Файл: Дипломная работа формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия доу и семьи.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 403
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ
Особенности формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Взаимодействие ДОУ и семьи привела к положительным результатам: теперь дети не только видят красивое, но и отмечают следы грубого отношения людей к природе. Дети стали проявлять более живой интерес к животному миру природы, животным. Самое главное, на наш взгляд, у детей появилось желание сделать что-то хорошее для животных и растений, и оно стало осознанным, у дошкольников сформировалась элементарная система знаний о жизни растений и животных, факторах неживой природы, влияющих на них. Появилось стремление принимать участие в уходе за объектами живой и неживой природы, в природоохранных мероприятиях: бережно, заботливо стали относиться к природе, нетерпимы к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой, готовы оказать помощь в случае необходимости.
На формирующем этапе мы разработали систему занятий по формированию экологической культуры и создали в условиях детского сада импровизированное мини-охотничье угодье «Кырачаан булчут эйгэтэ», которое включало в себя охотничий зимник (из бруса, досок и гвоздей), предметы охоты (капканы, силки, манок, чучело, котелки, навес), забор из прутьев, а также охотничий костюм для персонажа «Охотник Бэргэнчэй». В создании данного угодья в детском саду участвовали отцы воспитанников.
В экспериментальной группе, если на констатирующем этапе высокий уровень формирования экологической культуры показало 13% детей, то на контрольном – 40% детей, средний уровень был 52 %, на контрольном стал 41%, с низким уровнем было 34%, то на контрольном этапе низкий уровень- 25%.
В контрольной группе, если на констатирующем этапе высокий уровень формирования экологической культуры показал 13% детей, то на контрольном – 38% детей, средний уровень был 63%, стал 53 %, с низким уровнем было 49%, то на контрольном этапе низкий уровень-23%.
Также разработали и внедрили систему занятий по формированию
экологической культуры детей и ознакомлению с традициями, обычаями и бытом охотников. Занятия мы проводили с участием персонажа «Охотник Бэргэнчэй».
Мы проследили динамику изменения уровня сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной работы. На начальном этапе формирования эксперимента уровень сформированности экологической культуры детей в обеих группах был приблизительно одинаков.
Таким образом, положительных результатов в формировании экологической культуры старших дошкольников можно добиться в том случае, если оно пронизывает все стороны педагогической деятельности, становится ежедневной нормой бытия и при взаимодействии ДОУ и семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью нашего исследования было теоретическое обоснование формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи.
Нами было изучены особенности формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в педагогической литературе в трудах Н.Ф. Виноградовой, Л.П. Молодовой и др.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показал, что эффективность процесса формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста также может быть обеспечена только при условии создания педагогами ДОУ и родителями благоприятных условий для освоения экологических знаний детьми, формирования у них правильного отношения к объектам природы. Новизна отношений семьи и дошкольного учреждения определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Нами изучены формы работы ДОУ с семьей по формированию экологической культуры старших дошкольников. В работе с родителями по формированию экологической культуры старших дошкольников следует использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные: экологические праздники, походы, экскурсии, субботники совместно с родителями позволяют создать условия для сотрудничества, эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей и детей к экологическому образованию и к экологии в целом.
При этом огромное значение имеет пример бережного отношения к природе окружающих взрослых: педагогов, родителей, поскольку для ребенка дошкольного возраста взрослый – образец для подражания.
Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе единства и взаимопонимания по вопросам формирования экологической культуры у детей и взрослых дало свои результаты: у детей старшего дошкольного возраста сформировалась элементарная система знаний о жизни растений и животных, факторах неживой природы, влияющих на них. Появилось стремление принимать участие в уходе за объектами живой и неживой природы, в природоохранных мероприятиях: бережно, заботливо стали относиться к природе, нетерпимы к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой, готовы оказать помощь в случае
необходимости.
В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.
Таким образом, положительных результатов в формировании экологической культуры старших дошкольников можно добиться в том случае, если оно пронизывает все стороны педагогической деятельности, становится ежедневной нормой бытия и при взаимодействии ДОУ и семьи.
По результатам опытно-экспериментальной работы нами были разработаны методические рекомендации по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста:
-
Побуждать детей к активному использованию исследовательских действий: проводить опыты, продолжать учить детей работать с моделями, систематическое дежурство в уголке природы. -
Всячески привлекать родителей и администрацию ДОУ к решению проблемы внедрения экологического образования в педагогический процесс. -
Необходимо с родителями проводить лектории, дискуссии, диспуты для расширения их кругозора в свете экологической культуры. Можно проводить совместные выезды на природу с целью воспитания любви и бережного отношения к природе. -
Обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать интересы и склонности детей, развивать их творческую активность. -
Соблюдать правила безопасности работы в уголке природы и на участке и взрослым и детям.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Антипова, А.В. Экологическая обстановка в России на рубеже 20-21 веков / А.В. Антипова // «Дошкольное воспитание». - №5 . – 2012 г, с.128 -
Арнаутова, Е.П. Педагог и семья: учебное пособие / Е.П. Арнаутова./ - М.: Карапуз, 2012 г, с.167 -
Бобылева Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. – 2010 г.- № 4, с. 38 -
Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Ф. Виноградова // Экологическое образование: концепции методические подходы. – М., - 2006г, с.32 -
Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова / - М.: Просвещение, - 2008г, с. 109 -
Воспитатели и родители. Из опыта работы / Составители Л.В. Загик, В.М. Иванова. - М.: Просвещение, - 2005 г, с. 80 -
Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В. А. Ясвин / - Ростов на Дону: Феникс, 2006 г, с.47 -
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л.И. Егоренков. - М., АРКТИ, 2007 г, с. 78 -
Епачинова, Л.А. Формирование экологической культуры дошкольников, повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста / Л.А. Епачинова. - Шадринск, - 2008. – 194 с -
Зеленкова О.С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С.// Дошкольная педагогика.- 2010. - № 1. – 80с. -
Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 3. – 46 с. -
Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М., Просвещение, - 2008. - 207 с. -
Каменева, Л.А. Мир природы и ребенок / Л.А. Каменева., Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева. - СПб: Детство. - Пресс, 2007. - 171 с. -
Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинга / А.В. Козлов, Р.П. Дешеулина.- М.: ТЦ Сфера, - 2008, с.112 -
Кокуева, Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие / Л.В. Кокуева. - М.: АРКТИ, - 2005, с.48 -
Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова / - М.: - Линка-Пресс. – 2007, с.26 -
Кондратьева, Н.Н. «Мы» - Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева / С-Пб: Детство-пресс, - 2007, с. 134 -
Лушкова, В.А. Экология и биология родного края / В.А. Лушкова.
- Якутск, - 2005. - 167 с.
-
Макаров, Е.Д. Экологическая культура. Проблемы воспитания / Е.Д. Макаров. – М: - Академия.- 2010. - 13 с. -
Максимова, Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Л.И. Максимова. – Якутск, - 2005. -
Максимова, Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Л.И. Максимова. - Якутск, - 2007, с.16 -
Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. / 3-е изд стереотип. - СПБ: Детство-Пресс, - 2010. – 319 с. -
Мир природы и ребенка: Методика экологического воспитания дошкольников / Под. ред. Маневцевой Л.М., Саморуковой П.Г. - СПб, 2-е изд., перераб. и доп. - 2010. - 19 с. -
Молодова, Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии: Метод пособия для учителей и воспитателей младших школьников / Л.П. Молодова. – Мн.: ООО Асар, - 2007 – 40 с. -
Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста / С.Н. Николаева. - М.: - 2006. – С.127-130. -
Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в ДОУ / С.Н. Николаева. - М.: Новая школа. - 2011. - 63 с. -
Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия». - 2005. - 22 с. -
Николаева, С.Н. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2010. - №6, с.12 -
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / С.Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия». – 2006, с. 33 -
Николаева, С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников /С.Н. Николаева. - М.: Мозаика- Синтез: М. ТЦ Сфера. - 2006. - 120 с. -
Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, - 2006. -
Новикова, Ж.Л. Воспитание ребенка-дошкольника. Разумного, ответственного, самостоятельного, инициативного, наблюдательного, коммуникативного, активного: в мире природы: программ.- метод. пособие для педагогов дошк. учреждений / Ж.Л. Новикова, В.Н. Сахарова./ – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,- 2010, с.20 -
Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 10, с.40 -
Попов, Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера / Б.Н. Попов. - Якутск, - 2003. - 123 с. -
Портнягин, Н.С. Этнопедагогика «Кут-сюр» / Н.С. Портнягин. - Якутск, 2005. - 135 с. -
Потапова, Т.В. Эколого-воспитательная работа в детском саду / Т.В. Потапова // Управление ДОУ. - 2010. - № 2, с. 14 -
Рыжова, Н.А. Экологизация развивающей предметной среды/ Н.А. Рыжова / Из опыта работы.- М.: Линка-Пресс, 2003. – 192 с. -
Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду
/ Н.А. Рыжова. Издательство «Карапуз».- М., 2001, с. 8
-
Рыбакова, М.В. Концептуальные подходы к экологическому образованию / М.В. Рыбаков // Социально-гуманитарные знания. - 2013.
- №3. - С.41.