Файл: Основы современного математического образования.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы современного математического образования

Генезис основ современного математического образования

Развитие математического образования в России в период правления династии Романовых

Первые «ростки» образовательной системы в период правления династии Романовых

Образование в России в период правления Петра I (1682-1725 годы)

Школа математических и навигацких наук

Профессиональные школы

Цифирные (арифметические) школы

Образование в России в период правления Екатерины II (1762-1796 годы)

1786 г.

1783 г.

Развитие народного образования в 1786-1800 гг.

Образование в России в период правления Александра I (1801-1825 годы)

Образование в России в период правления Александра II (1855-1881 годы)

Реформы в образовании

19 ноября 1864 г.- «…Гимназии открыты для всех сословий. А также положено начало женскому образованию»

Образование в России в период правления Александра III (1881-1894 г.)

Характер образовательной политики

Образовательная политика государства в период правления Александра III

Распределение количества часов по предметам в средних учебных заведениях

Образование в России в период правления Николая II (1894-1917 гг.)

1900-1917 гг.

Деятели-математики

История развития МОМ как науки (ист.–предметный подход)

Основы современного математического образования


Теоретические и практические аспекты
2 ч. – лекции,
4 ч.лаб. работа.
Зачет дифференцированный: 5 ч.

Генезис основ современного математического образования


Современное математическое образование в России


История и традиции математического образования в России


Мировые тенденции, результаты развития матема-
тического образова-
ния, развитие теории и методики обучения математике

Развитие математического образования в России в период правления династии Романовых

Первые «ростки» образовательной системы в период правления династии Романовых


Федор заложил основы просвещения, одобрил решение о создании Университета (подписать указ не успел).
Софья (1682-1689 регент при младших братьях Петре и Иване) в сентябре 1687 г. в Москве открывает Славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение в России (обучение 12 лет, математике не обучали)

Образование в России в период правления Петра I (1682-1725 годы)

Школа математических и навигацких наук


14 января 1701 г. – указ об учреждении в Москве первой русской военно-технической школы «Математических и навигацких наук»
1715 г.- Организована морская академия

Профессиональные школы


1703 г. «Арифметика» Л.Ф.Магницкий (Телятин), 2400 эк.
(термины «множитель», «делитель», геометрические задачи, задачи на строительство, задачи на торговлю).
Задачи выполняют различные функции (информационная, воспитательная и др.).
Введены элементы истории математики

Цифирные (арифметические) школы


1711-1712 г. Инженерная школа.
28 февраля 1714 г. указ об учреждении «Цифирных школ»
1716 г. – открыто в разных городах России 12 цифирных школ. 1720-1722 г. – 30 школ.
Указ о запрете дворянам жениться при отсутствии образования.
8.02. 1724 – создание Академии наук (ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ АКАДЕМИИ НАУК И ХУДОЖЕСТВ) (первое заседание в 1725 г., первый президент - Лаврентий Блюментрост, приглашенные математики Николай Бернулли, Даниил Бернулли, Христиан Гольдбах. 1727 г. Леонард Эйлер член Академии
).
Звание профессора выше звания полковника

Образование в России в период правления Екатерины II (1762-1796 годы)


Малая школа: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, зачатки русской грамматики.
Средняя: объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история,  краткая география России.
Главная: подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры
Преемственность

1786 г.


1786 г.
Устав о народных училищах.
I ступень - «малые училища» (2 года) - грамота, чтение, арифметика и Закон Божий.
II ступень – «главные училища» (4 года) предназначались для подготовки педагогических кадров «малых» училищ.
5 октября 1786 г.
Первое «главное» народное училище

1783 г.


1783 г.
Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария - прообраз педагогического института.
1786 г.
В губернских городах учреждены Главные народные училища в которых готовили учителей для уездных училищ.
Обучение – 5 лет


1782-1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7% девочек.
Начало XIX века: около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями.
 1770 г. Создание комиссии для  разработки проекта устройства деревенских школ (не был воплощен в жизнь)

Развитие народного образования в 1786-1800 гг.


Годы


Кол-во училищ


Численность учителей


Численность учащихся


1782


8


26


518


1785


12


38


518


1786


165


394


11388


1790


269


629


14625


1793


311


738


18297


1797


285


664


15628


1800


315


790


19915


Образование в России в период правления Александра I (1801-1825 годы)


Выделение учебных округов:  Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский (Белорусско-литовский), Дерптский
1804 г. – Университетский и школьный уставы.
Университетам предоставлял значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.
Принципы школьной системы: бессословность на низших ступенях обучения, преемственность школьных программ.
Низшая ступень – одноклассное приходсткое училище (арифметические действия),
Вторая ступень – трех-четырехклассное училище (геометрия),
Третья ступень – шестиклассная губернская гимназия (логика, математика).
В Царской России система народного образования имела статус государственной службы, а учителя были государственными служащими


«Устав учебных заведений, подведомых университетам» (8.09.1804 г.) – рождение гимназической системы.
Устав 1804 г. носил общегосударственный характер, предусматривал осуществление образования в нравственной форме: возможность обучения всех сословий на всех этапах образовательной системы.
Университет – центральное звено управления народного просвещения на местах


1804 г. – год рождения высшего математического образования:
согласно Уставу, университеты учреждались в составе четырех факультетов – «нравственных и политических, физических и математических, медицинских и словесных наук. Впервые в университетах были организованы физико-математические факультеты.
1811 г. – открытие Царскосельского лицея (изучались физические и математические науки - математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика)

Образование в России в период правления Александра II (1855-1881 годы)

Реформы в образовании


Июнь 1864 г. - «Положение о народных начальных училищах»
Учебные заведения могли открывать общественные учреждения и частные лица;
Создание государственных, земских, церковноприходских, воскресных школ;
Срок обучения не более 3 лет;
Создание четырехлетних городских училищ для небогатых граждан


19 ноября 1864 г.- «…Гимназии открыты для всех сословий. А также положено начало женскому образованию»

Образование в России в период правления Александра III (1881-1894 г.)

Характер образовательной политики


консервативно-охранительная, направленная на то, чтобы «низы» не имели доступа к полноценному образованию

Образовательная политика государства в период правления Александра III


Основные реформы
Новый университетский устав 1882 г. (уничтожение автономии университетов, введение формы для студентов, увеличение платы за обучения в 5 раз),
Изменения и дополнения в программы по математике и другим предметам 1890 г. (изъятие книг некоторых авторов),
Циркуляр о «кухаркиных детях» 1897 г. (запрещал поступление в гимназии детям нижних слоев общества),
Введение квот на процентный состав лиц еврейской национальности в высших учебных заведениях (10% в зонах оседлости, 3% в столице)

Распределение количества часов по предметам в средних учебных заведениях


Распределение на 1880 г.


Распределение на 1890 г.


Предмет


Гимназии


Реальные училища


Закон Божий


16


14


Латинский язык


50


-


Греческий язык


28


-


Русский язык


26


28


География и история


27


28


Математика


24


25


Естественная история


10


8


Физика


11


14


Философия


4


-


Предмет


Гимназии


Реальные училища


Закон Божий


16


14


Латинский язык


42


-


Греческий язык


29


-


Русский язык


29


28


География и история


21


28


Математика


29


31


Чистописание и рисование


10


39


Физика


7


10


Немецкий язык


19


32



Согласно поправкам 1890 г.
Для большей доступности внесены изменения в распределение нагрузки по классам.
В курс алгебры вводились действия над числами с отрицательными и дробными показателями.
В курсе геометрии вводились задачи на построение


Содержание программ по арифметике, алгебре и геометрии
Арифметика: арифметические операции над рациональными положительными числами, метрическая система мер, различные системы счисления, законы арифметических действий, признаки делимости и др.
Алгебра: многочлены, алгебраические дроби, уравнения первой и второй степени, теория пропорций, извлечение квадратных и кубических корней, неравенства первой степени, логарифмы, теория пределов, приложение алгебры к геометрии и др.
Геометрия: учение об углах, параллельность прямых, треугольники, правильные многоугольники, окружности, вычисление площадей, вычисление длины окружности и площади круга, взаимное расположение прямых и плоскостей, призма, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар и его части и др.

Образование в России в период правления Николая II (1894-1917 гг.)


Развитие университетского образования
Конец XIX в. начало XX в. - в России возросло количество университетов.
1916 г. Пермский университет
Горный университет (г. Екатеринбург) – последнее учебное заведение в России, созданное по указу царя.
5 января 1917 г. Николай II даровал возможность горному университету называться его именем, однако воспользоваться монаршей милостью уральцем не удалось в связи с отречением Николая II от престола 2 марта 1917 г.

1900-1917 гг.


Период всероссийских съездов преподавателей математики.
1-ый съезд – С. Петербург: декабрь 1911 – январь 1912 г. Свыше 1200 участников.
2-ой съезд – Москва: декабрь 1913 – январь 1914 г. В съезде приняли участие 1061 преподаватель.
3-ий съезд – планировался на рождественские каникулы 1917-1918 гг., но не состоялся в связи с гражданской войной

Деятели-математики


Создание и популярность математических кружков: 1905 г. - Московский математический кружок (учредители – А. Ф. Гатлих,
Б. К. Млодзиевский, И. И. Чистяков).
Урал - математический кружок.
И.М. Первушин (работы по исследованию простых чисел).
К. А. Торопов, П.И. Свешников, В.И. Обреимов