Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 415

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Содержание видеотренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Формирование групп видеотренинга. Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы. Параметры отбора и комплектования участников тренин­говой группы. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Активность ведущего в процессе видеотренинга. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста. Этапы видеотренинга профессионально­психологического роста. Структура сеанса видеотренинга. Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социально­психологического обучения. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Личностный рост. Понятие личностного роста в психоанализе. Анализ личностного роста в бихевиоризме. Представление о личностного росте в когнитивной пси­хологии. Идея личностного роста в гуманистически ориентиро­ванной психологии. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста. Деловое общение и его разновидности. Уровни и структура делового общения. Цели, правила и стили делового общения. Принципы и приемы установление контакта, информи­рование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы. Литература: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Возникновение группового социально-психологического обучения. Типологии групп социально-психологического обучения. Тренинг психоаналитической ориентации. Тренинг бихевиористической ориентации. Тренинг когнитивистической ориентации. Тренинг гуманистической ориентации. Условия и средства изменения участников тренинга. Факторы изменения участников тренинга. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и в видеотренинге. Игровой метод в видеотренинге. Метод, основанный нв невербальной активности в ви­деотренинге. Профессионально-психологическая компетентность. Структура профессионально-делового общения. Установление контакта в профессионально-деловом общении. Информирование и аргументация в профессионально­деловом общении. Контраргументация в профессионально-деловой бесе­де. Принятие решения и завершения профессионально­деловой беседы. Вопросы в профессионально-деловой беседе. Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу Тренинг стадий профессионально-деловой беседы. Тренинг достижений в деловых переговорах. Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении. Тренинг мотивации клиентов. Тренинг профессиональных достижений. Тренинг профессиональных решений. Тренинг профессиональной мотивации. Тренинг анализа профессиональных ситуаций. Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам. Тренинг выдержки и настойчивости. Тренинг планирования карьеры. Тренинг сотрудничества и конкуренции. Тренинг самопознания в профессиональной деятельно­сти. Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности. Тренинг мотивации обучения и переобучения. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу Возникновение группового социально-психологического обучения. Преимущества группового социально-психологического обучения. Отличительные признаки группового социально­психологического обучения и групповой психотерапии. Разновидности групп социально-психологического обу­чения. Цели и основные положения «Групп-встреч». Цели и основные положения «Т-групп». Цели и основные положения «Социально­психологического тренинга поведения». Коммуникативная компетентность и ее компоненты. Условия и средства изменения участников тренинга. Роль поддержки в процессе группового тренинга. Самораскрытие в общении, его функции и параметры. Характеристики межличностной обратной связи. Виды межличностной обратной связи. Соотношение самораскрытия и обратной связи. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и его разновидности. Отличительные особенности игровой деятельности. Операционные и межличностные игры. Концептуальные и инструментальные компоненты пси­ходрамы. Фазы и приемы психодрамы. Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе ви­деотренинга. Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотре­нинга. Проективный рисунок в групповом тренинге. Психогимнастика и функции психогимнастических уп­ражнений.. Принципы и параметры комплектования тренинговой группы. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения использования видеоза­писи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Этапы и продолжительность проведения видеотренин­га. Структура сенса (занятия) видеотренинга. Критерии эффективности группового видеотренинга. Проблема личностного роста в психоанализе. Проблема личностного роста в бихевиоризме. Проблема личностного роста в гуманистической психо­логии. Проблема личностного роста в когнитивной психологии. Понятие о профессионально-психологическом росте. Деловое общение и его разновидности. Структура профессионально-делового общения. Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения. Стили делового общения. Фазы деловой беседы. Подходы к обучению профессионально­ психологическому росту. Принципы установления контакта. Правила и приемы информирования и аргументации. Правила и приемы контраргументации. Правила и приемы принятия решения и завершения бе- седы. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСАПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ № Наименование разделов и тем Всего Часов Аудиторные занятия Самос. работа Лекции Практ. I. Теоретический раздел 1 Основные направления группово­го социально-психологическогообучения 1 1 2 2 Воздействие в групповом соци­ально-психологическом обучении 1 1 2 3 Методы группового социально­психологического обучения 1 1 2 4 Содержание видеотренинга 1 1 2 5 Формирование групп видеотре­нинга 2 6 Активность ведущего в процессе видеотренинга 1 1 2 7 Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста 1 1 2 8 Личностный рост 1 1 2 9 Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста 1 1 2 II. Практический раздел 10 Практика видеотренинга профес­сионально-психологического роста 5 5 ИТОГО: 14 9 5 18 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

IY. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЭкзаменY. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература: 1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-240 с. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.:Прогресс,1993.- 368 с. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.-Ростов н/Д:РГУ,2003. Дополнительная литература: Аллан Пиз. Язык жестов.-Воронеж:МОДЭК,1992.-218 с. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление лично­сти в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Совре­менные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры.-Л.:Лениздат,1992.-С.8-52. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:Медицина,1989.-С.6-44. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.12-50,65-88. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика.--М.:Наука,1988.-С.216-225. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Пси­хологический журнал.-1989.-Ы1.-С.127-136. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Прогресс,1994.-352 с. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей.- М.,1986.-64 с. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Панасюк А.Ю. Управленческое общение.- М.:Экономика, 1990.-112 с. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга.-М.:МГУ,1982. Психодрама и групповой процесс /Под.ред.Н.А.Гринберга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.,1993.-220 с. Секреты умелого руководителя /Сост.И.В.Липсиц.- М.:Экономика,1991.-320 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в групповом социально-психологическом обучении//Психологический вестник.Вып.4.-Ростов н/Д:РГУ,1999.-С.219-223. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном об- щении.-М:МГУ,1992.-С.5-42. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.-N4. Вспомогательное оборудование: Видеоаппаратура - видеокамера и телевизор.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Сеанс 1: «Название сеанса» (продолжительность сеанса). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Ролевая ситуация: «Название ситуации» (продолжи­тельность ситуации). Задачи ситуации, ее сюжет, основная и вспомогательная роль. Просмотр видеозаписи. Дискуссия по про­игранной ситуации. Тематическая дискуссия: «Тема дискуссии» (продолжи­тельность дискуссии). Задачи дискуссии. Обобщение результатов сеанса (продолжительность обобщения). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Сеанс 2: «Название сеанса» (продолжительность сеанса) и т.д. приложение а) График и место проведения тренинга. Психодиагностический материал (если есть). в) Подробное описание запланированных разминочных уп­ражнений и игровых ситуаций. г) Резервный материал разминочных упражнений, игровых ситуаций и тем для дискуссий. ЛИТЕРАТУРА Аллан Пиз. Язык жестов. - Воронеж, 1992. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - Л., 1992. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. 1989. Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- М., 1990. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика. - М., 1988. Ковалев Г.А. Основные направления использования ме­тодов активного социального обучения в странах Запада // Психо­логический журнал. - 1989. - N1. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии.- 1982.- N2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., Прогресс, 1994. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.:Профиздат,1991.-192 с. Психодрама и групповой процесс/ Под ред. И.А.Крин- берга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.- М., 1993. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.:Прогресс, 1993.-368 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в груп­повом социально-психологическом обучении // Психологический вестник.Вып.4.-Ростов /Д:РГУ,1999.-С.219-223. Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и ма­лой группы// Психологический вестник.Вып. 3.-Ростов /Д:РГУ,1998.- С.91-94. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагоги­ческого воздействия на учебные группы// Вопросы психологии.- 1998.-N4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.-М. :ФиС,1985. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения /Психологический журнал.- 1984.-N4. 21 Riggio,R.E. & Zimmerman,J.(1991). Social skills and interpersonal relationships:influences on social support and a support seeking. In W.H.Jones & P.Perlman (Eds), Advances in personal relationships (pp.133-155). London:Jessika Kingsley Publishers.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ



Проведение преподавателем демонстрационного сеанса ви­деотренинга. Преподаватель выступает в качестве ведущего, а студенты - в качестве участников видеотренинга. Цель занятий: ознакомление студентов со структурой сеанса, с применением видеоаппаратуры.

  1. Межсессионные задания для самостоятельной работы

  1. Основные направления группового социально­психологического обучения.

    1. Разновидности групп социально-психологического обу­чения.

    2. Цели, положения и принципы организации групп- встреч.

    3. Цели, положения и принципы организации Т-групп.

    4. Цели и компоненты социально-психологического тре­нинга поведения.

Литература:

  1. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика.-М.:Наука,1988.-С.216-225.

  2. Ковалев Г.А. Основные направления использования ме­тодов активного социального обучения в странах Запада // Психо­логический журнал.-1989.-Ы1.

  3. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.25-39.

  4. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.,1993.

  5. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.

  1. Воздействие в групповом социально­

психологическом обучении.

    1. Условия изменения личности участника тренинга.

    2. Факторы воздействия в групповом тренинге.

    3. Средства и движущие причины изменения личности уча­стника тренинга.

2.4 Механизм изменения личности в групповом тренинге.

Литература:

  1. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление лично­сти в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Совре­менные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991.

  2. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.65-75.

  3. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.42-65.

  4. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.

  5. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном обще- нии.-М:МГУ,1992.-С.5-42.


  1. Методы группового социально-психологического обучения.

    1. Метод дискуссии (биографические, тематические, инте­рактивные дискуссии.

    2. Игровой метод и его разновидности.

      1. Психодрама (ключевые понятия и элементы), основ­ные приемы психодрамы.

      2. Игровая процедура трансакционного анализа.

    3. Методы, основанные на невербальной активности.

Литература:

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры.-Л.,1992.

  2. Психодрама и групповой процесс /Под

ред.И.А.Гринбергера. М.:Прагма,1993.

  1. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.,1993.

  2. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.

  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Содержание видеотренинга.

  1. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи.

  2. Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге.

Литература:

  1. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.

  1. Формирование групп видеотренинга.

  1. Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы.

  2. Параметры отбора и комплектования участников тренин­говой группы.

Литература:

  1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137.

  2. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.

  1. Активность ведущего в процессе видеотренинга.

    1. Функции ведущего в тренинговой группе.

    2. Виды активности ведущего в тренинговой группе.

    3. Этические аспекты поведения ведущего.

Литература:

  1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228.

  2. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.

  1. Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста.

    1. Этапы видеотренинга профессионально­психологического роста.

    2. Структура сеанса видеотренинга.

    3. Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социально­психологического обучения.

Литература:

  1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215.

  2. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003.

  1. Личностный рост.

    1. Понятие личностного роста в психоанализе.

    2. Анализ личностного роста в бихевиоризме.

    3. Представление о личностного росте в когнитивной пси­хологии.

    4. Идея личностного роста в гуманистически ориентиро­ванной психологии.

Литература:

  1. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003.

  2. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с.

  1. Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста.

    1. Деловое общение и его разновидности.

    2. Уровни и структура делового общения.

    3. Цели, правила и стили делового общения.

    4. Принципы и приемы установление контакта, информи­рование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы.

Литература:

  1. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991.

  2. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987.

  3. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003.

  1. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Возникновение группового социально-психологического обучения.

  2. Типологии групп социально-психологического обучения.

  3. Тренинг психоаналитической ориентации.

  4. Тренинг бихевиористической ориентации.

  5. Тренинг когнитивистической ориентации.

  6. Тренинг гуманистической ориентации.

  7. Условия и средства изменения участников тренинга.

  8. Факторы изменения участников тренинга.

  9. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга.

  10. Метод дискуссии и в видеотренинге.

  11. Игровой метод в видеотренинге.

  12. Метод, основанный нв невербальной активности в ви­деотренинге.

  13. Профессионально-психологическая компетентность.

  14. Структура профессионально-делового общения.

  15. Установление контакта в профессионально-деловом общении.

  16. Информирование и аргументация в профессионально­деловом общении.

  17. Контраргументация в профессионально-деловой бесе­де.

  18. Принятие решения и завершения профессионально­деловой беседы.

  19. Вопросы в профессионально-деловой беседе.

  1. Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу

  1. Тренинг стадий профессионально-деловой беседы.

  2. Тренинг достижений в деловых переговорах.

  3. Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении.

  4. Тренинг мотивации клиентов.

  5. Тренинг профессиональных достижений.

  6. Тренинг профессиональных решений.

  7. Тренинг профессиональной мотивации.

  8. Тренинг анализа профессиональных ситуаций.

  9. Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам.

  10. Тренинг выдержки и настойчивости.

  11. Тренинг планирования карьеры.

  12. Тренинг сотрудничества и конкуренции.

  13. Тренинг самопознания в профессиональной деятельно­сти.

  14. Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности.

  15. Тренинг мотивации обучения и переобучения.

  1. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

  1. Возникновение группового социально-психологического обучения.

  2. Преимущества группового социально-психологического обучения.

  3. Отличительные признаки группового социально­психологического обучения и групповой психотерапии.

  4. Разновидности групп социально-психологического обу­чения.

  5. Цели и основные положения «Групп-встреч».

  6. Цели и основные положения «Т-групп».

  7. Цели и основные положения «Социально­психологического тренинга поведения».

  8. Коммуникативная компетентность и ее компоненты.

  9. Условия и средства изменения участников тренинга.

  10. Роль поддержки в процессе группового тренинга.

  11. Самораскрытие в общении, его функции и параметры.

  12. Характеристики межличностной обратной связи.

  13. Виды межличностной обратной связи.

  14. Соотношение самораскрытия и обратной связи.

  15. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга.

  16. Метод дискуссии и его разновидности.

  17. Отличительные особенности игровой деятельности.

  18. Операционные и межличностные игры.

  19. Концептуальные и инструментальные компоненты пси­ходрамы.

  20. Фазы и приемы психодрамы.

  21. Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе ви­деотренинга.

  22. Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотре­нинга.

  23. Проективный рисунок в групповом тренинге.

  24. Психогимнастика и функции психогимнастических уп­ражнений..

  25. Принципы и параметры комплектования тренинговой группы.

  26. Функции ведущего в тренинговой группе.

  27. Виды активности ведущего в тренинговой группе.

  28. Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга.

  29. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи.

  30. Преимущества и ограничения использования видеоза­писи и обратной видеосвязи в групповом тренинге.

  31. Этапы и продолжительность проведения видеотренин­га.

  32. Структура сенса (занятия) видеотренинга.

  33. Критерии эффективности группового видеотренинга.

  34. Проблема личностного роста в психоанализе.

  35. Проблема личностного роста в бихевиоризме.

  36. Проблема личностного роста в гуманистической психо­логии.

  37. Проблема личностного роста в когнитивной психологии.

  38. Понятие о профессионально-психологическом росте.

  39. Деловое общение и его разновидности.

  40. Структура профессионально-делового общения.

  41. Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения.

  42. Стили делового общения.

  43. Фазы деловой беседы.

  44. Подходы к обучению профессионально­

психологическому росту.

  1. Принципы установления контакта.

  2. Правила и приемы информирования и аргументации.

  3. Правила и приемы контраргументации.

  4. Правила и приемы принятия решения и завершения бе-

седы.

  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА
    ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ




Наименование разделов и тем

Всего Часов

Аудиторные занятия

Самос. работа

Лекции

Практ.

I. Теоретический раздел













1

Основные направления группово­го социально-психологического

обучения

1

1




2

2

Воздействие в групповом соци­ально-психологическом обучении

1

1




2

3

Методы группового социально­психологического обучения

1

1




2

4

Содержание видеотренинга

1

1




2

5

Формирование групп видеотре­нинга










2

6

Активность ведущего в процессе видеотренинга

1

1




2

7

Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста

1

1




2

8

Личностный рост

1

1




2

9

Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста

1

1




2




II. Практический раздел













10

Практика видеотренинга профес­сионально-психологического роста

5




5







ИТОГО:

14

9

5

18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



IY. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Экзамен

Y. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

  1. Основная литература:

1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-240 с.

  1. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.:Прогресс,1993.- 368 с.

  2. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.-Ростов н/Д:РГУ,2003.

  1. Дополнительная литература:

  1. Аллан Пиз. Язык жестов.-Воронеж:МОДЭК,1992.-218 с.

  2. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление лично­сти в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Совре­менные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры.-Л.:Лениздат,1992.-С.8-52.

  4. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:Медицина,1989.-С.6-44.

  5. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.12-50,65-88.

  6. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991.

  7. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика.--М.:Наука,1988.-С.216-225.

  8. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Пси­хологический журнал.-1989.-Ы1.-С.127-136.

  9. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Прогресс,1994.-352 с.

  10. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей.- М.,1986.-64 с.

  11. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987.

  12. Панасюк А.Ю. Управленческое общение.-

М.:Экономика, 1990.-112 с.

  1. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга.-М.:МГУ,1982.

  2. Психодрама и групповой процесс /Под.ред.Н.А.Гринберга.-М.,1993.-57 с.

  3. Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.,1993.-220 с.

  4. Секреты умелого руководителя /Сост.И.В.Липсиц.- М.:Экономика,1991.-320 с.

  5. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в

групповом социально-психологическом обучении

//Психологический вестник.Вып.4.-Ростов н/Д:РГУ,1999.-С.219-223.

  1. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном об- щении.-М:МГУ,1992.-С.5-42.

  2. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с.

  3. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.-N4.

  1. Вспомогательное оборудование:

Видеоаппаратура - видеокамера и телевизор.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ


,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
факультет психологии
кафедра психологии развитии


А.В.Сидоренков

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по ДИСЦИПЛИНЕ

ВИДЕОТРЕНИНГ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
РОСТА


Часть 2

Ростов-на-Дону

2003 г.

Методические указания печатаются по решению кафедры психологии развития РГУ (Протокол № 4 от 18 декабря 2002 г ).

Ответственный за выпуск - заведующий кафедрой психоло­гии развития доктор психологических наук, профессор Т.П.Скрипкина

© Сидоренков А.В., 2003

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Возникновение и преимущества группового


  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Групповой социально-психологический тренинг (ГСПТ) яв­ляется способом психологического воздействия и представляет собой совокупность концепции и методов повышения социально­психологической компетентности людей посредством общения и моделирования значимых и проблемных для них жизненных си­туаций в относительно малочисленной группе, функционирование которой ограничено в пространстве и времени.

Возникновение в конце 1940-х гг. в Западной Европе и США групповых форм психологического обучения было не случайно и имело несколько предпосылок, которые стали складываться в пер­вой четверти ХХ века. Во-первых, в психологии и социологии фор­мировалось новое представление о факторах изменения, развития личности, в соответствии с которым социально-психические каче­ства человека являются результатом его взаимодействия с соци­альной средой, в частности, с малыми группами, в которые он включен. В психиатрии и психотерапии все большее распростра­нение получала позиция, согласно которой психические нарушения возникают в результате нарушения отношений человека с другими людьми. Поэтому, микросреда (группа) является не только источ­ником формирования неадекватных мотивов и ценностей челове­ка, но она может быть использована и для изменения этих неадек­ватных мотивов и ценностей.

Во-вторых, в психотерапии начали использовать групповую форму лечения пациентов, что было связано с новым пониманием функции группы, а, именно, как социального контекста для выяв­ления, подчеркивания и, на основе этого, коррекции психосомати­ческих и психических нарушений людей. Так, групповая психотера­пия стала применяться для решения личностных проблем (Дж.Морено,1911), лечении больных туберкулезом (Д.Пратт,1905), шизофренией (Е.Лазелл, 1919), алкоголизмом, неврозами, с секу- суальными нарушениями (А.Адлер, 1920-е гг., В.М.Бехтерев, М.А. Чалисов, 1920-е гг.) и др.