Файл: Дипломная работа формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия доу и семьи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 404

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) Государственное бюджетное образовательное учреждение Республика Саха (Якутия)

«Вилюйский педагогический колледж имени Н.Г. Чернышевского»

Предметно-цикловая комиссия преподавателей дошкольного образования
Дипломная работа
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ


Научный руководитель:

«» 2020г. /Иванова А.В/

Заведующий ПЦК ДО:

«» 2020 г. /Иванова А.В/

Заместитель директора по УР:

«» 2020г. /Тутукарова А.Н/

Студент:

«» 2020г. /Романова А.Г/
Вилюйск 2020

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) Государственное бюджетное образовательное учреждение Республика Саха (Якутия)

«Вилюйский педагогический колледж имени Н. Г. Чернышевского»

Предметно-цикловая комиссия преподавателей дошкольного образования


Дипломная работа

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

Романова Анна Гаврильевна

Специальность:44.02.01

Дошкольное образование

Курс 4, Группа: ЗО-16 ДО 2

Научный руководитель –

Иванова Анна Валерьевна

Форма обучения: заочное


Вилюйск 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ




ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ 6

1.1Проблема формирования экологической культуры детей в психолого-педагогической литературе 6

1.2Особенности формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста 12

1.3Формы совместной работы ДОУ и семьи по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста 21

Выводы по первой главе 29

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31

2.1. Диагностика уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста 31

Методика 1. Выявление уровня экологических знаний детей. 31

Методика 2. Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы. 34

Показатели диагностики «Неживой природы» 34

Методика 3. Определить уровень знания времён года 36

2.2 Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста 42

2.3 Результаты взаимодействия ДОУ и семьи по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста 54

Выводы по второй главе 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 63



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Экологическая культура – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность.

Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.

В проекте федерального закона «Об экологической культуре», концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания дошкольников, является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества [12].

В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.

Основы экологической культуры детей дошкольного возраста закладываются в повседневной жизни, когда родители через трудовую деятельность и общение с природой непроизвольно знакомят детей с объектами природы, составляющими их предметное окружение. В основном, именно в повседневной жизни в семье дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных [5].

Особенности формирования экологической культуры у старших дошкольников раскрыты в работах Н.Ф. Виноградовой [4], Л.А. Епачиновой [9], Л.М. Маневцевой [23], Л.П. Молодовой [25], С.Н. Николаевой [27] и других. Использование народных традиций в воспитании любви к природе внесли ученые Республики Саха (Якутия) Б.Н. Попов [35], Е.Ю. Макаров [20], Н.П. Портнягин и другие.

ССЫЛКИ УБЕРИ

В настоящее время появился ряд исследований в области экологического образования детей дошкольного возраста (В.П. Арсентьева, Н.Н. Вересов, Т.А. Маркова, М.Ю. Попова), в которых рассматриваются отдельные аспекты формирования экологической культуры.

Однако, несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания дошкольников, формы совместной работы ДОУ с семьей в вопросах формирования экологической культуры дошкольников недостаточно разработаны.

Следовательно, для становления экологической культуры у детей старшего дошкольного образования необходима разработка планов совместной работы и взаимодействия ДОУ и семьи. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы по экологическому воспитанию, создание в условиях ДОУ и семьи возможности для постоянного общения детей старшего дошкольного возраста с природными объектами, а также посильного труда в природе.

Объект исследования: процесс формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе работы ДОУ и семьи.

Гипотеза исследования: формирование экологической культуры старших дошкольников будет эффективным, если:

  • реализуется принцип сотрудничества ДОУ и семьи;

  • создана развивающая экосреда;

  • систематически и целенаправленно организуется общение детей с окружающей природой.

Задача исследования:

    1. Проанализировать теоретические аспекты формирования экологической культуры у детей.

    2. Выявить эффективные формы совместной работы ДОУ и семьи по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

    3. Разработать методические рекомендации формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.


Методы исследования: теоретический анализ психолого-

педагогической и методической литературы; изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ собственного опыта воспитателей.

Методологическая основа исследования: концептуальные основы формирования экологической культуры дошкольников (Н.Ф. Виноградова, Л.А. Епачинова, Л. М. Маневцева, И.А. Комарова, Н. В. Коломина, С.Н. Николаева, И.В. Цветкова и др.); вопросы использования народных традиций в воспитании любви к природе (Б.Н. Попов, Е.Ю. Макаров, Н.П. Портнягин и др.).

Практическая значимость исследования: результаты исследования и методические рекомендации могут быть использованы педагогами ДОУ.

База исследования: с. Сунтар. МБДОУ д\с «Чебурашка».

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ




    1. Проблема формирования экологической культуры детей в психолого-педагогической литературе



Понятия «экология» и «культура» становятся ключевыми и, помогают осмыслить ход истории и место человека в природе, сохранить национальные корни культур, менталитет стран и народов, возникших в результате огромного многообразия взаимодействия человека и природы. Слово «экология» - слово греческого происхождения: «oikos» означает дом, жилище, родина; «logos» - понятие, учение. Так что экология в буквальном переводе означает «учение о доме» или, если угодно «учение о родине» [11, с.80].

Сложность, многообразие, богатство природы, в недрах которой возникло, оформилось общество, явилось причиной того, что процесс становления этого общества оказался длительным и насыщенным. Вдумчивое ответственное отношение к себе, к своему месту в мире - и природном, и социальном, сформировалось как важнейшая черта культуры, духовности. Весь мир признает, что степень развития нравственной жизни, глубина духовных исканий в культуре уникальны. Перед нами стоит задача не утратить, развить эту уникальность, а стремясь почувствовать, воссоздать в себе связь со своей землей и с историей своего народа, своей культуры.

Общество всегда, так или иначе, реагировало на изменения природных условий и факторов: оно не только поменяло местоположение, но и вырабатывало новые формы экологической культуры, изобрело новые технологии и т.д. И что особенно важно – люди вырабатывали новые формы взаимоотношения с природой и между собой. Общество формировало культуру и нравственность, необходимые для сохранения своего стабильного существования.

Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и