Файл: Работу выполнил (а) студент (ка).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.

Кроме того, эконометрический анализ, базирующийся на сравнении показателей на уровне регионов в целом, размывает влияние социально-экономических показателей на миграцию. Уровень безработицы в целом по Красноярскому краю или по Оренбургской области может складываться и реально складывается из близких к нулю показателей в региональном центре и 2-3 динамично развивающихся городах, куда и стремится большинство мигрантов, и высокой безработицы на многих иных локальных рынках труда. То же с заработной платой, внутрирегиональная дифференциация которой также велика.

Исходя из этих соображений, предпринимались попытки моделирования миграционных процессов на уровне муниципальных образований по отдельно выбранным регионам5. Они, однако, показали схожие результаты, в т.ч. по причине сильных информационных ограничений при выборе показателей, но подтвердили и на данном уровне наличие «ловушек бедности».

В данном докладе для комплексного сопоставления социально-экономического развития и процессов постоянной внутрироссийской миграции мы использовали типологию регионов по уровню социально-экономического развития, подготовленную НИСП6.

Именно регионы-лидеры, развитые или опережающие по доходам, характеризуются миграционным приростом населения во внутристрановой миграции, тогда как «середина» и «аутсайдеры» (экономически депрессивные и слаборазвитые регионы) население теряют.

Среди регионов – основных центров притяжения мигрантов - большинство относятся к лидерам (Москва и Санкт-Петербург) или относительно развитым или опережающим по доходу (Московская и Ленинградская области, Татарстан, Белгородская, Самарская области). Есть среди них и представители «середины» - среднеразвитые промышленные Нижегородская, Новосибирская и Калининградская области, аграрные Краснодарский и Ставропольский края. Все центры притяжения находятся в освоенной зоне, т.е. характеризуются более развитой инфраструктурой и благоприятными природно-климатическими условиями, что также важно для миграции.

Напротив, лидеры миграционного оттока – в основном «середина» и аутсайдеры, хотя есть среди них и экономически успешные, например, Сахалинская область, Ямало-Ненецкий АО, Республика Коми. Однако все эти регионы находятся на севере или востоке страны в слабоосвоенной зоне. Отток населения из этих регионов находится, как уже говорилось, далеко не всегда в согласии с экономической логикой.


На наш взгляд, экономическая логика в большей мере лежит в основе временной трудовой миграции. Это подтверждают те же сопоставления основных ее результатов с типологией НИСП. Основное перераспределение трудовых мигрантов идет между «серединой» и регионами-лидерами, причем, в отличие от постоянной миграции, большое число трудовых мигрантов привлекают также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО.

При этом, среди относительно развитых или опережающих по доходу регионов, есть и «доноры» трудовых мигрантов, например, Башкортостан (кстати, регион с самым большим оттоком трудовых мигрантов), Ленинградская область (а если принять во внимание маятниковую миграцию, то и Московская), Татарстан. Что касается середины, то в группе среднеразвитых и полудепрессивных промышленных регионов все являются донорами, среди более аграрных регионов – все, за исключением Краснодарского края, и только в слабоосвоенной зоне «середины» есть 5 регионов, притягивающих трудовых мигрантов: Мурманская область, Хабаровский и Камчатский края, Магаданская область и Еврейская АО, и этот приток невелик. Естественно, нет центров притяжения трудовых мигрантов среди регионов-аутсайдеров.

Конечно, логичнее было бы ожидать самого интенсивного выезда трудовых мигрантов из экономически депрессивных и слаборазвитых регионов, таких, как Дагестан и другие республики Северного Кавказа. Видимо, выезд на работу из этих регионов в ОНПЗ недооценен. Полагаем, что в этих регионах недооценена и неформальная занятость, что сдерживает население от поиска работы в других регионах. Также оказывает свое действие и такой фактор, как нежелание работодателей привлекать работников из Северокавказских республик7.


1.2 Государственное регулирование трудовой миграции


На сегодняшний день проблемы, связанные с миграцией, в том числе и трудовой, можно назвать глобальными. Трудовая миграция в последнее время все больше оказывает заметное влияние на экономику стран (регионов), рынок труда, политическую ситуацию. В силу этого она требует от государства проведение дифференцированной государственной политики с целью минимизации негативных импульсов, связанных с нерегулируемой или нелегальной миграцией.

Миграционные процессы также оказывают значительное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие Российской Федерации – миграционный прирост компенсирует естественную убыль населения. Приток иностранных граждан по приоритетным профессионально квалификационным группам улучшает структурный дефицит на рынке труда и способствует развитию экономики страны8.

В современных условиях миграция высококвалифицированных специалистов является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Одна из стратегических задач государства – создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе9.

Миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами остается на невысоком уровне и распространяется преимущественно на граждан государств - участников Содружества Независимых Государств. Мигранты, в основном из СНГ, обладают все более низкими уровнем образования, знания русского языка, профессионально - квалификационной подготовки.

Одним из проблем, связанных с трудовой миграцией – увеличение негативного отношения к трудовым мигрантам со стороны населения Российской Федерации вызвана тем, что большое количество мигрантов осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения.

Для реализации положительного потенциала, заложенного в миграционных процессах, вся система управления ими в Российской Федерации должна быть модернизирована. А именно необходимо совершенствование правовых основ. Действующее миграционное законодательство не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом.


Одной из основных проблем, с которым сталкиваются трудовые мигранты – получение разрешения на временное проживание и вида на жительство. Для получения разрешения на временное проживание соискатель должен быть включен в квоту, которая определяется по предложениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Сложности в получении правового статуса затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных трудовых мигрантов.

В начальной стадии формирования находятся механизмы привлечения (отбора) трудовых мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социально - культурными и другими характеристиками, обладающих высоким потенциалом для адаптации и интеграции в российское общество. Система привлечения временных трудовых мигрантов не эффективна. Трудовые контракты с иностранными работниками вне зависимости от их вида деятельности ограничены сроком в один год. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов. Действующая система квотирования не отражает реальной потребности российской экономики в иностранной рабочей силе.

Исходя из анализа современной миграционной ситуации и перспектив ее развития основными направлениями действий в решении миграционных проблем являются следующие:

Обеспечение контроля за иммиграционными потоками в Российской Федерации, сокращение нелегальной иммиграции;

Создание условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду;

Содействие привлечению иммигрантов в Российскую Федерацию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;

Интеграция Российской Федерации на международном рынке труда. регулирование экономической миграции;

Поддержка и развитие взаимоотношений с представителями коренных народов России, проживающими за рубежом;

Оптимизация внутренних миграционных процессов, содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;

Создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации


Содействие добровольному переселению представителей коренных народов России из государств - участников Содружества Независимых Государств и стран Балтии

Следовательно проблемы, связанные с трудовой миграцией стали глобальными проблемами. Процессы трудовой миграции стали значимым фактором, оказывающим большое и неоднозначное воздействие на экономику страны, регионов, рынок труда, на политическую ситуацию. И в силу этой неоднородности и неоднозначности этих процессов она требует от государств проведения дифференцированной государственной политики, чтобы сократить негативные импульсы, связанные с нерегулируемой или нелегальной миграцией повысить путём государственного регулирования позитивную отдачу от неё.