Файл: Дипломная работа формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия доу и семьи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 411

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дети старшие дошкольного возраста уже способны усвоить целые цепочки таких связей (а не лишь их отдельные звенья). Чтобы дети лучше поняли новые сложные понятия, стоит использовать иллюстрации, изготовленные вроде «живой» картинки. Ряд изображений разных объектов природы легко разместить на фланелеграфе. Дети охотно составляют из картинок самые простые модели экосистемы (луг, лес, водоем), и быстро учатся объяснять экологические связи, которые существуют в природе. Особенно поучительным и интересным для дошкольников занятием является решение проблемных ситуаций. Например, взрослый забирает из определенной модели один из объектов (улитки с водоема, пчелку с поля и тому подобное) и предлагает детям последовательно показать разрушение по этой причине экологической цепочки.

Особенное внимание следует уделять проблемам экологической безопасности. Обычно, детей учат правилам безопасного поведения на дорогах и обращению с бытовыми предметами, но малыши почти ничего не знают о том, как вредно для здоровья играть возле дороги (из-за загазованности), рядом с мусором; купаться в реках, которые находятся возле промышленных сооружений и т.д. Понятие экологической безопасности следует раскрывать, подавая параллельно информацию о качественном состоянии воздуха, воды, продуктов, которые были выращены без химических удобрений, и их влиянии на здоровье человека.

Поэтому, главное лежит в обеспечении уверенности ребёнка в зависимости его самочувствия от состояния природного окружения, как и в зависимости состояния природного окружения от поведения и деятельности ребёнка в лоне природы [16, с.48].

Таким образом, чтобы сформировать экологическую культуру старших дошкольников нужно познакомить детей с правилами поведения в природе , чтобы они были понятны детям, были прочувствованы.

    1. 1   2   3   4   5   6   7

Формы совместной работы ДОУ и семьи по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста



Непрерывный процесс экологического образования на протяжении всего детства и самообразования, саморазвития уже взрослой личности могут создать, то необходимое нравственное осознание, поведение людей, способное проявлять гуманное, бережное отношение к природе, миру в котором живет и творит человек.

Воспитатель является образцом экологической культуры для детей и организует деятельность так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представления о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей.

Целью практико-ориентированной совместной деятельности является: формирование экологической культуры у дошкольников путем их участия в совместной с взрослым практической деятельности, объединенных достижением общей цели.

Основными задачами можно считать:

  1. Развитие у детей представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы.

  2. Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.

  3. Осознание своего собственного «Я» как части природы.

  4. Развитие опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.

Ценным приобретением данного сотрудничества взрослых и детей является возникновение межличностных отношений, которые влияют на достижение общих целей, умение контактировать, обмениваться информацией. Важно, что дети понимают смысл своей деятельности и тем ценен для них ее результат.

Эффективность процесса формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста также может быть обеспечена только при условии создания педагогами ДОУ и родителями благоприятных условий для освоения экологических знаний детьми, формирования у них правильного отношения к объектам природы.

Основы экологической культуры детей дошкольного возраста закладываются в повседневной жизни, когда родители через трудовую деятельность и общение с природой непроизвольно знакомят детей с объектами природы, составляющими их предметное окружение. В основном, именно в повседневной жизни в семье дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Накопленное представление необходимо упорядочить: осмыслить, расширить, углубить, систематизировать, обобщить, и тут усилия педагогов и родителей в деле формирования экологической культуры как части общей духовной культуры детей старшего дошкольного возраста должны быть согласованы [12,

с.46].

Это возможно при готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность, а также при активном участии родителей в воспитательном процессе.

Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах на учения.

Следовательно, для становления экологической культуры у детей старшего дошкольного образования необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ и семьи. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы по экологическому воспитанию, а также создание в условиях ДОУ и семьи возможности для постоянного общения у детей старшего дошкольного возраста с природными объектами, а также посильного труда в природе.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т.Н. Дороновой, О.И. Давыдовой, Е.В. Соловьевой и др..

В качестве приобщения детей старшего дошкольного возраста к природе как к сложному, многофункциональному и многокомпонентному явлению современные исследователи рекомендуют воспитателям предложить родителям следующие направления работы с детьми:

  • знакомство детей с отличительными признаками растительного и животного мира посредством познавательных бесед, проблемных ситуаций, прогулок, использования литературных произведений и периодических изданий;

  • формирование созидательных начал у детей в разных видах деятельности с акцентом на природоведческую, природоохранную деятельность в рамках семьи;

  • формирование эмоционально-положительного отношения к естественной красоте природы, выраженной в произведениях искусства, в окружающей действительности и соотносимой с нашей реальностью как великая «книга жизни» [8, с.16].


В работе с родителями следует использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Работу следует проводить в двух направлениях: педагог-родитель; педагог- ребенок-родитель.

Прежде чем выставить работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей.

На 1-м этапе предполагается разработка новых форм работы внутри каждой возрастной группы, которые способствовали бы формированию мотива взаимодействия и сотрудничества у родителей.

2-ой этап – это реализация системы сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию, установление с ними партнерских отношений.

Приступая к работе с семьей по вопросам становления экологической культуры детей, педагог планирует ознакомить родителей с работой детского сада по данному вопросу; раскрыть им значение семьи в развитии высших

нравственных чувств детей; установить преемственную связь между семьей и детским садом; провести поэтапное совместное обсуждение хода и результатов работы.

Итак, у детей шестого жизни формируются осознанное отношение к природе, взаимодействие человека с ней.

Первое важнейшее условие – экологическое воспитание детей должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности нравственного воспитания.

Второе непременное условие – надо активно вовлекать детей в посильные для них практические дела об охране местных природных ресурсов (уход за цветами, уборка площадки, подкормка птиц, и т.п.)

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация предметно-развивающей среды [8, с.17].

Главной же задачей является создание условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации положений новой парадигмы об универсальности и самоценности природы. Как и концепция развивающей предметной среды, разработанная С.Л. Новоселовой, создание условий для экологического образования дошкольников должно учитывать положение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития [37, с.15].

Организация эколого-развивающей среды в домашних условиях должна включать: уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения и растения, выращенные ребенком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно, но не желательно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.); уголок «выращивания», оснащенный необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско- природоведческой деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием); инструменты для работы с землей, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т. д.; уголок природного материала; фотографии на
тему «природа», журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.

Среди разнообразных методов экологического воспитания ведущее место следует отвести наблюдение. Практикой дошкольного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие отчетливых представлений о природе.

Различное познавательное содержание дает возможность выделить несколько типов занятий по ознакомлению с живой природой. Большая часть занятий отводится на ознакомление детей с конкретными животными, растениями, особенностями их жизни в определенных условиях. Конкретные представления на занятиях дети получают лишь о тех объектах природы, которых нет в ближайшем окружении, и их невозможно наблюдать. В этом случае воспитатель пользуется наглядным материалом (картинами, слайдами, книгами) [23, с.27].

Беседа - одна из наиболее используемых форм воспитательной работы. Целесообразно использовать проблемные ситуации, основанные на личных наблюдениях или на опыте детей, с которыми воспитатель работает, приводя конкретные случаи из их жизни. Важно, чтобы ребята самостоятельно или с помощью воспитателя пришли к верному выводу, научились справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо;

Еще одна форма работы с семьей - педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители должны получать ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспитатель может предлагать родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе.

Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологического стенда, на котором отражаются различные экологические события не только страны, региона, но и детского сада, эколого- оздоровительная работа с детьми и т.д. Анкетирование родителей, беседы позволяют выявить отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье.

При этом огромное значение имел пример бережного отношения к природе окружающих взрослых: педагогов, родителей, поскольку для ребенка дошкольного возраста взрослый – образец для подражания. Все строиться на формировании положительных привычек, навыков поведения.