Файл: Дипломная работа формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия доу и семьи.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 406
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ
Особенности формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
2.2 Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Цель формирующего этапа исследования: реализация совместной работы ДОУ и семьи в вопросах формирования экологической культуры старших дошкольников.
Задачи формирующего этапа:
-
в условиях ДОУ и семьи организовать общение детей с окружающей природой; -
создать развивающую экосреду как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста; -
организовать целенаправленную работу по повышению уровня экологической грамотности родителей.
На территории нашего детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы, полевые цветы, что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия.
Нами для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста были использованы самые разнообразные формы работы: экскурсии, наблюдение, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно- эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты.
Задачи формирования экологической культуры старших дошкольников:
-
Понимание самоценности природы. -
Осознание себя, как части природы. -
Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий. -
Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе. -
Воспитание активной жизненной позиции. -
Обучение азам безопасности. -
Формирование морального сознания.
Ознакомление с природой старших дошкольников осуществляется на основе интегрированного подхода (взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, литературы) и с использованием различных видов работ (беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение природоведческой литературы, целевые прогулки и экскурсии, экспериментальная работа).
В детском саду были созданы условия для успешной реализации задач экологического воспитания: создано природное окружение для детей.
На первом этапе мы разработали и создали в условиях детского сада импровизированное мини-охотничье угодье «Кырачаан булчут эйгэтэ», которое включало в себя охотничий зимник (из бруса, досок и гвоздей), предметы охоты(капканы, силки, манок, чучело, котелки, навес), забор из прутьев, а также охотничий костюм для персонажа «Охотник Бэргэнчэй». В создании данного угодья в детском саду участвовали отцы воспитанников.
Отличительной особенностью работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста является необходимость обеспечить непосредственные контакты детей с объектами природы организовать «живое» общение с растениями и животными в процессе ознакомления с ними в уголке «Кырачаан булчут эйгэтэ».
Базовыми основами оформления ландшафта уголка «Кырачаан булчут эйгэтэ» с позиций реализации экологической культуры детей дошкольного возраста должны стать следующие принципы:
-
принцип социоэмоционального развития ребенка средствами природы.
Четкое соблюдение экологического подхода к организации ландшафта уголка «Кырачаан булчут эйгэтэ» позволит детям увидеть и осознать следующее:
-
неразрывную связь живых организмов с внешней средой; -
морфофункциональную приспособленность живых организмов к определенным элементам среды обитания; -
специфику живого организма (растительного и животного), его отличие от неживого предмета; -
многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия их со средой.
Грамотная организация предметно-развивающей среды уголка «Кырачаан булчут эйгэтэ» обеспечит становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление бережного отношения ко всему живому.
На втором этапе исследования мы разработали и внедрили систему занятий по формированию экологической культуры детей и ознакомлению с традициями, обычаями и бытом охотников через развивающую среду «Кырачаан булчут эйгэтэ». Занятия мы проводили с участием персонажа «Охотник Бэргэнчэй».
Система занятий в уголке «Кырачаан булчут эйгэтэ» у детей старшего дошкольного возраста приобщение к первоначальному представлению с традициями и бытом охотников в процессе экологического воспитания.
В таблице 5 приведена система занятий по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 5
Перспективный план взаимодействия ДОУ и семьи по формированию экологической культуры
Тема | Цель | Формы работы | |||
Путешествие с Бэргэнчэй | Познакомить детей с | 1. Экскурсия – занятие в охотичье угодье «Кырачаан булчут эйгэтэ», знакомство с | |||
| традициями, обычаями и бытом охотников, формирование экологической культуры. | охотником Бэргэнчэй.
| |||
Разноцветная природа осенью | Показать детям многоцветность окружающего мира осенью, формирование экологической культуры. |
булчут эйгэтэ» за сезонными изменениями в природе осенью.
| |||
Природа зимой | Наблюдения в той же среде обитания, но при других условиях (отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ), формирование экологической культуры. |
и взаимосвязи в природе зимой.
Вопросы: Что изменилось в природе зимой? Как живут зимой животные? Что едят зимой дикие животные?
| |||
Следы и звери | Показать детям разнообразие зверей и следов. |
| |||
Пробуждение природы весной | Показать детям изменения в природе весной, формирование экологической |
эйгэтэ» и беседа об изменениях в природе весной.
| |||
| культуры. | двору кормушку».
| |||
Природа | Показать детям |
беседа об изменениях в природе летом.
«Невидимые нити в природе».
| |||
летом | изменения в | ||||
| природе летом, | ||||
| формирование | ||||
| экологической | ||||
| культуры, | ||||
| привлечение | ||||
| родителей к | ||||
| совместной | ||||
| деятельности с | ||||
| детьми. | ||||
«Охота на уток» | Ознакомить детей с особенностями охоты, привитие навыков бережного отношения к природе. |
«Кырачаан булчут эйгэтэ» об охоте на уток.
| |||
Экологическая | Включение родителей в работу по формирование экологической культуры. |
| |||
акция | |||||
«Очистим от | |||||
мусора | |||||
территорию» | |||||
День отцов | Включение | 1. Развлечение «Аар тай5ам ынырар» | |||
| родителей – отцов | (соревнования по зимним видам спорта, | |||
| в процесс | отгадывание | загадок, | зимние | виды |
| формирование | охоты). | |||
| экологической | 2.Участие в улусном празднике | |||
| культуры | охотников (поздравительный номер, | |||
| дошкольников, | выставка рисунков, фотовыставка). | |||
| ознакомление с | | |||
| традициями и | | |||
| бытом охотников. | | |||
Встреча с | Формировать | 1. Беседа о Байанае, о правилах | |||
Байанаем. | представления о | поведения в лесу. | |||
| Байанае, раскрыть | 2. Рассказ о народных охотничьих | |||
| о Байанае; его | традициях. | |||
| внешний облик; его требования к охоте; к правилам поведения в лесу развивать экологическую культуру. |
Семена Сахсаала».
|
Занятия по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста мы строили с использованием:
-
беседы. Беседуя с детьми о природе мы побуждаем детей думать и говорить. Задавая им два – три вопроса, давали возможность ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятия, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе: жизнедеятельности детей в семье, наблюдений (экскурсии, досуги), образовательной работы. -
видео-просмотры позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни природы, расширить кругозор - дети получают представления о тех событиях, явлениях, предметах. -
развлечения и праздники с экологической направленностью. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к природе. -
целевые прогулки, экскурсии. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений. -
чтение и анализ литературы. Эстетический фон создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в формировании бережного отношения к природе ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам прочитанных книг, рассказов, организуются выставки работ. -
игры. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры- упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. -
встреча с охотником Бэргэнчэй.
При ознакомлении со сказками мы использовали словесный и наглядный метод обучения. Рассказывали сказки во время режимного процесса. Дети слушали их с большим интересом. Принимали активное участие в диалогах с педагогом. Отвечали на вопросы, заданные педагогом по содержаниям сказок.
В основном мы использовали сказки о животных. Обычно они небольшие по объему. Рассказываются они простым, ясным и метким языком. Например: «Сказка о зайце», «Как собака подружилась с человеком», «Волк и Лиса», «Почему зима длиннее, а лето короче» и другие.
Среди сказок о животных большое место занимают так называемые этнологические сказки, в которых древние люди старались ответить на непонятные им вопросы, при помощи воображения, домысла, когда что-либо произошло, почему такой вид имеет то или иное животное, отчего птицы летают по воздуху, имеют различное по окраске оперение, разные повадки и т.д.
Также в работе по формированию экологической культуры мы использовали народные приметы, предсказывающих погоду. Например:
-
Большая роса утром – к хорошей погоде;
-
Лягушки прыгают и квакают на берегу озера – к дождю; -
Туман стелется утром по поверхности озерной глади – к хорошей погоде; -
Муравьи прячутся в гнездах – к грозе и сильному дождю;
Совместная деятельность младших и старших, неопытных и опытных представляет собой естественный процесс объективной реальности, форму и способ народного воспитания.
Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность, особенно отцов.
Использование потенциала семьи по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста осуществлялся путём:
-
привлечения родителей к проведению занятий в уголке «Кырачаан булчут эйгэтэ»; -
участия родителей и воспитателей в мероприятиях детского сада, выставках, субботниках; -
проведения совместных прогулок и экскурсий в уголке «Кырачаан булчут эйгэтэ»;
Традиции, которые соблюдают родители, оформившись из потребностей жизни человека, становятся как бы неписаным правилом, законом общественной жизни. В итоге они превращаются в материальные, духовные и общечеловеческие ценности, регулирующие разнообразные потребности и интересы людей в обществе.
Приобщая ребенка к работе в экосреде «Кырачаан булчут эйгэтэ», взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме,