Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 416
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
б) Помещение для проведения тренинга: площадь, степень освещенности и вентиляции.
в) Мебель для проведения тренинга: столы, стулья, кресла и др., а также их количество.
г) Оборудование: видеокамера, телевизор, магнитофон, диапроектор и др.
д) Расходный материал: бумага, карандаши, фламастеры и др.
е) Раздаточный материал: например, критерии оценки эффективности поведения, принципы и приемы поведения в конкретной ситуации.
ж) Вспомогательный персонал: например, привлечение оператора для проведения и воспроизведения видеозаписи.
з) Общая структура тренинга: количество сеансов и их продолжительность.
-
основная часть программы
(см. структура тренинга и сеанса)
-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Сеанс 1: «Название сеанса» (продолжительность сеанса).
-
Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть.
-
Ролевая ситуация: «Название ситуации» (продолжительность ситуации). Задачи ситуации, ее сюжет, основная и вспомогательная роль. Просмотр видеозаписи. Дискуссия по проигранной ситуации.
-
Тематическая дискуссия: «Тема дискуссии» (продолжительность дискуссии). Задачи дискуссии.
-
Обобщение результатов сеанса (продолжительность обобщения).
-
Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть.
-
Сеанс 2: «Название сеанса» (продолжительность сеанса) и т.д.
-
приложение
а) График и место проведения тренинга.
-
Психодиагностический материал (если есть).
в) Подробное описание запланированных разминочных упражнений и игровых ситуаций.
г) Резервный материал разминочных упражнений, игровых ситуаций и тем для дискуссий.
ЛИТЕРАТУРА
-
Аллан Пиз. Язык жестов. - Воронеж, 1992.
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л., 1992.
-
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. 1989.
-
Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- М., 1990.
-
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.
-
Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятельность: методология, теория и практика. - М., 1988.
-
Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Психологический журнал. - 1989. - N1.
-
Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии.- 1982.- N2.
-
Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., Прогресс, 1994.
-
Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных ситуаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986.
-
Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 1982.
-
Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.:Профиздат,1991.-192 с.
-
Психодрама и групповой процесс/ Под ред. И.А.Крин- берга.-М.,1993.-57 с.
-
Роджерс К. О групповой психотерапии.- М., 1993.
-
Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.:Прогресс, 1993.-368 с.
-
Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в групповом социально-психологическом обучении // Психологический вестник.Вып.4.-Ростов /Д:РГУ,1999.-С.219-223.
-
Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и малой группы// Психологический вестник.Вып. 3.-Ростов /Д:РГУ,1998.-
С.91-94.
-
Сидоренков А.В. Направления психолого-педагогического воздействия на учебные группы// Вопросы психологии.- 1998.-N4.
-
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.-М. :ФиС,1985.
-
Форверг М., Альберг Т. Характеристика социальнопсихологического тренинга поведения /Психологический журнал.- 1984.-N4.
21 Riggio,R.E. & Zimmerman,J.(1991). Social skills and interpersonal relationships:influences on social support and a support seeking. In W.H.Jones & P.Perlman (Eds), Advances in personal relationships (pp.133-155). London:Jessika Kingsley Publishers.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
—
Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть.
Ролевая ситуация: «Название ситуации» (продолжительность ситуации). Задачи ситуации, ее сюжет, основная и вспомогательная роль. Просмотр видеозаписи. Дискуссия по проигранной ситуации.
Тематическая дискуссия: «Тема дискуссии» (продолжительность дискуссии). Задачи дискуссии.
Обобщение результатов сеанса (продолжительность обобщения).
Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть.
Сеанс 2: «Название сеанса» (продолжительность сеанса) и т.д.
приложение
Психодиагностический материал (если есть).
Аллан Пиз. Язык жестов. - Воронеж, 1992.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л., 1992.
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. 1989.
Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- М., 1990.
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.
Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятельность: методология, теория и практика. - М., 1988.
Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Психологический журнал. - 1989. - N1.
Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии.- 1982.- N2.
Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., Прогресс, 1994.
Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных ситуаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986.
Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 1982.
Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.:Профиздат,1991.-192 с.
Психодрама и групповой процесс/ Под ред. И.А.Крин- берга.-М.,1993.-57 с.
Роджерс К. О групповой психотерапии.- М., 1993.
Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.:Прогресс, 1993.-368 с.
Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в групповом социально-психологическом обучении // Психологический вестник.Вып.4.-Ростов /Д:РГУ,1999.-С.219-223.
Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и малой группы// Психологический вестник.Вып. 3.-Ростов /Д:РГУ,1998.-
Сидоренков А.В. Направления психолого-педагогического воздействия на учебные группы// Вопросы психологии.- 1998.-N4.
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.-М. :ФиС,1985.
Форверг М., Альберг Т. Характеристика социальнопсихологического тренинга поведения /Психологический журнал.- 1984.-N4.
,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
факультет психологии
кафедра психологии развитии
А.В.Сидоренков
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
К ДИСЦИПЛИНЕ
ВИДЕОТРЕНИНГ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
РОСТА
Часть 3
Ростов-на-Дону
2003 г.
Методические указания печатаются по решению кафедры психологии развития РГУ (Протокол № 4 от 18 декабря 2002 г ).
Ответственный за выпуск - заведующий кафедрой психологии развития доктор психологических наук, профессор Т.П.Скрипкина
© Сидоренков А.В., 2003
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПРОФЕССИОНАЛЬНО
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЛИЧНОСТИ
-
Проблема психологического роста в концепциях личности.
В психологии развития существует ряд близкородственных понятий: развитие, рост, изменение, динамика. Фактически каждая психологическая концепция личности в той или иной степени затрагивало какое-то из этих понятий.
Понятие «рост личности», отражающее сквозное направление прикладной психологии, берет свои корни в движении за развитие человеческого потенциала, возникшее в 1950-60-е годы в США. Ведущий теоретический вклад в это движение был сделан К.Роджерсом и А.Маслоу, а также В.Райхом, Фрицом и Лаурой Перлс. В настоящее время это движение представляет собой широко распространенный культурный феномен, проникший в различные слои общества. Это движение охватило административный персонал организаций, проникло в колледжи и университеты, вызвало к себе повышенный интерес широких слоев населения. Центры роста, существующие во многих городах, предлагают различные формы и методы для стимулирования личностного роста человека: групповые формы социально-психологического обучения и психотерапии, семинары, творческое самовыражение, медитацию, физические упражнения и др. С одной стороны, в последнее время наблюдается такое тесное переплетение подходов, методов и приемов организации роста человеческого потенциала, что часто становится невозможным оценить принадлежность позиции ведущего к определенной концепции личности. С другой стороны, отмечается развитие антинаучной тенденции в рамках данного движения, когда люди, не обладающие базовыми знаниями (прежде всего, в области личности и воздействия), становятся ведущими тех или иных форм занятий, когда ведущие начинают использовать оккультизм в целях маскировки шарлатанства или некомпетентности, самореализации или в силу наличия психических расстройств.
В настоящее время трудно дать однозначного определения тому, что же такое личностный рост, так как в разных концепциях личности в него вкладывается различное содержание, либо данное понятие четко не обозначается, хотя косвенно подразумевается.
-
Психоанализ.
С точки зрения классического подхода (З.Фрейд) предпосылка роста личности заключается в том, чтобы освободить ранее недоступный бессознательный материал (инстинкты, потребности, мотивы) так, чтобы с ним можно было сознательно оперировать. Если этот материал становится доступным, то энергия высвобождается и может быть использована эго на более здоровые цели. Высвобождение заблокированного материала может уменьшить саморазрушительные тенденции.
Теория психоанализа предполагает, что достижение соглашения с требованиями ид возможно, но трудновыполнимо. Психоанализ стремиться преодолеть естественное сопротивление и вернуть болезненные, подавленные мысли и воспоминания из ид в область сознательного. Психоанализ допускает, что, если человек освобождается от репрессивных влияний со стороны бессознательного, эго устанавливает новые уровни удовлетворения во всех областях деятельности. Устранение тревоги, укоренившейся в раннем детстве, высвобождает блокированную или смещенную энергию для более реалистичного и полного удовлетворения потребностей индивида.
Главная проблема для психики, которая блокирует ее нормальное функционирование, заключается в тревоге и ее преодолении. Тревога вызывается ожидаемым или предугадываемым усилением состояния напряжения, она может возникнуть в любой ситуации, когда физическая или психическая угроза велика, чтобы ее проигнорировать, справиться с ней или избегнуть. Существуют два основных способа преодоления или ослабления состояния тревоги. Во-первых, устранение тревоги может основываться на непосредственном разрешении проблемной ситуации, преодолении трудностей или поиске более благоприятной микросреды. Во- вторых, ослабление тревожности осуществляется за счет искажения или отрицания самой ситуации. Эго защищает личность от угрозы, искажая суть самой угрозы. Способы искажения представляют собой не что иное как механизмы психологической защиты: подавление (избегание реальности), отрицание (исключение реальности), рационализация (переопределение реальности), регрессия (уход от реальности), изоляция (разделение реальности), проекция (перемещение внутренних элементов во внешний мир) и др.
Таким образом, основная задача психолога заключается в том, чтобы помочь пациенту вспомнить, выделить и реинтегрировать бессознательные содержания таким образом, чтобы его повседневная жизнь приносила ему большее удовлетворение. Психолог безоценочно опирается на эти открытия и не занимает нравственной позиции, а значит, не критикует и не одобряет их. Он старается не показывать своего личного отношения к пациенту, что дает возможность последнему переносить на психолога (либо на других пациентов в условиях группового психотерапии) отношения, взгляды, физические характеристики людей, с которыми общался в прошлом. Такой перенос делает воздействие динамичным и живым процессом. Следовательно, воздействие оказывается без непосредственного вмешательства психолога, автоматически.
Следует отметить, что в рамках самого психоанализа различными его представителями несколько по-разному детализировалось понимание развития, роста личности. Так, согласно К.Юнгу, у каждого человека есть тенденция к индивидуализации, которая означает становление человека как цельного существа, представляющего собой совершенную и несравненную уникальность. Индивидуализация - это естественный и органичный процесс, «путь к личности», «самореализация» (в ином смысле, чем у А.Маслоу). Индивидуализация как процесс достижения целостности включает развитие динамической связи между эго (центр сознания) и самостью (ядро психики вообще, включая сознание и бессознательное) с интеграцией различных частей психики: эго, персоны, тени, анимы и других архетипов бессознательного. Когда люди становятся более интегрированными, они начинают выражать эти архетипы более тонкими и сложными способами.
Индивидуализация (личностный рост) является сложным процессом, так как часто осуществляется в условиях отрицания, равнодушия. Поэтому человек должен быть психологически здоров, чтобы управлять этим процессом, переносить вызванные им психологические потрясения. Каждая стадия индивидуализации сопровождается трудностями: опасность идентификации с персоной, отсутствие осознания или игнорирование тени, конфронтация с анимой и др.