Файл: севастопольский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;  

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Оценивание метапредметных результатов на ступени начального общего образования строиться на умении учится, то есть совокупности действий, которая обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Мы можем сказать, что каждое Итак, можем сделать вывод что, _______действие представляет собой сложную систему_______, включающую в себя следующие части, ориентировочную, исполнительную, контрольно-корректировочную.

Этапы формирования умственных действий


Полноценное формирование умственных действий требует организации специальной работы по его усвоению, состоящей из двух подготовительных, обеспечивающих условия для успешного выполнения действия (ориентировочная часть), и четырех основных, обеспечивающих непосредственное овладение действием (исполнительная и контрольно-корректировочная части) этапов:

  • Первый этап – мотивационный.

Он связан с формированием у учащегося мотивации на выполнение действия. На данном этапе говорится, что существует внутренняя мотивация и внешняя. Более эффективной считается внутренняя мотивация обучающегося, базирующаяся на познавательном интересе и не насыщаемой познавательной потребности. Такая мотивация может успешно пробуждаться, например, в проблемном обучении, когда ученик, сталкиваясь с проблемой, видит противоречие, испытывает затруднение, удивление, восхищение, желание разобраться. Внешняя мотивация, положительная или отрицательная (например, материальное вознаграждение или угроза наказания), сохраняется не столь длительно, как внутренняя, и требует постоянного поддержания извне.

  • Второй этап – ориентировочный.

На данном создается ориентировочная основа действия (ООД). ООД может быть составлена и преподнесена учащемуся по-разному, в зависимости от этого наблюдается больший или меньший развивающий эффект обучения. П.Я. Гальперин и Н.Ф.

Талызина Н.Ф. выделили 3 типа ООД:

Первый тип – неполная.

Осуществляется без указаний как осуществляется действие, в котором учебник работает «методом проб и ошибок». В данном типе прочный навык не образуется, действие не переносится на новую ситуацию.

Второй тип – полная.

Даются исчерпывающие указания как выполняется действие, умение анализировать материал, в котором обучение осуществляется быстрее, без ошибок и действие переносится в стандартную ситуацию. Построение полной системы ориентиров не только сводит к минимуму количество ошибок, но и обеспечивает возможность самостоятельного контроля учеником правильности выполнения умственного действия на каждом этапе его формирования.



Третий тип и последний – инвариантная.

Происходит обучение анализа задания, которое первоначально требует больше времени, действие выполняется сразу самостоятельно без ошибок, неограниченная способность к переносу.

  • Третий этап – материализованное действие.

Материализованное действие является начальным этапом формирования любого умственного действия и обучать, минуя его нельзя. Именно на этом этапе действие подвергается развертыванию и обобщению. Развернуть действие – значит показать все его операции в их взаимной связи. Так, объясняя сложение, учитель вначале формирует из предметов отдельные слагаемые, затем соединяет их в общую группу и затем пересчитывает ее с начала до конца.

Обобщить действие — значит выделить из многих свойств объекта именно те, которые необходимы и достаточны для выполнения действия. После ознакомления с учебным заданием ученик переходит к непосредственному выполнению самого действия. Сначала такое действие должно было быть обязательно действием с материальными предметами. В старшей школе вместо предметов ученик начинает пользоваться их изображениями: схемами, чертежами, описаниями, символами и т.д.

  • Четвертый этап – внешне-речевой.

На этом этапе действие выполняется без опоры на материальные или материализованные объекты, сопровождается устной или письменной речью, которая выполняет функцию ООД. При пропуске этого шага навык становится неустойчивым, неуверенным, совершается с массой ошибок, сопровождается постоянным стремлением вернуться к действию с предметами. Пропуск при обучении громко речевого этапа вызвал увеличение ошибок в 3-4 раза по сравнению с группой детей, которая прошла все этапы.

Здесь рассматриваются различные ошибки, которые может совершить обучающий в процессе обучения: заучивание правил без умения пользоваться ими; неумение объяснить действие, практическое выполнение которого, на первый взгляд, освоено учащимся.

  • Пятый этап – внутреречевой.

Он связан с беззвучной устной речью, то есть проговаривание про себя. Он отличается от предыдущего большей скоростью и сокращённостью действий. Правильность каждой операции и конечного результата контролируется учителем. На этом и последующем этапах действия учащегося меньше поддаются контролю и управлению. Но если заложен надежный фундамент правильного выполнения умственного действия на предыдущих этапах, то вероятность успеха велика.


  • Шестой этап – умственного или внутреннего действия.

На этом этапе действие максимально сокращается, автоматизируется. Можно говорить о самостоятельном и освоенном действии. Контролю учителя подвергается лишь конечный результат.

В данной теории положения поэтапного формирования умений и действий позволяют организовывать эффективное обучение и самообучение не только в школе, но и вузе, а также при самообразовании.

Каждый из предметов гуманитарного цикла обладает значительным потенциалом для формирования метапредметных умений, прежде всего умение работать с различными источниками информации, и с большими объемами информации, а это немаловажное умение для человека XXI века, ведь в современном мире достаточно сложно определить степень объективности информации.

Предмет «Обществознание» в современной школе занимает особое место, одной из задач которого является социализация личности, ее самоопределение. Через изучение данного предмета происходит воспитание граждан, интегрированных в современное общество через освоение гражданской культуры. Его содержание охватывает все аспекты отношений в гражданском обществе [6, с.30].

Как интегрированный предмет, школьный курс изучения «обществознания» нацелен на формирование целостных представлений о мире и общей культуры учащихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

В системе предметных результатов обществознания ФГОС называет — сформированность навыков оценивания социальной информации, умения находить информацию в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Включая
умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Названный выше метапредметный результат обучения дополняет ряд требований к предметным результатам в области общественных наук: сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза и умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук; обобщать анализировать и оценивать информацию с целью проверки гипотез и интерпретации данных из различных источников [2].
Структура урока для формирования метапредметных результатов обучающихся должна состоять из целеполагания, постановки проблемы, создания собственного продукта (материала на основе изученного) и рефлексии. На этапе целеполагания формируется основная цель и задачи по теме урока. Критериями оценки эффективности процесса формирования метапредметных результатов являются достижимость цели, её конкретика и проверка [Суходимцева, Сергеева, Соколова, 2018, с. 319].

О. В. Тумашева и М. Б. Шашкина [2020, с. 285] считают, что особенности обучения школьников в ходе приобретения навыков и умений заключены в изучении знаний из смежных дисциплин, которые влекут за собой создание благоприятной среды для процесса формирования метапредметных результатов на уроке. Ими также отмечено, что в ходе урока развиваются не только предметные компетенции, но и надпредметные, такие как информационная, проектная, организационная, коммуникативная.

Именно процесс формирования метапредметных результатов позволяет комплексно изучать все школьные предметы и способствует использованию универсальных учебных действий не только на уроках, но и в повседневной