Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 418
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проведение преподавателем демонстрационного сеанса видеотренинга. Преподаватель выступает в качестве ведущего, а студенты - в качестве участников видеотренинга. Цель занятий: ознакомление студентов со структурой сеанса, с применением видеоаппаратуры.
-
Межсессионные задания для самостоятельной работы
-
Основные направления группового социальнопсихологического обучения.-
Разновидности групп социально-психологического обучения. -
Цели, положения и принципы организации групп- встреч. -
Цели, положения и принципы организации Т-групп. -
Цели и компоненты социально-психологического тренинга поведения.
-
Литература:
-
Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятельность: методология, теория и практика.-М.:Наука,1988.-С.216-225. -
Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Психологический журнал.-1989.-Ы1. -
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.25-39. -
Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.,1993. -
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
Воздействие в групповом социально
психологическом обучении.
-
Условия изменения личности участника тренинга. -
Факторы воздействия в групповом тренинге. -
Средства и движущие причины изменения личности участника тренинга.
2.4 Механизм изменения личности в групповом тренинге.
Литература:
-
Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991. -
Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.65-75. -
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.42-65. -
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. -
Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном обще- нии.-М:МГУ,1992.-С.5-42.
-
Методы группового социально-психологического обучения.-
Метод дискуссии (биографические, тематические, интерактивные дискуссии. -
Игровой метод и его разновидности.-
Психодрама (ключевые понятия и элементы), основные приемы психодрамы. -
Игровая процедура трансакционного анализа.
-
-
Методы, основанные на невербальной активности.
-
Литература:
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-Л.,1992. -
Психодрама и групповой процесс /Под
ред.И.А.Гринбергера. М.:Прагма,1993.
-
Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.,1993. -
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Содержание видеотренинга.
-
Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи.
-
Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге.
Литература:
-
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
Формирование групп видеотренинга.
-
Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы.
-
Параметры отбора и комплектования участников тренинговой группы.
Литература:
-
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137.
-
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
Активность ведущего в процессе видеотренинга.
-
Функции ведущего в тренинговой группе.
-
Виды активности ведущего в тренинговой группе.
-
Этические аспекты поведения ведущего.
Литература:
-
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228.
-
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста.
-
Этапы видеотренинга профессиональнопсихологического роста.
-
Структура сеанса видеотренинга.
-
Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социальнопсихологического обучения.
Литература:
-
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215.
-
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
Личностный рост.
-
Понятие личностного роста в психоанализе.
-
Анализ личностного роста в бихевиоризме.
-
Представление о личностного росте в когнитивной психологии.
-
Идея личностного роста в гуманистически ориентированной психологии.
Литература:
-
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с.
-
Деловое общение как компонент профессиональнопсихологического роста.
-
Деловое общение и его разновидности.
-
Уровни и структура делового общения.
-
Цели, правила и стили делового общения.
-
Принципы и приемы установление контакта, информирование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы.
Литература:
-
Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991.
-
Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987.
-
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
Примерная тематика рефератов, курсовых работ
-
Возникновение группового социально-психологического обучения.
-
Типологии групп социально-психологического обучения.
-
Тренинг психоаналитической ориентации.
-
Тренинг бихевиористической ориентации.
-
Тренинг когнитивистической ориентации.
-
Тренинг гуманистической ориентации.
-
Условия и средства изменения участников тренинга.
-
Факторы изменения участников тренинга.
-
Движущие причины и механизм изменения участников тренинга.
-
Метод дискуссии и в видеотренинге.
-
Игровой метод в видеотренинге.
-
Метод, основанный нв невербальной активности в видеотренинге.
-
Профессионально-психологическая компетентность.
-
Структура профессионально-делового общения.
-
Установление контакта в профессионально-деловом общении.
-
Информирование и аргументация в профессиональноделовом общении.
-
Контраргументация в профессионально-деловой беседе.
-
Принятие решения и завершения профессиональноделовой беседы.
-
Вопросы в профессионально-деловой беседе.
-
Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу
-
Тренинг стадий профессионально-деловой беседы.
-
Тренинг достижений в деловых переговорах.
-
Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении.
-
Тренинг мотивации клиентов.
-
Тренинг профессиональных достижений.
-
Тренинг профессиональных решений.
-
Тренинг профессиональной мотивации.
-
Тренинг анализа профессиональных ситуаций.
-
Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам.
-
Тренинг выдержки и настойчивости.
-
Тренинг планирования карьеры.
-
Тренинг сотрудничества и конкуренции.
-
Тренинг самопознания в профессиональной деятельности.
-
Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности.
-
Тренинг мотивации обучения и переобучения.
-
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
-
Возникновение группового социально-психологического обучения.
-
Преимущества группового социально-психологического обучения.
-
Отличительные признаки группового социальнопсихологического обучения и групповой психотерапии.
-
Разновидности групп социально-психологического обучения.
-
Цели и основные положения «Групп-встреч».
-
Цели и основные положения «Т-групп».
-
Цели и основные положения «Социальнопсихологического тренинга поведения».
-
Коммуникативная компетентность и ее компоненты.
-
Условия и средства изменения участников тренинга.
-
Роль поддержки в процессе группового тренинга.
-
Самораскрытие в общении, его функции и параметры.
-
Характеристики межличностной обратной связи.
-
Виды межличностной обратной связи.
-
Соотношение самораскрытия и обратной связи.
-
Движущие причины и механизм изменения участников тренинга.
-
Метод дискуссии и его разновидности.
-
Отличительные особенности игровой деятельности.
-
Операционные и межличностные игры.
-
Концептуальные и инструментальные компоненты психодрамы.
-
Фазы и приемы психодрамы.
-
Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе видеотренинга.
-
Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотренинга.
-
Проективный рисунок в групповом тренинге.
-
Психогимнастика и функции психогимнастических упражнений..
-
Принципы и параметры комплектования тренинговой группы.
-
Функции ведущего в тренинговой группе.
-
Виды активности ведущего в тренинговой группе.
-
Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга.
-
Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи.
-
Преимущества и ограничения использования видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге.
-
Этапы и продолжительность проведения видеотренинга.
-
Структура сенса (занятия) видеотренинга.
-
Критерии эффективности группового видеотренинга.
-
Проблема личностного роста в психоанализе.
-
Проблема личностного роста в бихевиоризме.
-
Проблема личностного роста в гуманистической психологии.
-
Проблема личностного роста в когнитивной психологии.
-
Понятие о профессионально-психологическом росте.
-
Деловое общение и его разновидности.
-
Структура профессионально-делового общения.
-
Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения.
-
Стили делового общения.
-
Фазы деловой беседы.
-
Подходы к обучению профессионально
психологическому росту.
-
Принципы установления контакта.
-
Правила и приемы информирования и аргументации.
-
Правила и приемы контраргументации.
-
Правила и приемы принятия решения и завершения бе-
седы.
-
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА
ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№
Наименование разделов и тем
Всего Часов
Аудиторные занятия
Самос. работа
Лекции
Практ.
I. Теоретический раздел
1
Основные направления группового социально-психологического
обучения
1
1
2
2
Воздействие в групповом социально-психологическом обучении
1
1
2
3
Методы группового социальнопсихологического обучения
1
1
2
4
Содержание видеотренинга
1
1
2
5
Формирование групп видеотренинга
2
6
Активность ведущего в процессе видеотренинга
1
1
2
7
Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста
1
1
2
8
Личностный рост
1
1
2
9
Деловое общение как компонент профессиональнопсихологического роста
1
1
2
II. Практический раздел
10
Практика видеотренинга профессионально-психологического роста
5
5
ИТОГО:
14
9
5
18
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Содержание видеотренинга.
-
Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи.
-
Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге.
Литература:
-
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
Формирование групп видеотренинга.
-
Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы.
-
Параметры отбора и комплектования участников тренинговой группы.
Литература:
-
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137.
-
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
Активность ведущего в процессе видеотренинга.
-
Функции ведущего в тренинговой группе.
-
Виды активности ведущего в тренинговой группе.
-
Этические аспекты поведения ведущего.
Литература:
-
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228.
-
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста.
-
Этапы видеотренинга профессиональнопсихологического роста.
-
Структура сеанса видеотренинга.
-
Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социальнопсихологического обучения.
Литература:
-
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215.
-
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
Личностный рост.
-
Понятие личностного роста в психоанализе.
-
Анализ личностного роста в бихевиоризме.
-
Представление о личностного росте в когнитивной психологии.
-
Идея личностного роста в гуманистически ориентированной психологии.
Литература:
-
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с.
-
Деловое общение как компонент профессиональнопсихологического роста.
-
Деловое общение и его разновидности.
-
Уровни и структура делового общения.
-
Цели, правила и стили делового общения.
-
Принципы и приемы установление контакта, информирование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы.
Литература:
-
Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991.
-
Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987.
-
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
Примерная тематика рефератов, курсовых работ
-
Возникновение группового социально-психологического обучения.
-
Типологии групп социально-психологического обучения.
-
Тренинг психоаналитической ориентации.
-
Тренинг бихевиористической ориентации.
-
Тренинг когнитивистической ориентации.
-
Тренинг гуманистической ориентации.
-
Условия и средства изменения участников тренинга.
-
Факторы изменения участников тренинга.
-
Движущие причины и механизм изменения участников тренинга.
-
Метод дискуссии и в видеотренинге.
-
Игровой метод в видеотренинге.
-
Метод, основанный нв невербальной активности в видеотренинге.
-
Профессионально-психологическая компетентность.
-
Структура профессионально-делового общения.
-
Установление контакта в профессионально-деловом общении.
-
Информирование и аргументация в профессиональноделовом общении.
-
Контраргументация в профессионально-деловой беседе.
-
Принятие решения и завершения профессиональноделовой беседы.
-
Вопросы в профессионально-деловой беседе.
-
Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу
-
Тренинг стадий профессионально-деловой беседы.
-
Тренинг достижений в деловых переговорах.
-
Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении.
-
Тренинг мотивации клиентов.
-
Тренинг профессиональных достижений.
-
Тренинг профессиональных решений.
-
Тренинг профессиональной мотивации.
-
Тренинг анализа профессиональных ситуаций.
-
Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам.
-
Тренинг выдержки и настойчивости.
-
Тренинг планирования карьеры.
-
Тренинг сотрудничества и конкуренции.
-
Тренинг самопознания в профессиональной деятельности.
-
Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности.
-
Тренинг мотивации обучения и переобучения.
-
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
-
Возникновение группового социально-психологического обучения.
-
Преимущества группового социально-психологического обучения.
-
Отличительные признаки группового социальнопсихологического обучения и групповой психотерапии.
-
Разновидности групп социально-психологического обучения.
-
Цели и основные положения «Групп-встреч».
-
Цели и основные положения «Т-групп».
-
Цели и основные положения «Социальнопсихологического тренинга поведения».
-
Коммуникативная компетентность и ее компоненты.
-
Условия и средства изменения участников тренинга.
-
Роль поддержки в процессе группового тренинга.
-
Самораскрытие в общении, его функции и параметры.
-
Характеристики межличностной обратной связи.
-
Виды межличностной обратной связи.
-
Соотношение самораскрытия и обратной связи.
-
Движущие причины и механизм изменения участников тренинга.
-
Метод дискуссии и его разновидности.
-
Отличительные особенности игровой деятельности.
-
Операционные и межличностные игры.
-
Концептуальные и инструментальные компоненты психодрамы.
-
Фазы и приемы психодрамы.
-
Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе видеотренинга.
-
Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотренинга.
-
Проективный рисунок в групповом тренинге.
-
Психогимнастика и функции психогимнастических упражнений..
-
Принципы и параметры комплектования тренинговой группы.
-
Функции ведущего в тренинговой группе.
-
Виды активности ведущего в тренинговой группе.
-
Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга.
-
Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи.
-
Преимущества и ограничения использования видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге.
-
Этапы и продолжительность проведения видеотренинга.
-
Структура сенса (занятия) видеотренинга.
-
Критерии эффективности группового видеотренинга.
-
Проблема личностного роста в психоанализе.
-
Проблема личностного роста в бихевиоризме.
-
Проблема личностного роста в гуманистической психологии.
-
Проблема личностного роста в когнитивной психологии.
-
Понятие о профессионально-психологическом росте.
-
Деловое общение и его разновидности.
-
Структура профессионально-делового общения.
-
Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения.
-
Стили делового общения.
-
Фазы деловой беседы.
-
Подходы к обучению профессионально
психологическому росту.
-
Принципы установления контакта.
-
Правила и приемы информирования и аргументации.
-
Правила и приемы контраргументации.
-
Правила и приемы принятия решения и завершения бе-
седы.
-
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА
ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№
Наименование разделов и тем
Всего Часов
Аудиторные занятия
Самос. работа
Лекции
Практ.
I. Теоретический раздел
1
Основные направления группового социально-психологического
обучения
1
1
2
2
Воздействие в групповом социально-психологическом обучении
1
1
2
3
Методы группового социальнопсихологического обучения
1
1
2
4
Содержание видеотренинга
1
1
2
5
Формирование групп видеотренинга
2
6
Активность ведущего в процессе видеотренинга
1
1
2
7
Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста
1
1
2
8
Личностный рост
1
1
2
9
Деловое общение как компонент профессиональнопсихологического роста
1
1
2
II. Практический раздел
10
Практика видеотренинга профессионально-психологического роста
5
5
ИТОГО:
14
9
5
18
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
-
Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. -
Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге.
Литература:
-
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
Формирование групп видеотренинга.
-
Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы. -
Параметры отбора и комплектования участников тренинговой группы.
Литература:
-
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137. -
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
Активность ведущего в процессе видеотренинга.-
Функции ведущего в тренинговой группе. -
Виды активности ведущего в тренинговой группе. -
Этические аспекты поведения ведущего.
-
Литература:
-
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228. -
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста.-
Этапы видеотренинга профессиональнопсихологического роста. -
Структура сеанса видеотренинга. -
Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социальнопсихологического обучения.
-
Литература:
-
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215. -
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
Личностный рост.-
Понятие личностного роста в психоанализе. -
Анализ личностного роста в бихевиоризме. -
Представление о личностного росте в когнитивной психологии. -
Идея личностного роста в гуманистически ориентированной психологии.
-
Литература:
-
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. -
Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с.
-
Деловое общение как компонент профессиональнопсихологического роста.-
Деловое общение и его разновидности. -
Уровни и структура делового общения. -
Цели, правила и стили делового общения. -
Принципы и приемы установление контакта, информирование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы.
-
Литература:
-
Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. -
Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. -
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
Примерная тематика рефератов, курсовых работ
-
Возникновение группового социально-психологического обучения. -
Типологии групп социально-психологического обучения. -
Тренинг психоаналитической ориентации. -
Тренинг бихевиористической ориентации. -
Тренинг когнитивистической ориентации. -
Тренинг гуманистической ориентации. -
Условия и средства изменения участников тренинга. -
Факторы изменения участников тренинга. -
Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. -
Метод дискуссии и в видеотренинге. -
Игровой метод в видеотренинге. -
Метод, основанный нв невербальной активности в видеотренинге. -
Профессионально-психологическая компетентность. -
Структура профессионально-делового общения. -
Установление контакта в профессионально-деловом общении. -
Информирование и аргументация в профессиональноделовом общении. -
Контраргументация в профессионально-деловой беседе. -
Принятие решения и завершения профессиональноделовой беседы. -
Вопросы в профессионально-деловой беседе.
-
Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу
-
Тренинг стадий профессионально-деловой беседы. -
Тренинг достижений в деловых переговорах. -
Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении. -
Тренинг мотивации клиентов. -
Тренинг профессиональных достижений. -
Тренинг профессиональных решений. -
Тренинг профессиональной мотивации. -
Тренинг анализа профессиональных ситуаций. -
Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам. -
Тренинг выдержки и настойчивости. -
Тренинг планирования карьеры. -
Тренинг сотрудничества и конкуренции. -
Тренинг самопознания в профессиональной деятельности. -
Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности. -
Тренинг мотивации обучения и переобучения.
-
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
-
Возникновение группового социально-психологического обучения. -
Преимущества группового социально-психологического обучения. -
Отличительные признаки группового социальнопсихологического обучения и групповой психотерапии. -
Разновидности групп социально-психологического обучения. -
Цели и основные положения «Групп-встреч». -
Цели и основные положения «Т-групп». -
Цели и основные положения «Социальнопсихологического тренинга поведения». -
Коммуникативная компетентность и ее компоненты. -
Условия и средства изменения участников тренинга. -
Роль поддержки в процессе группового тренинга. -
Самораскрытие в общении, его функции и параметры. -
Характеристики межличностной обратной связи. -
Виды межличностной обратной связи. -
Соотношение самораскрытия и обратной связи. -
Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. -
Метод дискуссии и его разновидности. -
Отличительные особенности игровой деятельности. -
Операционные и межличностные игры. -
Концептуальные и инструментальные компоненты психодрамы. -
Фазы и приемы психодрамы. -
Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе видеотренинга. -
Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотренинга. -
Проективный рисунок в групповом тренинге. -
Психогимнастика и функции психогимнастических упражнений.. -
Принципы и параметры комплектования тренинговой группы. -
Функции ведущего в тренинговой группе. -
Виды активности ведущего в тренинговой группе. -
Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга. -
Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. -
Преимущества и ограничения использования видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. -
Этапы и продолжительность проведения видеотренинга. -
Структура сенса (занятия) видеотренинга. -
Критерии эффективности группового видеотренинга. -
Проблема личностного роста в психоанализе. -
Проблема личностного роста в бихевиоризме. -
Проблема личностного роста в гуманистической психологии. -
Проблема личностного роста в когнитивной психологии. -
Понятие о профессионально-психологическом росте. -
Деловое общение и его разновидности. -
Структура профессионально-делового общения. -
Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения. -
Стили делового общения. -
Фазы деловой беседы. -
Подходы к обучению профессионально
психологическому росту.
-
Принципы установления контакта. -
Правила и приемы информирования и аргументации. -
Правила и приемы контраргументации. -
Правила и приемы принятия решения и завершения бе-
седы.
-
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА
ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№ | Наименование разделов и тем | Всего Часов | Аудиторные занятия | Самос. работа | |
Лекции | Практ. | ||||
I. Теоретический раздел | | | | | |
1 | Основные направления группового социально-психологического обучения | 1 | 1 | | 2 |
2 | Воздействие в групповом социально-психологическом обучении | 1 | 1 | | 2 |
3 | Методы группового социальнопсихологического обучения | 1 | 1 | | 2 |
4 | Содержание видеотренинга | 1 | 1 | | 2 |
5 | Формирование групп видеотренинга | | | | 2 |
6 | Активность ведущего в процессе видеотренинга | 1 | 1 | | 2 |
7 | Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста | 1 | 1 | | 2 |
8 | Личностный рост | 1 | 1 | | 2 |
9 | Деловое общение как компонент профессиональнопсихологического роста | 1 | 1 | | 2 |
| II. Практический раздел | | | | |
10 | Практика видеотренинга профессионально-психологического роста | 5 | | 5 | |
| ИТОГО: | 14 | 9 | 5 | 18 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
IY. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Экзамен
Y. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
-
Основная литература:
1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-240 с.
-
Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.:Прогресс,1993.- 368 с.
-
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.-Ростов н/Д:РГУ,2003.
-
Дополнительная литература:
-
Аллан Пиз. Язык жестов.-Воронеж:МОДЭК,1992.-218 с.
-
Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991.
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-Л.:Лениздат,1992.-С.8-52.
-
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:Медицина,1989.-С.6-44.
-
Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.12-50,65-88.
-
Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991.
-
Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятельность: методология, теория и практика.--М.:Наука,1988.-С.216-225.
-
Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Психологический журнал.-1989.-Ы1.-С.127-136.
-
Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Прогресс,1994.-352 с.
-
Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных ситуаций в деловом общении хозяйственных руководителей.- М.,1986.-64 с.
-
Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987.
-
Панасюк А.Ю. Управленческое общение.-
М.:Экономика, 1990.-112 с.
-
Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга.-М.:МГУ,1982.
-
Психодрама и групповой процесс /Под.ред.Н.А.Гринберга.-М.,1993.-57 с.
-
Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.,1993.-220 с.
-
Секреты умелого руководителя /Сост.И.В.Липсиц.- М.:Экономика,1991.-320 с.
-
Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в
групповом социально-психологическом обучении
//Психологический вестник.Вып.4.-Ростов н/Д:РГУ,1999.-С.219-223.
-
Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном об- щении.-М:МГУ,1992.-С.5-42.
-
Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с.
-
Форверг М., Альберг Т. Характеристика социальнопсихологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.-N4.
-
Вспомогательное оборудование:
Видеоаппаратура - видеокамера и телевизор.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
—
Основная литература:
Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.:Прогресс,1993.- 368 с.
Сидоренков А.В. Видеотренинг профессиональнопсихологического роста. Методические указания. В 3-х ч.-Ростов н/Д:РГУ,2003.
Дополнительная литература:
Аллан Пиз. Язык жестов.-Воронеж:МОДЭК,1992.-218 с.
Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-Л.:Лениздат,1992.-С.8-52.
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:Медицина,1989.-С.6-44.
Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.12-50,65-88.
Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991.
Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятельность: методология, теория и практика.--М.:Наука,1988.-С.216-225.
Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Психологический журнал.-1989.-Ы1.-С.127-136.
Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Прогресс,1994.-352 с.
Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных ситуаций в деловом общении хозяйственных руководителей.- М.,1986.-64 с.
Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987.
Панасюк А.Ю. Управленческое общение.-
Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга.-М.:МГУ,1982.
Психодрама и групповой процесс /Под.ред.Н.А.Гринберга.-М.,1993.-57 с.
Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.,1993.-220 с.
Секреты умелого руководителя /Сост.И.В.Липсиц.- М.:Экономика,1991.-320 с.
Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в
Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном об- щении.-М:МГУ,1992.-С.5-42.
Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с.
Форверг М., Альберг Т. Характеристика социальнопсихологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.-N4.
Вспомогательное оборудование:
,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
факультет психологии
кафедра психологии развитии
А.В.Сидоренков
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по ДИСЦИПЛИНЕ
ВИДЕОТРЕНИНГ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
РОСТА
Часть 2
Ростов-на-Дону
2003 г.
Методические указания печатаются по решению кафедры психологии развития РГУ (Протокол № 4 от 18 декабря 2002 г ).
Ответственный за выпуск - заведующий кафедрой психологии развития доктор психологических наук, профессор Т.П.Скрипкина
© Сидоренков А.В., 2003
СОДЕРЖАНИЕ
-
Возникновение и преимущества группового
-
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Групповой социально-психологический тренинг (ГСПТ) является способом психологического воздействия и представляет собой совокупность концепции и методов повышения социальнопсихологической компетентности людей посредством общения и моделирования значимых и проблемных для них жизненных ситуаций в относительно малочисленной группе, функционирование которой ограничено в пространстве и времени.
Возникновение в конце 1940-х гг. в Западной Европе и США групповых форм психологического обучения было не случайно и имело несколько предпосылок, которые стали складываться в первой четверти ХХ века. Во-первых, в психологии и социологии формировалось новое представление о факторах изменения, развития личности, в соответствии с которым социально-психические качества человека являются результатом его взаимодействия с социальной средой, в частности, с малыми группами, в которые он включен. В психиатрии и психотерапии все большее распространение получала позиция, согласно которой психические нарушения возникают в результате нарушения отношений человека с другими людьми. Поэтому, микросреда (группа) является не только источником формирования неадекватных мотивов и ценностей человека, но она может быть использована и для изменения этих неадекватных мотивов и ценностей.
Во-вторых, в психотерапии начали использовать групповую форму лечения пациентов, что было связано с новым пониманием функции группы, а, именно, как социального контекста для выявления, подчеркивания и, на основе этого, коррекции психосоматических и психических нарушений людей. Так, групповая психотерапия стала применяться для решения личностных проблем (Дж.Морено,1911), лечении больных туберкулезом (Д.Пратт,1905), шизофренией (Е.Лазелл, 1919), алкоголизмом, неврозами, с секу- суальными нарушениями (А.Адлер, 1920-е гг., В.М.Бехтерев, М.А. Чалисов, 1920-е гг.) и др.