Файл: Реформы в сфере прохождения государственной (муниципальной) службы.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).

Государственные должности государственной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования. Специализация государственных должностей государственной службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

Государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Государственные должности подразделяются на:

- должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие), - государственные должности категории «А»;

- должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», - государственные должности категории «Б»;

- должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - государственные должности категории "В".



1.2 Зарубежный опыт организации и деятельности государственной службы



Современный этап государственного строительства Российской Федерации тесно связан с творческим освоением зарубежного опыта государственного управления в организации государственной службы.

Избрав путь коренных преобразований общественной системы, всегда полезно реально оценить свой собственный опыт и вместе с тем обратиться к наработкам, которые имеются в области государственного управления за рубежом.

Зарубежные страны - это целый конгломерат общественно-политических образований со своей историей, особенностями государственного устройства, политической системы, культуры, традиций. Поэтому говорить о зарубежном опыте в области государственного управления и государственной службы можно только в значительной степени обобщенно, выбирая из этого опыта наиболее значимые элементы, представляющие научный и практический интерес.

Прежде всего, необходимо иметь представление об общей схеме организации государственной службы. В структурном плане в ней выделяются общегосударственный (центральный), региональный уровень и уровни местного самоуправления. В качестве примера можно использовать схему организации государственной службы Франции. В ней каждый орган власти выполняет свою функцию. Парламент утверждает Общее положение о государственной службе и определяет порядок создания бюджетных должностей. Президент утверждает декреты по вопросам государственной службы, осуществляет назначение высших должностных лиц, таких как государственные советники, главные консультанты Счетной палаты, префекты, послы, руководители академий и др. Премьер-министр несет ответственность за всю работу государственной службы. Решениями президента и премьера происходят назначения всего руководящего состава министерств, вплоть до начальников отдела.

На региональном уровне управление государственной службой осуществляют префекты. Префект имеет право принимать на работу служащих среднего и низшего звена. На уровне местного самоуправления руководящими органами выступают муниципальные советы и мэры. Кроме того, для руководства кадрами государственных служащих на региональном и местном уровнях созданы управления в форме государственных территориальных институтов. Эти управления объединяются в общенациональный центр, который осуществляет руководство кадрами только высшего звена. Во Франции это служащие категории «А». Любой орган самоуправления может самостоятельно решать свои кадровые вопросы. Однако законодательным путем некоторые точно оговоренные муниципалитеты обязаны подчинить свои органы указанному институту.



В Соединенных Штатах Америки (США) ведущую роль в руководстве государственной службой играют президент и парламент. Есть ряд сфер государственной службы, контроль за которыми президент и парламент осуществляют совместно, а есть ряд сфер, где они свою компетенцию осуществляют раздельно. В Германии достаточно широкий круг вопросов государственной службы, в том числе и подготовка кадров, решается на земельном уровне. В большинстве стран существуют специализированные органы управления государственной службой. Каждое государство стремится найти наиболее приемлемую систему организации и функционирования государственной службы.

За рубежом не существует единого стандарта определения принадлежности работника к государственным служащим. Так, во Франции к государственным служащим относятся лица, нанятые на работу на постоянной основе государством, местными органами власти, а также некоторыми государственными учреждениями. Не считаются государственными служащими лица, поступившие по договору в государственные учреждения, выполняющие задачи государственной службы, но подпадающие под определение частного права (организации социального обеспечения), а также лица, нанятые акционерными обществами, относящимися к государственному сектору. В США, помимо работников органов государственной власти и управления, к государственным служащим относятся почтовики, работники коммунального обслуживания и некоторые другие профессии. В Германии в состав чиновников входят учителя.

В целом в большинстве стран сохраняется тенденция к сокращению управленческого аппарата и переводу отдельных разрядов служащих (почтовиков, железнодорожников, работников морского, речного, воздушного транспорта и некоторых других категорий) в частный сектор.

В ряде стран существуют различия между группами служащих по объему их прав и обязанностей. Так в Германии выделяют такие группы, как чиновники, служащие и работники государственных учреждений. Такое деление сложилось исторически.

Чиновники представляют собой наиболее привилегированную группу. Они обладают правом пожизненного приема на работу, находятся в наиболее благоприятных материальных условиях, но не имеют право на забастовку.

Служащие нанимаются на работу по контракту. В настоящее время их статус приблизился к статусу чиновников, поскольку во многих сферах государственного управления они выполняют одни и те же функции.

Рабочие в системе государственной службы занимаются обслуживанием деятельности государственных учреждений.


Существует деление государственных служащих по исполняемым функциям и месту в системе государственного управления. В США выделяются четыре категории государственных служащих:

политические исполнители - это высокооплачиваемые служащие, судьба которых тесно связана с политической элитой страны. Они присутствуют на всех трех уровнях управления, где имеется практика политических назначений на достаточно ответственные управленческие посты. На федеральном уровне - министры и их заместители. На местном уровне - городские и окружные управляющие, назначаемые выборными должностными лицами: мэрами и городскими советами. В случае замены проигравшей на выборах политической партии изменяется и состав политических исполнителей;

ответственные чиновники, которые являются карьерными государственными служащими. Это, как правило, руководители больших подразделений государственной службы, осуществляемых в государственных органах программ. Их прямой функцией является организационная работа;

специалисты - служащие, обладающие высокой квалификацией, подкрепленной дипломом, часто это люди, имеющие степень бакалавра по бизнесу или государственному управлению;

государственные служащие нового звена, которые представляют собой основу государственных организаций. Именно они имеют непосредственный контакт с клиентами и в силу своего положения являются олицетворением государственной власти.

Примерно такой же подход классификации государственных служащих существует в других странах. В Германии федеральные чиновники делятся на чиновников нижнего, среднего, повышенного и высшего рангов. Во Франции государственные служащие подразделяются на категории «А», «В», «С» и «Д».
1.3 Понятие муниципальной службы и ее взаимосвязь с государственной гражданской службой Российской Федерации.
Муниципальная служба - это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Таким образом, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления муниципальными служащими не являются.


Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Федеральный закон Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установил общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.

Муниципальная служба основана на следующих принципах:

- верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных и региональных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;

- приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;

- самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;

- профессионализма и компетентности муниципальных служащих;

- ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

- равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

- единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;

- правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;

- внепартийности муниципальной службы.

Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета. Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации при определении минимальных местных бюджетов.

Муниципальная служба и государственная гражданская служба тесно взаимосвязаны между собой. Согласно ст. 7 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» эта взаимосвязь обеспечивается посредством:

единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

единства ограничений и обязательств при прохождении