ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА Государственное профессиональное образовательное учреждение «Топкинский технический техникум» |
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПОУ ТТТ
____________________ Ю.В. Бодягин
М.П.
«___» ___________ 2022г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.08 Астрономия
38.02.05 Товароведение, и экспертиза качества потребительских товаров
2022
Рассмотрена на заседании методического Совета ГПОУ «Топкинского технического техникума» Протокол № __ от «___» ________________ 2022 года | Председатель МС __________/ Т.А.Юхина Секретарь МС ___________/ О.А.Гашинская |
Программа учебного предмета разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования для специальности среднего профессионального образования (СПО): 38.02.05 Товароведение, и экспертиза качества потребительских товаров.
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Топкинский технический техникум»
Разработчик:
Шурыгина Тамара Валерьевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГПОУ «Топкинский технический техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| 4 |
| 8 |
| 11 |
| 12 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.08 АСТРОНОМИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 38.02.05 Товароведение, и экспертиза качества потребительских товаров разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования и предназначена для освоения общих компетенций в рамках данной специальности.
1.2. Место предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОУП.00 Базовая дисциплина общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения предмета:
Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования современной естественнонаучной картины мира; -
приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники; -
овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного небе в конкретном пункте для заданного времени; -
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; -
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни; -
формирование научного мировоззрения; -
формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
В результате освоения дисциплины «Астрономия» обучающийся должен знать/понимать:
-
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра; -
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; -
смысл физического закона Хаббла; -
основные этапы освоения космического пространства; -
гипотезы происхождения Солнечной системы; -
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; -
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь:
-
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю; -
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; -
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; -
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; -
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; -
оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Освоения содержания учебного предмета «Астрономия» обеспечивает достижение следующих результатов:
личностных:
-
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной астрономической науки; астрономически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами; -
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом; -
умение использовать достижения современной астрономической науки и астрономических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; -
умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации; -
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач; -
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
-
использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-
использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; -
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; -
умение использовать различные источники для получения астрономической информации, оценивать ее достоверность; -
умение анализировать и представлять информацию в различных видах; -
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
предметных:
-
сформированность представлений о строении Солнечной системы, об эволюции звезд и Вселенной; пространственно-временных масштабах Вселенной; -
понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; -
владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; -
сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшего научно-технического развития; -
осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития, международного сотрудничества в этой области.
В результате освоения предмета обучающийся должен обладать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач
, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения задания.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 36 часа;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 18часов.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 4 |
Внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
Подготовка сообщений | 12 |
Составление кроссворда | 3 |
Решение задач по теме | 3 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета ОУП.08 АСТРОНОМИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Тема 1.1. Предмет астрономия | Содержание учебного материала | 2 | | ||
1 | Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. Единицы длины, применяемые в астрономии | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся(ОК1, ОК2, ОК 3, ОК 5 ОК 4) | 3 | | |||
1 | Подготовка сообщения по теме «Роль космонавтики в современном мире» | | |||
2 | Подготовка сообщения по теме «Астрономы древнего мира» | | |||
Тема 1.2. Основы практической астрономии | Содержание учебного материала | 6 | | ||
1 | Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. | 2 | |||
2 | Звездная карта, созвездия. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Изменение вида звездного неба в течение суток , в течение года. | ||||
3 | Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь | | |||
Практические занятия (ОК2, ОК 3, ОК 4, ОК 6,) | 2 | ||||
1 | №1 Работа с подвижной картой. Нахождение объектов по их координатам. Суточное вращение. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Использование компьютерных приложений для отображения звездного неба | ||||
Самостоятельная работа обучающихся(ОК1, ОК2, ОК 3, ОК 5 ОК 4) | 3 | ||||
1 | Подготовка сообщения по теме «История календаря» | ||||
2 | Решение задач. Работа с подвижной картой. Нахождение объектов по их координатам | ||||
Тема 1.3. Законы движения небесных тел | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел. Солнечной системы и их размеров. | 2 | |||
2 | Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел | ||||
Практические занятия (ОК2-ОК6) | 2 | | |||
1 | №3 Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел. Небесная механика. Законы Кеплера | ||||
Самостоятельная работа обучающихся(ОК1, ОК2, ОК 3, ОК 5 ОК 4) | | ||||
1 | Решение задач. Законы Кеплера | ||||
Тема 1.4. Солнечная система | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Плутон | 2 | |||
2 | Проведение сравнительного анализа планет Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся(ОК1, ОК2, ОК 3, ОК 5 ОК 4) | 3 | | |||
1 | Составление кроссворда «Планеты» | | |||
Тема 1.5. Методы астрономических исследований | Содержание учебного материала | 4 | | ||
1 | Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. | 2 | |||
2 | Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана. Наземные и космические телескопы, принцип их работы | ||||
Тема 1.6. Звезды | Содержание учебного материала | 6 | | ||
1 | Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. | | |||
2 | Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи | | |||
Самостоятельная работа обучающихся(ОК1, ОК2, ОК 3, ОК 5 ОК 4) | 4 | ||||
1 | Подготовка сообщения по теме «Двойные и кратные звезды» | ||||
2 | Подготовка сообщения по теме «Строение солнца» | ||||
Тема 1.7. Наша Галактика - Млечный Путь | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся(ОК1, ОК2, ОК 3, ОК 5 ОК 4) | 2 | | |||
1 | Подготовка сообщения по теме «Другие галактики» | ||||
Тема 1.8.Галактики. Строение и эволюция Вселенной | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия. | 2 | |||
| Всего: | 54 |