Файл: Общественное мнение как элемент социального контроля 04002206 Шкарнега София.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общественное мнение как элемент социального контроля

04002206

Шкарнега София

  • Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным явлениям действительности, представляющим общественный интерес.
  • При формировании общественного мнения граждан очень важна степень воздействия информации на человеческое сознание. Сила духовного воздействия на граждан зависит от предлагаемых целей, ценностей, идей.

Социальный контроль в широком понимании охватывает все виды контроля, а в узком -- контроль силой общественного мнения.

«Состояние массового сознания»

Общественное мнение -- это совокупность представлений, оценок и суждений, которые разделяет большинство или по крайней мере значительная часть населения относительно проблем, событий или фактов действительности в конкретной социальной ситуации. Оно может быть у общества в целом, у этнической группы, у производственного коллектива или какой-то другой социальной группировки. Но общественное мнение -- это не просто "коллективного чувства", это один из важнейших механизмов социального взаимодействия лиц. Нормальное функционирование любого объединения людей невозможно без формирования общего представления об общих вещах, без общих оценок определенных явлений, событий, определения общих норм поведения, практических путей решения насущных проблем. Общественное мнение возникает и формируется через диалектическое взаимопроникновение индивидуального и группового. От степени сформированности и уровня зрелости общественного мнения определенного объединения людей зависит восприятие его как целостной и дееспособной социальной организации. Вместе с тем существуют существенные различия в содержании и конкретных формах проявления общественного мнения в разных социальных организациях. Существенное влияние на общественное мнение оказывают предметная деятельность организации, стиль руководства в ней, характер межличностных отношений, поскольку общественное мнение основывается на индивидуальных мнениях и наиболее полно отражает представления большинства субъектов. В нем
доминируют те оценки, которые воспринимаются субъектами независимо от их истинности или ложности. Общественное мнение является общим для большинства, но не обязательным для каждого. Поэтому общественные организации, администрации, формальные и неформальные лидеры своим авторитетом должны усиливать положительные моменты общественного мнения. Их необходимо постоянно отображать в местных средствах массовой информации, в документах по организации и оплате труда, использовать во время собраний, совещаний по решению проблем социальной организации. Основные методы формирования общественного мнения -- подражание, влияние авторитета, внушение и т.д., основные способы -- межличностное общение, средства массовой информации, политическая пропаганда и т.д. В социологии есть точка зрения, что об общественном мнении как социальном институте можно говорить лишь применительно к гражданскому обществу, т. е. там, где обеспечена полнота и свобода открытого выражения общественного мнения.