Файл: Региональные проблемы бюджетной системы России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Разделение налогообложения страны на несколько уровней выполняет, прежде всего, распределительную функцию. Во-первых, это позволяет обеспечить бюджеты территориальных образований, дает им некоторую степень автономии при решении внутренних проблем. Во-вторых, разветвленная система налоговых органов по стране позволяет лучше контролировать процесс взимания налогов и сборов и, соответственно, более эффективно пополнять государственный бюджет. [9]

Заключение


Региональные финансы являются неотъемлемой частью финансовой системы Российской Федерации, и в последние годы их роль значительно возрастает. Но, однако, нужно отметить, что еще не сложилась универсальная модель системы управления региональными финансами. Остаются не решенными многие проблемы региональных бюджетов, основным из них являются:

1. ограниченность источников формирования доходов бюджета (основная часть налоговых доходов складывается за счет отчислений от федеральных налогов — налога на прибыль предприятий и налога на доходы физических лиц);

2. зависимость от поступлений из федерального бюджета;

3. зависимость от числа крупных налогоплательщиков в регионе;

4. увеличивается финансовая помощь муниципальным образованиям в структуре расходов областного бюджета, экономика которых развита слабее и не дает финансовых результатов;

5. велика доля государственного долга в собственных доходах бюджета;

6. несбалансированность консолидированного бюджета;

7. несовершенство бюджетного планирования.

Но также и наблюдаются положительные тенденции, оказывающие благоприятное влияние на динамику и структуру бюджета. К ним относят: совершенствование нормативно-правовой базы организации бюджетного процесса; создание системы мониторинга региональных финансов, целью которой является обеспечение прозрачности региональной финансовой политики; внедрение передовых методов управления государственными и муниципальными финансами; принятие мер по реструктуризации кредиторской задолженности и оптимизации бюджетных расходов; формирование объективного и прозрачного механизма распределения финансовой помощи муниципальным образованиям; совершенствование государственной политики в сфере управления государственным имуществом.


Основными целями Правительства субъектов РФ в области реформирования системы управления региональными финансами являются: достижение стабилизации бюджетной системы региона, максимальной мобилизации финансовых ресурсов для обеспечения дальнейшего социального развития региона, повышение качества предоставляемых населению бюджетных услуг и уровня жизни населения региона, создание благоприятных условий для экономического развития региона и привлечения инвестиций, получение положительных оценок проводимой органами государственной власти региона бюджетной политики со стороны налогоплательщиков и населения. Дальнейшее реформирование системы региональных общественных финансов будет сориентировано на закрепление достигнутых результатов и направлено на дальнейшее повышение качества управления и развитие финансовой систем.

КЕЙС «СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Источник: Горбунов, М. С. К вопросу о направлениях бюджетной политики в современной России / М. С. Горбунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83198/

Инновационное развитие выступает одним из важных направлений государственно-правового развития современности. Особую актуальность такое развитие предполагает в современной России, поскольку уже давно необходимо проводить фундаментальные изменения российской экономики, путём преобразования её из добывающей, в технологическую, цифровую модель. Такие изменения возможны только в условиях обеспечения распределения публичных расходов на разнообразные сферы хозяйствования, без поиска дополнительных источников пополнения доходных частей централизованных финансовых фондов.

В современной России государство выступает ключевым субъектом в развитии разнообразных отраслей экономики. По оценкам исследователей государственный сегмент экономики в российский ВВП приближается к 70 %. По оценкам Федеральной антимонопольной службы РФ, доля государственного сектора в некоторых отраслях российской экономики превалирует, в частности, она составляет 83 % на транспорте, 71 % в энергетике, 70 % в добыче полезных ископаемых, 50 % в финансовом секторе и страховании. Современный бюджет является одним из инструментов государственного управления, с помощью которого государство решает стоящие перед обществом задачи — повседневные (выплаты заработной платы, пенсий, стипендий и т. д.), неотложные (финансирование каких-либо последствий аварий, техногенных катастроф и т. д.) и перспективные (разработка новых технологий и т. д.).



В соответствии со ст. 172 БК РФ составление бюджетов бюджетной системы РФ базируется на основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации (бюджетной и налоговой политике субъектов РФ и муниципальных образований). Совокупность применяемых органами государственной власти и местного самоуправления правовых мер в бюджетной сфере, которые направлены на реализацию и финансовое обеспечение функций государства (полномочий Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований), принято именовать бюджетной политикой. Такие меры связаны, как правило, с активной деятельностью государственных и муниципальных органов по регулированию, консолидации источников доходов бюджетной системы, оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, а также обеспечению сбалансированности всех бюджетов и межбюджетных отношений. Как показывает практика эффективная бюджетная политика оказывает положительное влияние на темпы экономического роста особенно в рамках государственного-частного партнёрства.

В соответствии со ст. 165 БК РФ, разработка основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям Министерства финансов РФ. К сожалению, можно заметить, что в Российской Федерации на законодательном уровне отсутствуют нормы, регулирующие общий порядок и методологию формирования и осуществления государственной бюджетной политики, и единые принципы принятия и реализации управленческих решений в данной области. Бюджетный кодекс РФ раскрывает в себе наличие в структуре бюджетных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления отдельных полномочий по определению основ бюджетной, налоговой, долговой политики и не содержит правовых норм, регламентирующих порядок их формирования и основополагающие принципы, базисные правила ограничения при установлении направлений, в частности бюджетной политики.

В ближайшее время все указанные блоки общественных отношений должны быть урегулированы в нормах финансового права и дополнить соответствующий институт финансового права.

В современных условиях правовая основа государственной и муниципальной бюджетной политики детерминируются стратегическими целями развития России и выработанными на их основе национальными проектами.


Среди указанных стратегических целей особое место занимает ликвидация технологического отставания страны, в том числе путем ее прорывного научно-технического развития, что неоднократно подчеркивалось Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию от 01.03.2018 и от 20.02.2019. В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» наука является одним из приоритетных направлений реализации национальных проектов для достижения стратегических целей Российской Федерации на период 2018–2024 годов.

В качестве ключевой задачи, на реализацию которой направлена государственная программа в сфере науки, в Указе Президента РФ от 07.05.2018 устанавливается создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных научных установок класса «мегасайенс». 

Вопросы для обсуждения:

1. К чьим полномочиям относится разработка основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации?


2. Эффективны ли национальные проекты в правовой основе государственной и муниципальной бюджетной политике?


3. Что именуют бюджетной политикой?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Финансы и финансовая система государства (Исакова Н.Ю., 2019) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://be5.biz/ekonomika/f032/3.html (Дата обращения 06.03.2023г.)

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (Дата обращения 06.03.2023г.)

3.МИНФИН России [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/operational/analysis?id_57=135958- spravka_po_ispolneniyu_konsolidirovannykh_byudzhetov_subektov_rossiiskoi_federatsii_na_1_marta_2022_goda (Дата обращения 06.03.2023г.)

4. Игонина Л.Л. РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studme.org/199908/finansy/obespechenie_sbalansirovannosti_regionalnyh_byudzhetov (Дата обращения 07.03.2023г.)

5. "Основные направления бюджетной
, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (утв. Минфином России) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308390/af398a0eab203304d6a7943806d7711356fc0676/ (Дата обращения 07.03.2023г.)

6. Печенская, М.А. Региональные бюджеты: тенденции, состояние, перспективы / М.А. Печенская, А.И. Поварова; под науч. рук. д.э.н., проф. В.А. Ильина. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://library.vscc.ac.ru/Files/books/1456301293pechenskaja_povarova_regionalnye_bjudzhety.pdf (Дата обращения 07.03.2023г.)

7. Рейтинг регионов «доноров» России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://everychild.ru/reyting/reyting-regionov-donorov-rossii/ (Дата обращения 07.03.2023г.)

8. Налоговая система США и других зарубежных стран [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nalognalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/nalogovaya_sistema_ssha_i_drugih_zarubezhnyh_stran-nn/#item-1(Дата обращения 07.03.2023г.)

9. Сравнительный анализ налоговой системы России и развитых зарубежных стран [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://amgpgu.ru/upload/iblock/ebb/m_s_vasilik_yu_v_kislinskikh_sravnitelnyy_analiz_nalogovoy_sistemy_rossii_i_razvitykh_zarubezhnykh_s.pdf(Дата обращения 07.03.2023г.)

10. Горбунов, М. С. К вопросу о направлениях бюджетной политики в современной России / М. С. Горбунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 92-94. — [Электронный ресурс] Режим доступа: https://moluch.ru/archive/370/83198/ (Дата обращения 07.03.2023г.)

1 МИНФИН России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/operational/analysis?id_57=135958-spravka_po_ispolneniyu_konsolidirovannykh_byudzhetov_subektov_rossiiskoi_federatsii_na_1_marta_2022_goda

2 МИНФИН России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/operational/analysis?id_57=135958-spravka_po_ispolneniyu_konsolidirovannykh_byudzhetov_subektov_rossiiskoi_federatsii_na_1_marta_2022_goda

3 "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (утв. Минфином России) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308390/af398a0eab203304d6a7943806d7711356fc0676/

4 Рейтинг регионов «доноров» России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://everychild.ru/reyting/reyting-regionov-donorov-rossii/