Файл: Дипломная работа формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия доу и семьи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 410

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В процессе повседневной жизни взрослые показывают детям примеры заботливого отношения к объектам природы, объясняют, почему нельзя, например: портить крылья бабочкам, стремятся привить чувство великодушного отношения к слабым и беззащитным детям старшего дошкольного возраста, основанного на нравственном отношении к живому.

Формируя систему знаний o природе, родители должны учить детей:

  • видеть и понимать связи между явлениями;

  • эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает;

  • практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов.

Родители должны объяснить детям, что беречь природу-это значит не только ломать ветки, не рвать цветы без надобности, но и охранять ее, ухаживать за растениями и животными, увеличивать природные богатства родного края. Одновременно с наблюдениями, уходом за животными родители должны использовать художественную литературу для детей: например рассказы о животных, статьи местной периодической печати об экологических проблемах региона [9, с.194].

Нормы поведения в природе должны быть восприняты каждым ребенком как закон. Каждый должен знать элементарные экологические запреты, следования которым должно стать нормой поведения для всех.

Природосообразность воспитания у народа саха была ядром народной педагогики. В якутских семьях дети воспитывались в духе народной традиции любви к родной земле и бережного отношения к природной среде.

Якуты знали, что их благополучие исходит и зависит от родной природы, от ее богатства. Отсюда их особая привязанность к родной земле, месту, откуда родом. Наши предки называли природу «матерью», для них она была кормилицей [21, с.16].

В основе формирования положительного отношения детей к природе лежит взаимодействие эмоционального отношения к ней, знаний о ней и практической деятельности. Наши предки в этой живой книге природы много читали и знали. Это помогало им жить, и традиции передавались из поколения в поколение. Никто не отрицает то, что якуты в самом суровом климате земного шара вернули человеческую жизнь. И.С. Портнягин утверждает: «Якутский народ издревле жил на лоне природы, она была частью его души, он осознавал себя в роли дитя природы. Якуты оживляют природу как человека, понимают его, они знали,
что природа, как и человек, может обидеться, плакать, радоваться. Разрушать природу, убивать насекомых и животных означало божье наказание. Якут в детстве воспитывается в духе любви к родному алаасу. Детям с ранних лет внушается, что они должны уважать и любить природу» [36, с.135].

Антонова Р.Я. пишет: «Первое знакомство детей саха с растительным и животным миром происходит в семье. Оно начинается со двора, с хлева, хвойного леса, с покоса. Культура, дисциплина по отношению к природе у нас ниже, чем у наших неграмотных предков. Нарушение общего поведения ребенка, непослушание старших связано с незнанием обычаев своих предков». Якуты, прививая любовь к промыслу и к родной природе - готовили к жизни. В.А. Афанасьев писал: «Охотник содержит в чистоте среду обитания, бережет природу. К воде, к лесу относится как к живому существу» [5, с.80]. Высказывали неодобрительное отношение к тем, кто нарушал законы тайги. В лесу вели себя тихо, чтоб не нарушать покой обитателей. Наши предки были мудрыми, осторожными, бережливыми, ибо они жили в ладу с природой. Оберегали лес от пожаров, загрязнения.

Взрослые учили детей предвидеть изменение погоды и связанные с этим перемены в поведении зверей, птиц и насекомых, воспитывали наблюдательность, необходимую особенно в условиях тайги.

Следовательно, у народа саха, которому судьбой определена труднейшая доля жить в самых экстремальных условиях на земном шаре, имеет богатые традиции и обычаи, которые с успехом можно использовать в формировании экологической культуры дошкольников [5, с.82].

Таким образом, сотрудничество и взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах формирования экологической культуры старших дошкольников представляет собой способ организации целенаправленной, совместной деятельности «на равных» по экологическому воспитанию дошкольников.

Выводы по первой главе


Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показывал, что эффективность процесса формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста также может быть обеспечена только при условии создания педагогами ДОУ и родителями благоприятных условий для освоения экологических знаний детьми, формирования у них правильного отношения к объектам природы. Новизна отношений семьи и дошкольного учреждения определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

В работе с родителями по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста следует использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные: экологические праздники, походы, экскурсии, субботники совместно с родителями позволяют создать условия для сотрудничества, эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей и детей к экологическому образованию и к экологии в целом. На родительских собраниях, в процессе консультаций и бесед, педагог направляет мысли и действия родителей, подсказывая, какие примеры они могут взять на вооружение для воспитания у детей любви к природе, к родному краю, к растениям и животным нас окружающим. Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологического стенда, на котором отражаются различные экологические события не только страны, региона, но и детского сада, эколого-оздоровительная работа с детьми и т.д.

При этом огромное значение имеет пример бережного отношения к природе окружающих взрослых: педагогов, родителей, поскольку для ребенка дошкольного возраста взрослый – образец для подражания.

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




2.1. Диагностика уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста



Базой исследования является МБДОУ д\с “Чебурашка”.с.Сунтар

В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста – воспитанники детского сада экспериментальной и контрольной группы.

Для определения уровня сформированности экологической культуры старших дошкольников нами были использованы следующие методики Ж.Л. Новиковой:

Методика 1. Выявление уровня экологических знаний детей.


Тестирование проводилось с каждым ребенком индивидуально.

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование.

Три большие картины:

  • первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран);

  • на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.

  • на третьей: фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисицы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры.

  • Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы.

  • Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению.

Ребёнку предлагается взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учётом места проживания.

Потом предлагается взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Затем берётся третья карта и из оставшихся фигурок ребёнок выбирает насекомых и размещает их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, предлагаю ребёнку ещё раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спрашиваю, по каким признакам он разместил животных на карте.

После того как ребёнок справился с заданием предлагаю ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

  • Как называется животное (птица, насекомое)?

  • Что ты можешь рассказать о нём?

  • Твоё отношение к ним.

Таблица 1

Показатели диагностики «Мира животных».


Контрольная группа

Экспериментальная группа

001

5

009

8

002

3

010

6

003

4

011

8

004

4

012

4

005

7

013

9

006

3

014

5

007

4

015

3

008

6

016

5

Показатели

Количество

B%

Количество

B%

Высокий уровень-0

0%

Высокий уровень-1

13%

Средний уровень-3

38%

Средний уровень-4

50%

Низкий уровень-5

63%

Низкий уровень-3

38%





Диаграмма 1. Показатель уровня экологических знаний в мире животных
Выводы: Экспериментальная группа:

  • Высокий уровень показал 1 ребенок (13%);

  • Средний уровень - 4 (50%);

  • Низкий уровень - 3 (38 %);

Контрольная группа:

  • Высокий уровень – (0%);

  • Средний уровень – 3 (38%);

  • Низкий уровень – 5 (63%);

Таким образом, с помощью данной методики мы получили данные о степени развития у ребенка предпосылок для формирования субъективно- этического отношения к животным старших дошкольников.

Методика 2. Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.


Оборудование. Три баночки (песком, с камнями, с водой). Инструкция к проведению.

Предлагаю ребёнку определить содержимое баночки. После того как он назовёт объекты неживой природы, предлагаю ответить на следующие вопросы.

  • Какие свойства песка ты знаешь?

  • Где и для чего человек использует песок?

  • Какие свойства камней ты знаешь?

  • Где и для чего человек использует камни?

  • Какие свойства воды ты знаешь?

  • Где и для чего человек использует воду?

Таблица 2

Показатели диагностики «Неживой природы»


Контрольная группа

Экспериментальная группа

001

5

009

8

002

5

010

6

003

4

011

8

004

5

012

4

005

3

013

9

006

8

014

5

007

5

015

3

008

4

016

6

Показатели

Количество

B%

Количество

B%

Высокий уровень-0

0%

Высокий уровень-1

13%

Средний уровень-5

63%

Средний уровень-5

63%

Низкий уровень-3

38%

Низкий уровень-2

25%