Файл: Дипломная работа формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия доу и семьи.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 410
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ
Особенности формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
В процессе повседневной жизни взрослые показывают детям примеры заботливого отношения к объектам природы, объясняют, почему нельзя, например: портить крылья бабочкам, стремятся привить чувство великодушного отношения к слабым и беззащитным детям старшего дошкольного возраста, основанного на нравственном отношении к живому.
Формируя систему знаний o природе, родители должны учить детей:
-
видеть и понимать связи между явлениями; -
эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает; -
практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов.
Родители должны объяснить детям, что беречь природу-это значит не только ломать ветки, не рвать цветы без надобности, но и охранять ее, ухаживать за растениями и животными, увеличивать природные богатства родного края. Одновременно с наблюдениями, уходом за животными родители должны использовать художественную литературу для детей: например рассказы о животных, статьи местной периодической печати об экологических проблемах региона [9, с.194].
Нормы поведения в природе должны быть восприняты каждым ребенком как закон. Каждый должен знать элементарные экологические запреты, следования которым должно стать нормой поведения для всех.
Природосообразность воспитания у народа саха была ядром народной педагогики. В якутских семьях дети воспитывались в духе народной традиции любви к родной земле и бережного отношения к природной среде.
Якуты знали, что их благополучие исходит и зависит от родной природы, от ее богатства. Отсюда их особая привязанность к родной земле, месту, откуда родом. Наши предки называли природу «матерью», для них она была кормилицей [21, с.16].
В основе формирования положительного отношения детей к природе лежит взаимодействие эмоционального отношения к ней, знаний о ней и практической деятельности. Наши предки в этой живой книге природы много читали и знали. Это помогало им жить, и традиции передавались из поколения в поколение. Никто не отрицает то, что якуты в самом суровом климате земного шара вернули человеческую жизнь. И.С. Портнягин утверждает: «Якутский народ издревле жил на лоне природы, она была частью его души, он осознавал себя в роли дитя природы. Якуты оживляют природу как человека, понимают его, они знали,
что природа, как и человек, может обидеться, плакать, радоваться. Разрушать природу, убивать насекомых и животных означало божье наказание. Якут в детстве воспитывается в духе любви к родному алаасу. Детям с ранних лет внушается, что они должны уважать и любить природу» [36, с.135].
Антонова Р.Я. пишет: «Первое знакомство детей саха с растительным и животным миром происходит в семье. Оно начинается со двора, с хлева, хвойного леса, с покоса. Культура, дисциплина по отношению к природе у нас ниже, чем у наших неграмотных предков. Нарушение общего поведения ребенка, непослушание старших связано с незнанием обычаев своих предков». Якуты, прививая любовь к промыслу и к родной природе - готовили к жизни. В.А. Афанасьев писал: «Охотник содержит в чистоте среду обитания, бережет природу. К воде, к лесу относится как к живому существу» [5, с.80]. Высказывали неодобрительное отношение к тем, кто нарушал законы тайги. В лесу вели себя тихо, чтоб не нарушать покой обитателей. Наши предки были мудрыми, осторожными, бережливыми, ибо они жили в ладу с природой. Оберегали лес от пожаров, загрязнения.
Взрослые учили детей предвидеть изменение погоды и связанные с этим перемены в поведении зверей, птиц и насекомых, воспитывали наблюдательность, необходимую особенно в условиях тайги.
Следовательно, у народа саха, которому судьбой определена труднейшая доля жить в самых экстремальных условиях на земном шаре, имеет богатые традиции и обычаи, которые с успехом можно использовать в формировании экологической культуры дошкольников [5, с.82].
Таким образом, сотрудничество и взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах формирования экологической культуры старших дошкольников представляет собой способ организации целенаправленной, совместной деятельности «на равных» по экологическому воспитанию дошкольников.
Выводы по первой главе
Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показывал, что эффективность процесса формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста также может быть обеспечена только при условии создания педагогами ДОУ и родителями благоприятных условий для освоения экологических знаний детьми, формирования у них правильного отношения к объектам природы. Новизна отношений семьи и дошкольного учреждения определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
В работе с родителями по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста следует использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные: экологические праздники, походы, экскурсии, субботники совместно с родителями позволяют создать условия для сотрудничества, эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей и детей к экологическому образованию и к экологии в целом. На родительских собраниях, в процессе консультаций и бесед, педагог направляет мысли и действия родителей, подсказывая, какие примеры они могут взять на вооружение для воспитания у детей любви к природе, к родному краю, к растениям и животным нас окружающим. Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологического стенда, на котором отражаются различные экологические события не только страны, региона, но и детского сада, эколого-оздоровительная работа с детьми и т.д.
При этом огромное значение имеет пример бережного отношения к природе окружающих взрослых: педагогов, родителей, поскольку для ребенка дошкольного возраста взрослый – образец для подражания.
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Базой исследования является МБДОУ д\с “Чебурашка”.с.Сунтар
В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста – воспитанники детского сада экспериментальной и контрольной группы.
Для определения уровня сформированности экологической культуры старших дошкольников нами были использованы следующие методики Ж.Л. Новиковой:
Методика 1. Выявление уровня экологических знаний детей.
Тестирование проводилось с каждым ребенком индивидуально.
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование.
Три большие картины:
-
первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); -
на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. -
на третьей: фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисицы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. -
Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. -
Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Инструкция к проведению.
Ребёнку предлагается взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учётом места проживания.
Потом предлагается взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Затем берётся третья карта и из оставшихся фигурок ребёнок выбирает насекомых и размещает их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, предлагаю ребёнку ещё раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спрашиваю, по каким признакам он разместил животных на карте.
После того как ребёнок справился с заданием предлагаю ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
-
Как называется животное (птица, насекомое)? -
Что ты можешь рассказать о нём? -
Твоё отношение к ним.
Таблица 1
Показатели диагностики «Мира животных».
Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
001 | 5 | 009 | 8 |
002 | 3 | 010 | 6 |
003 | 4 | 011 | 8 |
004 | 4 | 012 | 4 |
005 | 7 | 013 | 9 |
006 | 3 | 014 | 5 |
007 | 4 | 015 | 3 |
008 | 6 | 016 | 5 |
Показатели | |||
Количество | B% | Количество | B% |
Высокий уровень-0 | 0% | Высокий уровень-1 | 13% |
Средний уровень-3 | 38% | Средний уровень-4 | 50% |
Низкий уровень-5 | 63% | Низкий уровень-3 | 38% |
Диаграмма 1. Показатель уровня экологических знаний в мире животных
Выводы: Экспериментальная группа:
-
Высокий уровень показал 1 ребенок (13%); -
Средний уровень - 4 (50%); -
Низкий уровень - 3 (38 %);
Контрольная группа:
-
Высокий уровень – (0%); -
Средний уровень – 3 (38%); -
Низкий уровень – 5 (63%);
Таким образом, с помощью данной методики мы получили данные о степени развития у ребенка предпосылок для формирования субъективно- этического отношения к животным старших дошкольников.
Методика 2. Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование. Три баночки (песком, с камнями, с водой). Инструкция к проведению.
Предлагаю ребёнку определить содержимое баночки. После того как он назовёт объекты неживой природы, предлагаю ответить на следующие вопросы.
-
Какие свойства песка ты знаешь? -
Где и для чего человек использует песок? -
Какие свойства камней ты знаешь? -
Где и для чего человек использует камни? -
Какие свойства воды ты знаешь? -
Где и для чего человек использует воду?
Таблица 2
Показатели диагностики «Неживой природы»
Контрольная группа | Экспериментальная группа | |||
001 | 5 | 009 | 8 | |
002 | 5 | 010 | 6 | |
003 | 4 | 011 | 8 | |
004 | 5 | 012 | 4 | |
005 | 3 | 013 | 9 | |
006 | 8 | 014 | 5 | |
007 | 5 | 015 | 3 | |
008 | 4 | 016 | 6 | |
Показатели | ||||
Количество | B% | Количество | B% | |
Высокий уровень-0 | 0% | Высокий уровень-1 | 13% | |
Средний уровень-5 | 63% | Средний уровень-5 | 63% | |
Низкий уровень-3 | 38% | Низкий уровень-2 | 25% |