Файл: севастопольский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
жизни, что и является главной их особенностью [Иванова, 2018, с. 103].

Подробно рассмотрим способы достижения метапредметных результатов на примере урока обществознания. Цель предмета «Обществознание», в принципе основанного на метапредметности, представляет собой формирование у школьников следующих междисциплинарных когнитивных навыков:

— теоретический анализ;

— способы анализа и обработки получаемой информации;

— способность к мышлению;

— творческое мышление (передача и проекция информации, сочетание известных методов деятельности с новыми);

  • качество мышления (гибкость, способность передавать информацию шире и т.д.) [Коваль, 2016, с. 24].

Именно поэтому такие педагогические приемы на уроке обществознания, как диалог между учениками, учителем и обучающимися, проведение дискуссий, игровых форм (викторина, опрос, конференция, дебаты), проектная деятельность, различные творческие приемы, наиболее предпочтительны для формирования и развития метапредметных результатов школьников, относящихся к познавательным универсальным учебным действиям.

Например, при изучении раздела «Сфера духовной культуры» обучающиеся 8 класса разрабатывают собственные проектные работы, которые позволяют продемонстрировать значимость полученных ими знаний и умений на практике, что и является главной особенностью метапредметного подхода в образовании: возможность применения сформированных универсальных учебных действий в жизни [Иванов, 2020]. При этом обязательным условием является
определение цели проекта и обоснование его необходимости для практической реализации. Этот процесс тесно связан с формированием так называемого образа результата. Четкое и правильное его формулирование позволяет выявить и способы достижения этого результата, и его качественные характеристики для оценки эффективности проектов. При этом обучающиеся будут осваивать не только умение проектировать, но и метапредметные результаты, связанные с постановкой цели, отбором методов ее реализации и оценочными суждениями для определения эффективности деятельности.

Кроме того, для развития аналитических умений обучающихся предлагается использовать современные приемы графического представления содержания: «кластер», табличная форма, «лестница», построение схем. Например, данные приемы эффективны при изучении раздела «Социальная сфера», особенно при анализе содержания теории о социальной структуре общества, социальных статусах и ролях. Особая значимость графическому представлению информации придается в рамках повторительно-обобщающих уроков. Но следует отметить, что, как правило, при использовании приемов графического представления информации обучающимся предлагаются уже готовые шаблоны, которые необходимо просто заполнить. В данном случае никакой речи о формировании метапредметных результатов

не может быть, так как это просто использование наглядности для содержательного усвоения материала.

Для того чтобы эти приемы были эффективны для формирования универсальных учебных действий, обучающиеся 8 класса должны сами разрабатывать критерии для составления той же, например, таблицы или схемы. Таким образом, восьмиклассники смогут самостоятельно определить и выполнить действия, необходимые для достижения учебной цели, которую сформулирует для них учитель или они самостоятельно. Следовательно, это позволит формулировать так называемое «двойное содержание» образования [В. С. Лазарев], которое заключается в освоении обучающимися метапредметных понятий и содержания способов учебной деятельности, в данном случае способов обобщения информации в виде схем, таблиц, графиков и т.д.

Метапредметные технологии на уроках обществознания


К метапредметным технологиям относятся:

  1. Проектная деятельность.

Значимость проектной деятельности в современной действительности исключительна. Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешной социализации, это приводит к формированию личности, обладающей не только информационной культурой, но и обладающей активной гражданской позицией.

Во-вторых, технология основана на системно-деятельностном подходе к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

В-третьих, выбирая проблему исследования ученик формирует возможность построения собственной траектории обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса

  1. Интерактивная технология.

Интерактивное обучение — это обучение через опыт. Что он в себя включает?

Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить, как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала через эмоциональную включенность и активность каждого в процессе работы.

  1. Личностно–ориентированные технологии обучения.

Цель данного обучения — создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

Личностно-ориентированный урок — это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности.

Задачи учителя при проведении личностно-ориентированного урока:

  • стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

  • оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения (форма обсуждения версий учеников по изучаемому материалу не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций «правильно-неправильно»);

  • использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;

  • стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала;

  • поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.


  1. Интегративная технология.

При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов обществоведческого цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин.

В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, учатся делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

Метапредметные результаты достигаются:

  • в урочной деятельности, например, в 5 классе на первых уроках изучения государств и народов привлекаем знания других предметов (географии, ботаники и др.) для выявления причинно-следственных связей влияния климата, ландшафта на флору и фауну местности, а это в свою очередь на хозяйственную деятельность, религию, что определяет форму государственного устройства и значение роли коллектива и личности. Урочная деятельность готовит основу для применения знаний во внеурочной, я в дальнейшем и внешкольной деятельности.

  • во внеурочной деятельности - являются проектная, научно-исследовательская, участие в органах самоуправления и др.

Работа на уроках направлена на развитие универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). На уроке развиваются не только предметные компетенции, но и надпредметные, - информационная, культурологическая. Учитель здесь выполняет роль координатора, создавая условия для работы школьников. Он не диктует свою позицию, а выступает в качестве соучастника образовательного процесса. Подобное положение на уроках обществознания особенно важно