Файл: Региональные проблемы бюджетной системы России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Содержание и классификация доходов региональных бюджетов


Доходы бюджета согласно положениям БК РФ рассматриваются как все поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы региональных бюджетов как экономическая категория представляют собой совокупность бюджетных отношений, возникающих в связи с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти региона.

По материальному воплощению они выступают как поступления денежных средств в централизованные денежные фонды, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций региональных органов государственной власти, исполнения их расходных обязательств. Формирование доходов региональных бюджетов производится в соответствии с бюджетным законодательством, законодательством о налогах и сборах, а также иных обязательных платежах.

Доходы региональных бюджетов классифицируют по разным признакам:

  1. источникам образования — доходы, поступающие от физических лиц и от юридических лиц;

  2. методам взимания — налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления;

  3. принадлежности — собственные (закрепленные) и регулирующие (полученные от вышестоящих уровней бюджетов в процессе бюджетного регулирования или выполнения отдельных государственных полномочий) и пр.

В современной бюджетной практике (при составлении бюджетов и отчетов об их исполнении) используется группировка доходных источников на налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Как правило, основным источником бюджетов всех уровней бюджетной системы являются налоговые доходы, а неналоговые доходы не играют значимой фискальной роли. Так, в составе доходов бюджетов субъектов РФ на налоговые доходы приходится более 85% всего объема доходных источников. Данные о доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2020— 2022 гг. приведены на рисунках 1 и 2.



Рисунок 1 - Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2020-2022 годах1






Рисунок 2 - Структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 марта 2021 и 2022 гг.2

Налоговые доходы региональных бюджетов в соответствии с положениями БК РФ включают поступления региональных налогов, часть поступлений ряда федеральных налогов и сборов, а также налогов, уплачиваемых в рамках специальных налоговых режимов.

Неналоговые доходы региональных бюджетов образуются за счет:

  1. доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ (за исключением имущества государственных унитарных предприятий, а также бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ);

  2. доходов от продажи находящегося в государственной собственности субъектов РФ имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), за исключением движимого имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ;

  3. доходов, предоставляемых казенными учреждениями субъектов РФ платных услуг;

  4. части прибыли унитарных предприятий субъектов РФ, остающейся после уплаты ими налогов и иных обязательных платежей;

  5. платы за использование лесов, произрастающих на землях, находящихся в государственной собственности субъектов РФ;

  6. платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ;

  7. определенных платежей за пользование недрами;

  8. штрафных санкций за негативное воздействие на окружающую среду;

  9. платы за увеличение площади находящихся в частной собственности земельных участков вследствие перераспределения таких участков и находящихся в государственной собственности субъектов РФ земельных участков;

  10. платы по соглашениям об установлении сервитута находящихся в государственной собственности субъектов РФ земельных участков, заключенным органами местной власти, государственными или муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, и пр.

Большинство неналоговых доходов зачисляются в бюджет в полном объеме. Подробный перечень неналоговых доходов и нормативы их зачисления в региональные бюджеты регламентируются ст. 57 БК РФ.



Безвозмездные поступления из федерального бюджета в региональные бюджеты осуществляются посредством межбюджетных трансфертов в форме:

  1. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ; субсидий, предназначенных для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ но предметам ведения субъектов РФ, предметам совместного с Российской Федерацией ведения, а также полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения;

  2. субвенций, предоставленных для финансирования делегированных органам государственной власти субъектов РФ федеральных полномочий;

  3. иных межбюджетных трансфертов.

Важную информацию для анализа структуры и динамики доходов региональных бюджетов представляет их классификация по признаку принадлежности, так как она позволяет определить долю собственных доходов в общем объеме доходных источников, степень самостоятельности региональных бюджетов и тенденции ее изменения.

Под собственными доходами бюджета понимаются доходы, которые на постоянной основе закреплены за определенным уровнем бюджетной системы (полностью или частично). Регулирующие доходы бюджета имеют перераспределительный характер, эго отчисления от налогов и иных платежей из бюджета вышестоящего уровня на временной основе, а также безвозмездные перечисления, перераспределяемые в порядке бюджетного регулирования между бюджетами различных уровней с целью покрытия бюджетного дефицита.

К собственным доходам бюджета в БК РФ отнесены налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций. [2]

1.3 Обеспечение сбалансированности региональных бюджетов


Состояние региональных бюджетов зависит от уровня и динамики доходов и расходов, их сбалансированности.

В теории общественных финансов существуют различные концепции сбалансированности бюджета:

  1. классическая концепция «сбалансированности бюджета», исходным пунктом которой является обоснование ограничения государственного регулирования, предполагает необходимость ежегодного сбалансирования бюджета, его нейтральность к воспроизводственным процессам в государстве (А. Смит, В. Ойкен, Дж. М. Бьюкенен, М. Фридмен);

  2. концепция «циклически сбалансированного бюджета» связывает сбалансированность бюджета с фазами экономического цикла, из чего вытекает необходимость проведения антициклической политики (Э. Линдаль, Г. Мюрдаль и Б. Олин);

  3. концепция «функциональных финансов» аргументирует приоритетность цели государственных финансов в достижении макроэкономического равновесия, даже если вмешательство государства посредством активной бюджетной политики приведет к дефициту бюджета (Дж. М. Кейнс, Р. Масгрейв, П. Самуэльсон). [4]

Одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства является сбалансированность бюджета.

Сбалансированность бюджета — это один из важнейших принципов формирования и исполнения бюджетов, суть которого состоит в количественном соответствии (балансе) расходов бюджета и источников их финансирования.

Сбалансированность бюджета может быть обеспечена разными способами. Если бюджет составляется путем достижения равенства доходов и расходов, его сбалансированность обеспечивается автоматически. Сбалансированность бюджета, составленного с превышением расходов над доходами (т.е. с дефицитом), достигается путем изыскания источников финансирования дефицита.

В соответствии со ст. 33 БК РФ принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.


Дефицит регионального бюджета на очередной финансовый год (или при принятии бюджета на трехлетний плановый период — очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом о бюджете. В общем случае он не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений. Однако если доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, то ограничение дефицита бюджета составляет 10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений. [4]

Установленные ограничения могут быть превышены за счет поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта РФ, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ, в том числе средств Резервного фонда субъекта РФ.

Дефицит регионального бюджета может финансироваться за счет внутренних и внешних источников.

Внутренними источниками финансирования дефицита регионального бюджета являются:

  1. средства от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ в национальной валюте;

  2. кредиты кредитных организаций в национальной валюте;

  3. бюджетные кредиты в национальной валюте;

  4. бюджетные кредиты, предоставленные Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) в иностранной валюте;

  5. кредиты международных финансовых организаций в национальной валюте;

  6. остатки средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ;

  7. иные источники (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, средства, направляемые на исполнение государственных гарантий, погашение иных долговых обязательств в валюте РФ, разница между полученными и предоставленными средствами по бюджетным кредитам, остаткам на счетах и пр.).

Внешние источники финансирования дефицита регионального бюджета включают:

  1. средства от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ в иностранной валюте;

  2. кредиты иностранных банков в иностранной валюте;

  3. иные источники (средства, направляемые на исполнение государственных гарантий и погашение иных долговых обязательств в иностранной валюте).