Файл: Данной дипломной работы актуальна, т к. развитие малого бизнеса в наше время происходит ускоренными темпами и в связи с этим кредитование малого бизнеса является перспективным направлением банковского кредитования благодаря большому спросу предпринимателе.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Роль кредитования в развитии малого и среднего бизнеса
1.3 Зарубежный опыт развития кредитования малого бизнеса
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ АО ДБ «HOMECREDITBANK»
2.1 Краткая характеристика банка
2.3 Оценка кредитования малого и среднего бизнеса в АО ДБ «HomeCreditBank»
Анализ развития кредитования малого бизнеса в Республике Казахстан.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.2 Проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
3.3 Пути совершенствования кредитования малого и среднего бизнеса в АО ДБ «HomeCreditBank»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Наличие развитого сектора малого бизнеса является обязательным условием успешного функционирования национальной экономики. Владельцы малых предприятий составляют основу среднего класса общества, который служит гарантом стабильного развития государства.
Тема данной дипломной работы актуальна, т.к. развитие малого бизнеса в наше время происходит ускоренными темпами и в связи с этим кредитование малого бизнеса является перспективным направлением банковского кредитования благодаря большому спросу предпринимателей.
Особую актуальность приобретают проблемы развития малого бизнеса. Как сказал Глава государства Н.А. Назарбаев: «Малый бизнес это жизнь или смерть государства». На опыте зарубежных стран видно, что малый бизнес является основой экономического развития страны и составляет основную часть валового внутреннего продукта.
С первых дней существования молодого независимого Казахстана малому бизнесу отводится одна из ведущих ролей в формировании его рыночной экономики, а поддержка и развитие малого предпринимательства законодательно признаны приоритетной сферой государственной экономической политики.
За годы рыночных реформ в Казахстане, предпринимательский сектор занял свое заметное место в обществе. Достигнута главная стратегическая цель - государством созданы необходимые условия для развития малого предпринимательства. Малые предприятия призваны значительно и без существенных капитальных вложений расширять производство потребительских товаров и услуг, помочь выравниванию условий жизни населения; вовлечь в производство трудовые, материальные и финансовые ресурсы; ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции; послужить базой формирования массового слоя собственников как основы среднего класса общества, гаранта его стабильности; послужить источником ощутимых бюджетных поступлений и устойчивого экономического роста. Возможность заниматься предпринимательством стало реальной и неотъемлемой частью жизни граждан республики.
В настоящее время по данным официальной статистики в Казахстане доля действующих субъектов малого предпринимательства в общем количестве субъектов рынка составляет 87%, а в некоторых отраслях значительно больше.
Малый бизнес только начинает набирать обороты в своем развитии и становлении.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы кредитования наиболее полно освящены в учебных пособиях таких авторов: О.И. Лаврушина, Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой, Азманова Е.Г., Завьялова М.П., Куликова О.М., Шмыревой А.И., Черненко В.А.
Теоретической и методологической основой дипломной работы явились труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные современному кредитованию малого и среднего бизнеса.
Для решения поставленных в работе задач применялся диалектический метод, метод системного анализа, использовались законы Республики Казахстан, инструкции и положения Национального Банка РК и АО ДБ «HomeCreditBank», статистические данные, характеризующие развитие малого бизнеса.
Предмет исследования - кредитование малого бизнеса банками второго уровня и пути его совершенствования.
Объект исследования - АО ДБ «HomeCreditBank».
Целью данной работы является разработка основных положений и практические рекомендации по совершенствованию кредитования субъектов малого бизнеса.
Цель исследования достигается путем решения следующих основных задач:
- дать понятие необходимости и сущности кредитования;
- изучить сущность и значение кредитования малого бизнеса;
- провести оценку финансового состояния исследуемого банка;
- проанализировать специфику кредитования малого бизнеса в АО ДБ «HomeCreditBank» и рассмотреть объемы кредитования малого бизнеса;
- выявить проблемы развития малого бизнеса в Казахстане;
- разработать предложения по совершенствованию схем кредитной поддержки малого бизнеса в АО ДБ «HomeCreditBank».
Структура работы состоит из введения, трёх глав и заключения.
Во введении обоснована актуальность темы дипломной работы
, определены цель и задачи, дана краткая характеристика работы.
В первой главе определена необходимость и сущность кредитования, роль кредитования в развитии малого бизнеса в целом по Казахстану.
Во второй главе рассмотрены вопросы осуществления кредитования малого бизнеса на основе работы АО ДБ «HomeCreditBank» по результатам прохождения преддипломной практики.
В третьей главе дана попытка на основе изученных исследовательских работ показать некоторые пути совершенствования кредитования субъектов малого бизнеса в Казахстане.
Заключение содержит краткие выводы по результатам дипломной работы, итоги о проделанной работе, рассмотрения рекомендаций и предложений по конкретному использованию результатов.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1 Роль кредитования в развитии малого и среднего бизнеса
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике является ведущим сектором, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Наглядно анализ малого бизнеса можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ малого бизнеса как модели экономической деятельности
Сильные стороны Небольшой стартовый капитал Высокая эффективность Гибкость Самостоятельность | Слабые стороны Ограниченный рынок Ограниченные перспективы роста Сильная зависимость от конъюнктуры Отсутствие влиятельной поддержки |
Возможности Рост до уровня «большого бизнеса» Сбалансированное развитие Прочная ниша на «своем» рынке Творческая самореализация | Угрозы Быстрое полное разорение Быстрое достижение «потолка» роста Легкость проникновения конкурента в эту нишу Уязвимость перед попытками силового давления |
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики Казахстана.
Также малый бизнес выполняет следующие социально-экономические задачи: обеспечивает занятость населения, развивает конкуренцию, увеличивает размер налоговых поступлений в госбюджет и т.д. По этим причинам становление, поддержание и развитие малого бизнеса в настоящее время входит в состав стратегических задач экономической политики Республики Казахстан.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что государство обязано принимать меры для доступности кредитования для субъектов малого предпринимательства.
Именно малому предпринимательству суждено сыграть роль локомотива рыночной экономики, прокладывающего путь всем остальным. Из этого следует, что кредитование малых предприятий призваны решить следующие задачи:
- дальнейшее углубление специализации в сфере производства и услуг, в том числе путем освобождения крупных предприятий от выпуска изделий мелких серий, малых объемов, единичных экземпляров;
- повышение гибкости производства и его способности к быстрому обновлению выпускаемой продукции благодаря тому, что малые предприятия легче управляемы и более мобильны в процессах любой модернизации и перестройки - как в тактике, так и в стратегии;
- развитие под отраслей маломасштабных специализированных производств, органически связанных с крупными предприятиями и дополняющих их;
- удовлетворение индивидуальных потребностей населения в товарах (работах, услугах) самого широкого и разнообразного качества, которое в принципе не может обеспечить крупное производство, ориентированное в первую очередь на массового потребителя;
- ускоренное вовлечение населения в активную экономическую деятельность в относительно комфортных морально-психологических условиях малых коллективов.
Особенности развития и современное состояние системы поддержки и кредитования субъектов малого предпринимательства выявляются в том, что малое предприятие обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например из-за ограниченных потребностей местных рынков; более высокая оборачиваемость капитала; малые предприятия часто проявляют себя как новаторы;
- относительно невысокие расходы на организацию и ведение предпринимательской деятельности, в первую очередь на управление;
- высокая приспособляемость к изменениям рынка.
В странах с развитой рыночной экономикой система малого бизнеса составляет фундамент общественных отношений. Именно, на базе малого предпринимательства идет формирование не только средних, но и крупных капиталов. В нашей республике сегмент малого бизнеса как составная часть малого предпринимательства начинает набирать обороты. В среднем на тысячу жителей Казахстана приходится примерно 10 малых предприятий, в то время, как в странах Европейского союза этот показатель равен 40-45. В развитых странах мира малый и средний бизнес давно называют мотором экономики. В бюджетах этих стран львиная доля приходится на поступления именно от предприятий малого бизнеса. Практика зарубежных стран свидетельствует, что малые предприятия составляют значительную часть предпринимательства и способны малыми силами успешно осваивать самые неожиданные экономические ниши. И, понятно, что правительства данных стран всячески стараются поддерживать и развивать такие предприятия.