы пройти незавершённые уровни?

а/ никогда; б/ иногда; в/ чаще всего; г/ почти всегда.

4. Брал ли ты деньги в долг, чтобы иметь возможность играть?

а/ никогда; б/ иногда; в/ чаще всего; г/ почти всегда.

5. Было ли у тебя когда-нибудь чувство, что у тебя могут быть проблемы с зависимостью от компьютерных игр?

а/ никогда; б/ иногда; в/ чаще всего; г/ почти всегда.

6. Можно ли так сказать, что компьютерные игры являлись иногда причиной твоих проблем со здоровьем (включая стресс и беспричинное беспокойство)?

а/ никогда; б/ иногда; в/ чаще всего; г/ почти всегда.

7. Критиковали тебя когда-нибудь за твоё пристрастие к компьютерным играм, даже если ты считал эти замечания несправедливыми?

а/ никогда; б/ иногда; в/ чаще всего; г/ почти всегда.

8. Было ли когда-нибудь твоё пристрастие к компьютерным играм причиной твоих

проблем?

а/ никогда; б/ иногда; в/ чаще всего; г/ почти всегда.

9. Возникало ли у тебя когда-нибудь чувство вины за то, как ты играешь, или за то, что происходит во время игры?

а/ никогда; б/ иногда; в/ чаще всего; г/ почти всегда.

Приложение 2.

Анкета

Класс _____

Пол _______

1. Играете ли вы в компьютерные игры?

Да, дома  Да, у товарища  Да, в школе Нет, не хочу Нет не имею возможности

2. Какой тип игры вы предпочитаете?

 Приключенческая  Боевик  Ролевая игра  Стратегическая игра Компьютерный симулятор  Головоломка  Образовательная игра

 Забавы

 Укажите другое___________________________________________________

3. Сколько времени вы тратите на компьютерные игры (часов в неделю)

 0,5 – 2,  2-5,  5-10,  10-15,  более 15.

4. Чем полезны компьютерные игры?

 Развивают воображение  Развивают логику  Развивают быстроту

реакции  Помогают определить свои интересы в жизни  Тренируют

память

 Другое

5. Какой вред по-вашему приносит увлечение компьютерными играми?

 Воспитывает плохие качества  Занимает много времени  Отвлекают от других занятий


 Плохо влияет на состояние здоровья

 Свой вариант_____________________________________________________