Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 4. Особенности управления судном с двумя винтами
Суда с двумя винтами – буксиры, ледоколы, буксировщики, пассажирские и т.д. Количество винтов зависит от конструктивного типа, назначения, района плавания, обеспечения безопасности плавания, живучести и маневренности судна, экономичности эксплуатации.
Двухвинтовые суда по сравнению с одновинтовыми имеют следующие преимущества:
-
при поломке или ремонте и профилактике одного движителя судно продолжает следовать по назначению, управляясь рулем и вторым движителем; -
при поломке рулевого устройства временно при хорошей погоде можно управляться с помощью гребных винтов; -
судно лучше маневрирует в стесненных условиях (реки, каналы, акватории порта и т.д.); -
хорошо управляется на заднем ходу.
Недостатки:
-
гребные винты меньше оказывают влияние на перо руля, так как винты вращаются наружу, то винтовая струя воды действует на перо руля слабее; -
расположение винтов в стороне от ДП судна увеличивает вероятность их повреждения при плаваниях в узкостях и при швартовых операциях; -
уменьшение общего к.п.д. СЭУ.
Гребные винты двухвинтовых судов обычно располагаются симмет-рично диаметральной плоскости, а сторона их вращения одноименна с бортом. Из-за разной стороны вращения боковые силы С, СВ.О, D при одновременной работе винтов компенсируются, ввиду чего диаметры циркуляции двухвинтового судна вправо и влево одинаковы. По этой же причине двухвинтовое судно на заднем ходу слушается руля так же, как и на переднем. Уменьшение диаметра циркуляции достигается изменением частоты вращения винтов, а при работе винтов враздрай судно может разворачиваться на месте.
Рис.6 Действие сил при работе машин двухвинтового судна.
а) левый винт работает вперед; б) правый винт работает назад.
С точки зрения управляемости двухвинтовое судно с рулем, установленным в диаметральной плоскости, имеет один недостаток — слабое влияние струи винтовой отработки на перо руля. Поэтому на малых скоростях судна, когда эффективность руля низкая, основным способом управления является маневр машинами.
Разворачивающий момент двухвинтового судна создается как за счет плеч упоров винтов F (рис. 1), так и за счет взаимодействия винта с корпусом. Взаимодействие винта с корпусом состоит в том, что работающий со стороны одного борта на передний ход винт ускоряет поток, обтекающий кормовые обводы, и давление на раковину падает. Возникшая за счет разницы давлений сила Р’ уклоняет корму в сторону работающего винта. При работе винта на задний ход корма будет уклоняться в противоположную сторону под влиянием натекающего на раковину всасываемого винтом потока (сила Р»). Если винты работают враздрай, то на кормовые обводы будет действовать суммарная сила Р=Р’+Р». Таким образом, разворачивающий момент, действующий на судно, составит: (1) или (2). Действие сил при развороте судна на месте: судно не имеет поступательного движения вперед. Частота вращения винтов, работающих враздрай, подобрана так, чтобы упоры винтов были одинаковы (F1=F2). Примерное равенство упоров имеет место, когда машине, работающей вперед, дают ход на одну ступень меньше, чем машине, работающей назад. С учетом равенства упоров разворачивающий момент M=Fl1+Pl2. Действие момента Fl1 не изменится, если пару сил +F и —F развернуть на 90о. Тогда поворот судна можно считать происходящим под влиянием равнодействующей Q сил +F, —F, Р.
Равнодействующая Q равна силе Р, а точка ее приложения зависит от соотношения сил +F и Р. Соотношение сил нам неизвестно. Однако точка приложения равнодействующей находится в районе кормовой оконечности судна. Таким образом, разворот судна при работе винтов враздрай аналогичен развороту с помощью подруливающего устройства, расположенного в корме, а центр вращения находится впереди мидель-шпангоута на расстоянии 0,12—0,18L от него. Если теперь увеличить или уменьшить частоту вращения одного из винтов, то судно получит дополнительное поступательное движение и начнет описывать циркуляцию с малым радиусом и полюсом поворота, примерно совпадающим с центром вращения. При развороте на месте с помощью работы машины враздрай руль должен оставаться в диаметральной плоскости, чтобы исключить влияние всасываемой струи (сила В), которая в данном случае противодействует повороту.
Рис.2 Действие сил и положение точки вращения при развороте двухвинтового судна на месте.
Рис. 3 Положение точки вращения двухвинтового судна, имеющего поступательное движение при работе винтов враздрай.
Глава 5. Охрана труда
Организация и проведение ремонтных работ на судах в период эксплуатации должна производиться в соответствии с требованиями Правил, инструкций заводов - изготовителей оборудования.
При привлечении к ремонтным работам на судне подрядных организаций заказчик и исполнитель работ обязаны сотрудничать в вопросах обеспечения охраны труда как работников подрядных организаций, так и членов судовой команды, находящейся во время ремонта на борту судна.
При заводском ремонте, если судно приказом работодателя (судовладельца) не выведено из эксплуатации, капитан судна обязан обеспечить безопасность переходов по трапам и проходам, ограждение открытых люков и перекрытие проходов у этих люков, вывешивание знаков безопасности.
Члены экипажа судна, занятые на ремонте и техническом обслуживании, должны быть обеспечены исправным инструментом и приспособлениями, соответствующими характеру выполняемых работ. Неисправные инструменты и приспособления должны быть немедленно изъяты из употребления.
Для снятия агрегатов и деталей массой более 16 кг следует применять грузоподъемные устройства (тельферы, тали), съемники.
Перед началом ремонтных работ капитан судна или механик (в зависимости от характера работ), или лицо командного состава, назначенное ответственным за проведение работ, обязаны:
-
проинструктировать членов экипажа судна, назначенных для выполнения работ, о технологии производства работ, о безопасных методах их выполнения с записью в соответствующем журнале инструктажей; -
обеспечить соблюдение и выполнение ими требований Правил и инструкций по охране труда.
Помещения судов, в которых производятся ремонтные работы, и рабочие места должны быть освещены в соответствии с действующими нормами искусственного освещения на судах.
В опасных местах при производстве ремонтных работ должны быть вывешены предупредительные знаки безопасности, открытые люки и проемы должны иметь надежное ограждение.
Не допускается хранение на месте работ легковоспламеняющихся жидкостей и материалов. Запас керосина, масла, необходимый для промывки и смазки деталей, должен храниться не более дневной (сменной) нормы в прочных железных бидонах в специально предусмотренных для этих целей помещениях.
При проведении аварийных ремонтных работ, связанных с опасностью для судна и его экипажа, допускаются отступления от правил безопасности с разрешения капитана судна при условии принятия всех возможных мер предосторожности. Для этого следует убедиться в прочности и надежности применяемых для этой цели средств, обеспечивающих безопасность работающих.
Если работы должны производиться на высоте или за бортом судна, необходимо закрепить индивидуальный канат работающего через предохранительный пояс, а одного-двух помощников, страхующих его действия, прикрепить канатом за прочные судовые конструкции, при этом работающий должен быть в спасательном рабочем жилете (в случае опасности падения в воду).
Глава 6. Технический регламент
Самоходные суда должны быть оборудованы рулевым устройством, обеспечивающим маневренность, удовлетворяющую требованиям пункта 132 настоящего технического регламента. Несамоходные суда, предназначенные для буксировки на канате, вместо рулевого устройства в отдельных случаях могут быть оборудованы неподвижными стабилизаторами. На стоечных и несамоходных судах, предназначенных для вождения методом толкания, стабилизаторы допускается не устанавливать.
Конструкция рулевого устройства с приводом от источника энергии должна исключать возможность самопроизвольной перекладки руля.
Рулевое устройство в целом должно быть спроектировано таким образом, чтобы его исправность обеспечивалась при статических дифференте 5 градусов и крене 15 градусов, а также при температуре окружающей среды от минус 20 градусов Цельсия до плюс 40 градусов Цельсия.
Составные элементы рулевого устройства должны иметь такую конструкцию и прочность, чтобы они без риска причинения вреда выдерживали нагрузки, которые могут возникнуть в спецификационных условиях эксплуатации. Внешнее воздействие на руль не должно создавать препятствий для функционирования рулевой машины и ее привода.