Файл: Дипломная работа формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия доу и семьи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 412

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по второй главе


Взаимодействие ДОУ и семьи привела к положительным результатам: теперь дети не только видят красивое, но и отмечают следы грубого отношения людей к природе. Дети стали проявлять более живой интерес к животному миру природы, животным. Самое главное, на наш взгляд, у детей появилось желание сделать что-то хорошее для животных и растений, и оно стало осознанным, у дошкольников сформировалась элементарная система знаний о жизни растений и животных, факторах неживой природы, влияющих на них. Появилось стремление принимать участие в уходе за объектами живой и неживой природы, в природоохранных мероприятиях: бережно, заботливо стали относиться к природе, нетерпимы к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой, готовы оказать помощь в случае необходимости.

На формирующем этапе мы разработали систему занятий по формированию экологической культуры и создали в условиях детского сада импровизированное мини-охотничье угодье «Кырачаан булчут эйгэтэ», которое включало в себя охотничий зимник (из бруса, досок и гвоздей), предметы охоты (капканы, силки, манок, чучело, котелки, навес), забор из прутьев, а также охотничий костюм для персонажа «Охотник Бэргэнчэй». В создании данного угодья в детском саду участвовали отцы воспитанников.

В экспериментальной группе, если на констатирующем этапе высокий уровень формирования экологической культуры показало 13% детей, то на контрольном – 40% детей, средний уровень был 52 %, на контрольном стал 41%, с низким уровнем было 34%, то на контрольном этапе низкий уровень- 25%.

В контрольной группе, если на констатирующем этапе высокий уровень формирования экологической культуры показал 13% детей, то на контрольном – 38% детей, средний уровень был 63%, стал 53 %, с низким уровнем было 49%, то на контрольном этапе низкий уровень-23%.

Также разработали и внедрили систему занятий по формированию

экологической культуры детей и ознакомлению с традициями, обычаями и бытом охотников. Занятия мы проводили с участием персонажа «Охотник Бэргэнчэй».


Мы проследили динамику изменения уровня сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной работы. На начальном этапе формирования эксперимента уровень сформированности экологической культуры детей в обеих группах был приблизительно одинаков.

Таким образом, положительных результатов в формировании экологической культуры старших дошкольников можно добиться в том случае, если оно пронизывает все стороны педагогической деятельности, становится ежедневной нормой бытия и при взаимодействии ДОУ и семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Целью нашего исследования было теоретическое обоснование формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи.

Нами было изучены особенности формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в педагогической литературе в трудах Н.Ф. Виноградовой, Л.П. Молодовой и др.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показал, что эффективность процесса формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста также может быть обеспечена только при условии создания педагогами ДОУ и родителями благоприятных условий для освоения экологических знаний детьми, формирования у них правильного отношения к объектам природы. Новизна отношений семьи и дошкольного учреждения определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Нами изучены формы работы ДОУ с семьей по формированию экологической культуры старших дошкольников. В работе с родителями по формированию экологической культуры старших дошкольников следует использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные: экологические праздники, походы, экскурсии, субботники совместно с родителями позволяют создать условия для сотрудничества, эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей и детей к экологическому образованию и к экологии в целом.

При этом огромное значение имеет пример бережного отношения к природе окружающих взрослых: педагогов, родителей, поскольку для ребенка дошкольного возраста взрослый – образец для подражания.

Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе единства и взаимопонимания по вопросам формирования экологической культуры у детей и взрослых дало свои результаты: у детей старшего дошкольного возраста сформировалась элементарная система знаний о жизни растений и животных, факторах неживой природы, влияющих на них. Появилось стремление принимать участие в уходе за объектами живой и неживой природы, в природоохранных мероприятиях: бережно, заботливо стали относиться к природе, нетерпимы к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой, готовы оказать помощь в случае

необходимости.

В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.

Таким образом, положительных результатов в формировании экологической культуры старших дошкольников можно добиться в том случае, если оно пронизывает все стороны педагогической деятельности, становится ежедневной нормой бытия и при взаимодействии ДОУ и семьи.

По результатам опытно-экспериментальной работы нами были разработаны методические рекомендации по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста:

  1. Побуждать детей к активному использованию исследовательских действий: проводить опыты, продолжать учить детей работать с моделями, систематическое дежурство в уголке природы.

  2. Всячески привлекать родителей и администрацию ДОУ к решению проблемы внедрения экологического образования в педагогический процесс.

  3. Необходимо с родителями проводить лектории, дискуссии, диспуты для расширения их кругозора в свете экологической культуры. Можно проводить совместные выезды на природу с целью воспитания любви и бережного отношения к природе.

  4. Обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать интересы и склонности детей, развивать их творческую активность.

  5. Соблюдать правила безопасности работы в уголке природы и на участке и взрослым и детям.



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА





  1. Антипова, А.В. Экологическая обстановка в России на рубеже 20-21 веков / А.В. Антипова // «Дошкольное воспитание». - №5 . – 2012 г, с.128

  2. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья: учебное пособие / Е.П. Арнаутова./ - М.: Карапуз, 2012 г, с.167

  3. Бобылева Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. 2010 г.- № 4, с. 38

  4. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Ф. Виноградова // Экологическое образование: концепции методические подходы. – М., - 2006г, с.32

  5. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова / - М.: Просвещение, - 2008г, с. 109

  6. Воспитатели и родители. Из опыта работы / Составители Л.В. Загик, В.М. Иванова. - М.: Просвещение, - 2005 г, с. 80

  7. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В. А. Ясвин / - Ростов на Дону: Феникс, 2006 г, с.47

  8. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л.И. Егоренков. - М., АРКТИ, 2007 г, с. 78

  9. Епачинова, Л.А. Формирование экологической культуры дошкольников, повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста / Л.А. Епачинова. - Шадринск, - 2008. – 194 с

  10. Зеленкова О.С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С.// Дошкольная педагогика.- 2010. - № 1. – 80с.

  11. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 3. – 46 с.

  12. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М., Просвещение, - 2008. - 207 с.

  13. Каменева, Л.А. Мир природы и ребенок / Л.А. Каменева., Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева. - СПб: Детство. - Пресс, 2007. - 171 с.

  14. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинга / А.В. Козлов, Р.П. Дешеулина.- М.: ТЦ Сфера, - 2008, с.112

  15. Кокуева, Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие / Л.В. Кокуева. - М.: АРКТИ, - 2005, с.48

  16. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова / - М.: - Линка-Пресс. – 2007, с.26

  17. Кондратьева, Н.Н. «Мы» - Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева / С-Пб: Детство-пресс, - 2007, с. 134

  18. Лушкова, В.А. Экология и биология родного края / В.А. Лушкова.


- Якутск, - 2005. - 167 с.

  1. Макаров, Е.Д. Экологическая культура. Проблемы воспитания / Е.Д. Макаров. – М: - Академия.- 2010. - 13 с.

  2. Максимова, Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Л.И. Максимова. – Якутск, - 2005.

  3. Максимова, Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Л.И. Максимова. - Якутск, - 2007, с.16

  4. Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. / 3-е изд стереотип. - СПБ: Детство-Пресс, - 2010. – 319 с.

  5. Мир природы и ребенка: Методика экологического воспитания дошкольников / Под. ред. Маневцевой Л.М., Саморуковой П.Г. - СПб, 2-е изд., перераб. и доп. - 2010. - 19 с.

  6. Молодова, Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии: Метод пособия для учителей и воспитателей младших школьников / Л.П. Молодова. – Мн.: ООО Асар, - 2007 – 40 с.

  7. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста / С.Н. Николаева. - М.: - 2006. – С.127-130.

  8. Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в ДОУ / С.Н. Николаева. - М.: Новая школа. - 2011. - 63 с.

  9. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия». - 2005. - 22 с.

  10. Николаева, С.Н. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2010. - №6, с.12

  11. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / С.Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия». – 2006, с. 33

  12. Николаева, С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников /С.Н. Николаева. - М.: Мозаика- Синтез: М. ТЦ Сфера. - 2006. - 120 с.

  13. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, - 2006.

  14. Новикова, Ж.Л. Воспитание ребенка-дошкольника. Разумного, ответственного, самостоятельного, инициативного, наблюдательного, коммуникативного, активного: в мире природы: программ.- метод. пособие для педагогов дошк. учреждений / Ж.Л. Новикова, В.Н. Сахарова./ – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,- 2010, с.20

  15. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 10, с.40

  16. Попов, Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера / Б.Н. Попов. - Якутск, - 2003. - 123 с.

  17. Портнягин, Н.С. Этнопедагогика «Кут-сюр» / Н.С. Портнягин. - Якутск, 2005. - 135 с.

  18. Потапова, Т.В. Эколого-воспитательная работа в детском саду / Т.В. Потапова // Управление ДОУ. - 2010. - № 2, с. 14

  19. Рыжова, Н.А. Экологизация развивающей предметной среды/ Н.А. Рыжова / Из опыта работы.- М.: Линка-Пресс, 2003. – 192 с.

  20. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду


/ Н.А. Рыжова. Издательство «Карапуз».- М., 2001, с. 8

  1. Рыбакова, М.В. Концептуальные подходы к экологическому образованию / М.В. Рыбаков // Социально-гуманитарные знания. - 2013.

- №3. - С.41.