Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 414
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
факультет психологии
кафедра психологии развитии
А.В.Сидоренков
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
К ДИСЦИПЛИНЕ
ВИДЕОТРЕНИНГ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
РОСТА
Часть 1
Ростов-на-Дону
2003 г.
Методические указания печатаются по решению кафедры психологии развития РГУ (Протокол № 4 от 18 декабря 2002 г.).
Ответственный за выпуск - заведующий кафедрой психологии развития, доктор психологических наук, профессор Т.П.Скрипкина
© Сидоренков А.В., 2003
ВВЕДЕНИЕ
Видеотренинг профессионально-психологического роста является одной из разновидностей группового социальнопсихологического обучения. Такой вид тренинга может использоваться для решения ряда задач по психологической поддержки населения и, в конечном счете, для повышения социальнопсихологической и профессиональной адаптации людей.
Во-первых, тренинг дает возможность людям расширить самопознание в сфере профессионально-психологического роста (например, выявить преимущества и слабые стороны человека в профессионально-деловом общении). Во-вторых, тренинг дает хорошие результаты при обучении людей знаниям и навыкам по различным аспектам профессионально-психологической активности (например, профессиональное общение с начальником, подчиненным, клиентами, общение безработного с работодателем). В- третьих, тренинг профессионально-психологического роста позволяет выявлять и разрешать внутриличностные проблемы людей, возникающие в обычных и напряженных профессиональных или бытовых ситуациях (конфликты на работе, потеря работы, трудоустройство и др). В-четвертых, тренинг может быть использован для повышения мотивации профессиональной деятельности, поиска работы, обучения и переобучения.
Учебно-методическое пособие отражает основное содержание курса «Видеотренинг профессионально-психологического роста», который ведется автором в течение нескольких лет на факультете психологии РГУ. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного и дневного отделений факультета психологии, а также могут быть рекомендованы специалистам различного профиля, кого интересуют вопросы профессиональнопсихологической сферы и проведения социально-психологического тренинга.
Учебно-методическое пособие «Видеотренинг профессионально-психологического роста» состоит из трех частей. В первой части приводится полная учебная программа данного курса. Во второй части излагаются основные положения организации и проведения любой разновидности тренинга: преимущества группового тренинга, условия, факторы и методы группового тренинга, комплектование тренинговой группы и роль ведущего в обучении, содержание видеотренинга и его структура. В третьей части акцент сделан на понятии психологического роста, таком ключевом аспекте профессионально-психологического роста, как профессионально-деловое общение. Эта же часть включает в себя ряд приложений, которые могут использоваться как раздаточный материал, который отражает принципы и приемы стадий профессионального общения, функции и виды вопросы в деловом общении.
-
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
-
Цель курса
Курс «Видеотренинг профессионально-психологического роста» относится к федеральному компоненту цикла ДС ГОС ВПО по направлению подготовки психолога по специальности 020400.
Основной целью курса является получение студентами углубленных знаний, умений и навыков в организации и проведении видеотренинга профессионально-психологического роста, а также иных форм группового социально-психологического обучения. Приобретение таких знаний и навыков составляет важное условие для квалифицированного решения специалистом-психологом ряда задач, связанных с психокоррекционной работой.
-
Задачи курса
Курс «Видеотренинг профессионально-психологического роста» является теоретико-практическим и соответственно состоит из двух разделов.
Задачами первого раздела спецкурса является обеспечение студентов знаниями:
о сформировавшихся в мировой психологии формах группового социально-психологического обучения;
о механизмах и факторах, определяющих изменение личности в процессе обучения;
о методах обучения;
об организации и управлении процессом обучения;
о преимуществах видеотренинга как формы обучения не только профессионально-психологическому росту, но и различным аспектам общения.
В задачи второго раздела входит формирование у студентов умений и навыков организации и проведения видеотренинга: составления программы видеотренинга, выполнения роли ведущего тренинга, использования видеоаппаратуры. В процессе практических занятий студенты выступают как в качестве участников, так и ведущих видеотренинга.
-
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Видеотренинг профессионально-психологического роста является прикладным направлением в психологии. Он представляет собой одну из форм социально-психологической коррекции человека, группы. Овладение таким тренингом позволит выпускникам более легко и быстро осваивать другие формы групповой психологической коррекции, некоторые из которых преподаются на факультете психологии. Организация и проведение видеотренинга профессионально-психологического роста опирается на определенные научные факты и положения, установленные в рамках таких психологических дисциплин, как социальная психология (ОПД.Ф.14), психология малых групп, психология личности (ОПД.Ф.08).
-
Требования к уровню освоения содержания курса
а) Студенты должны знать: внутреннюю логику курса; основные понятия и их взаимосвязь;
основные социально-психологические явления, возникающие в процессе проведения видеотренинга;
этические принципы проведения видеотренинга.
б) Студенты должны уметь:
выполнять задания, предусмотренные программой;
свободно и адекватно использовать специальные термины; ориентироваться в современных формах группового социально-психологического тренинга, грамотно ставить и решать задачи при организации и проведении видеотренинга;
применять основные методы и приемы психокоррекции в процессе проведения видеотренинга;
использовать видеоаппаратуру в процессе проведения тренинга.
-
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
-
Разделы курса
а) Теоретический раздел курса.
б) Практический раздел курса.
-
Темы и краткое содержание
Тема 1. Основные направления группового социальнопсихологического обучения.
История возникновения группового социально
психологического обучения и его преимущества перед индивидуальным обучением. Соотношение понятий «групповое социальнопсихологическое обучение» и «групповая психотерапия».
Основные направления группового социально
психологического обучения. Разновидности тренинговых групп.
«Группы-встреч», «Т-группы», «группы социальнопсихологического тренинга поведения». Их цели, основные положения, принципы организации, общие и отличительные признаки.
Коммуникативная компетентность и ее компоненты.
Тема 2. Воздействие в групповом социально
психологическом обучении.
Условия изменения личности участника в процессе группового социально-психологического обучения.
Факторы группового тренинга: получение и оказание поддержки, самораскрытие, обратная связь. Самораскрытие: содержание, параметры и функции. Межличностная обратная связь и ее разновидности. Конструктивная и деструктивная обратная связь. Модель соотношения самораскрытия и обратной связи.
Средства (методы тренинга) и движущие причины (противоречия) изменения личности участника тренинга.
Механизм (процессы интеграции и дезинтеграции) изменения личности в групповом тренинге.
Тема 3. Методы группового социально-психологического обучения.
Метод дискуссии. Биографические, тематические, интерактивные дискуссии: содержание, область применения и отличительные признаки.
Игровой метод. Отличительные особенности игровой деятельности. Операционные и межличностные игры. Разновидности игрового метода. Ситуационные игры. Психодрама, ее ключевые понятия (спонтанность, ситуация, теле, катарсис, инсайт) и элементы (сцена, протагонист, ведущий, вспомогательное «Я», публика). Методы психодрамы. Трансакционный анализ, виды трансакций.
Методы, основанные на невербальной активности: проективный рисунок, психогимнастика, методы телесной и танцевальной терапии.
Тема 4. Содержание видеотренинга.
Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Истоки применения аудио- и видеозаписей в групповой психотерапии и групповом тренинге.
Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге.
Методические вопросы использования видеоаппаратуры.
Тема 5. Формирование групп видеотренинга.
Принципы и параметры комплектования тренинговых групп. Численный и половой состав, возраст, профессия и должностной статус, субкультурная принадлежность и индивидуальнопсихологические особенности участников.
Тема 6. Активность ведущего в процессе видеотренинга.
Функции ведущего в группе: разработка и внедрение групповых норм, опека (поддержка) участников, побуждение участников к активности.
Виды активности ведущего в тренинговой группе.
Этические аспекты поведения ведущего.
Тема 7. Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста.
Этапы видеотренинга профессионально-психологического роста. Структура сеанса видеотренинга.
Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социально
психологического обучения.
Тема 8. Личностный рост.
Решение проблемы личностного роста в основных направлениях мировой психологии: Психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология.
Понятие о профессионально-психологическом росте.
Тема 9. Деловое общение как компонент профессиональнопсихологического роста.
Деловое общение и его разновидности. Соотношение понятий «деловое общение», «ролевое общение», «межличностное общение».
Структура делового общения. Уровни делового общения.
Цели, правила и стили делового общения.
Стадии деловой беседы: установление контакта, информирование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы. Роль и виды вопросов в деловом общении.
Правила и приемы проведения деловой беседы.
Тема 10. Практика видеотренинга профессиональнопсихологического роста.