Файл: Инструменты государственного регулирования развития регионов.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- равенство условий хозяйствования в конкурентной среде и свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг на территории Российской Федерации.

Сделаем вывод относительно соотношения «субъект - объект»: для взвешенной, последовательной политической деятельности необходимым является сочетание обоих элементов.

Субъект только тогда сможет проявить себя в полной мере, когда он будет учитывать окружения, деятельность других субъектов, то есть если будет выступать одновременно и как объект политики.

1.3 Методы и инструменты государственного регулирования развития регионов
Методы государственного регулирования развития регионов. Методы бывают прямые и косвенные. Прямые методы регулирования характеризуются направленностью на конкретные субъекты или процессы.

В качестве примеров можно назвать:

- государственные контракты и заказы на поставки определенной категории продукции, выполнение работ, оказание услуг конкретными производителями;

- льготные кредиты производителям;

- лицензирование отдельных видов деятельности, различных внешнеторговых операций и т.д.

Косвенные методы не имеют точного адресата и направлены на экономическое пространство, определяя в нем "правила игры". Эти методы опираются на товарно-денежные рычаги и в основном воздействуют на экономические интересы субъектов. В государственном регулировании косвенными методами можно считать: экономическое прогнозирование, в результате которого частные фирмы получают достаточно надежные ориентиры для своего развития, осуществления инвестиционных проектов; управление налогами и системой налоговых льгот и т.д.

К прямым относят:

- Правовые методы. Они опираются на систему нормативных актов, где все субъекты хозяйственной деятельности обычных условиях должны следовать их требованиям. Речь идет, например: о правовых нормах, которые определяют условия заключения контрактов, функционирование предприятий; взаимных обязательствах в части трудовых отношений; нормативных требованиях к качеству и сертификации определенных технологий и продукции и т.п.;

- Государственное программирование. Программирование является важнейшей формой государственного регулирования и разновидностью планирования развития регионов. Его задача - обеспечить решение важнейших проблем развития региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Оно должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов на решение выделенной проблемы и достижение поставленной цели.


- Государственное прогнозирование. Прогнозирование обычно применяется на предварительной (предплановой) стадии подготовки крупных мероприятий регионального масштаба. Под прогнозированием понимаются способы теоретических и практических разработок прогнозов.

- Государственное планирование. Оно представляет собой процесс формирования системы показателей, характеризующих состояние и развитие региона, соответствующее направлениям государственной политики.

К косвенным относят:

- Льготное налогообложение. Оно может быть установлено в любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии регионов и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные регионы.

- Использование материальных стимулов при сооружении значимых проектов.

- Использование регионально дифференцированных амортизационных отчислений. Они позволяют предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства;

- Государственные гарантии на получение ссуд.

Спецификой применения данных методов при регулировании развития регионов является:

- использование этих методов для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности;

- в зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определенный период времени;

- при выборе конкретных методов воздействия важна сущность каждого метода, структурная соподчиненность различных механизмов и инструментов регулирования и непротиворечивость взаимодействия.

Сделаем вывод, что методы и инструменты государственного регулирования развития регионов представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие региональных процессов в нужное государству русло.


2. Анализ государственной политики в области развития регионов РФ



2.1 Анализ практического опыта регулирования развития регионов в современных условиях
Россия позже других индустриально-развитых стран вступила в эпоху так называемой «региональной революции», когда происходит смена парадигмы развития территорий и населенных пунктов. Особенность момента заключается в том, что границы рынков постепенно раздвигаются и больше не совпадают с пределами государства и национальной экономики. Национальный хозяйственный комплекс утрачивает свою самодостаточность и внутреннюю сбалансированность как совокупность взаимодополняющих отраслей и производств. В силу этого старые экономические регионы России, ее поселения, обретают новую конфигурацию в пространстве глобальных потоков финансов, товаров, рабочей силы, технологий и информации. С этого момента статус российских территорий в данной системе глобальных обменов определяется их способностью задавать параметры экономических обменов, «гео» - экономическим влиянием.



Перелом в региональном развитии страны произошел еще в 1990-е годы.

Региональная (социально-экономическая) политика государства - это область деятельности по регулированию экономическим, политическим, социальным и экологическим развитием страны и демонстрирующая как связь между государством и регионами, так и взаимоотношения регионов между собой.

Как известно, социально-экономическое пространство РФ выделяется неоднотипностью. Этот фактор влияет на процесс работы государства, на эффективность экономической политики, ее структуру, на ее механизмы и стратегию институциональных реформ, и социально-экономическую политику. Неоднородность развития регионов усилилась в условиях кризиса в экономике и в переходный период в истории государства.

Различия в уровне развития различных регионов просто колоссальная.

Так, например, по площади территории разрыв достигает 100 раз, по численности населения- 15 раз, по числу районов - 4 раза, по продукции промышленности - 20 раз, сельского хозяйства - 20 раз (без субъектов, где оно отсутствует).

Велики различия и в части социально-экономического развития.

По размерам среднедушевого производства валового регионального продукта, а также среднедушевым реальным доходам населения, субъекты РФ различаются более чем в 20 раз. В расчетах на душу населения обеспеченность жильем различается в 1,8 раза, объем товарооборота - в 2,5 раза, уровень зарплаты - в 3 раза, объем сбережений - в 4 раза, бюджетные расходы в расчете на душу населения различаются в 2 раза.

Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ, представленный экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» на основе суммирования ключевых показателей развития регионов, дает нам ответ на вопрос о позициях того или иного региона на экономической карте РФ. Столичные регионы и нефтегазодобывающие провинции по-прежнему сильно опережают остальные регионы РФ по социально-экономическому развитию, но за последний год к ним заметно приблизились крупные промышленные центры, что следует из результатов исследования российского рейтингового агентства «РИА Рейтинг».

В этих субъектах РФ объем производства товаров и услуг превышает 2 трлн. руб., и суммарно они обеспечивают более 30% общероссийского объема. Ну а на долю Москвы приходится 12.1%.

Среди регионов с высоким объемом производства товаров и услуг (более 1 трлн. руб.) преобладают промышленно - ориентированные субъекты РФ.

Из 36-ти регионов, объединенных в эту группу, в 10-ти из них объем производства товаров и услуг выше 1 трлн. руб., а всего таких регионов 17, а число регионов с низким объемом производства товаров и услуг (менее 100 млрд. руб. за год) сократилось до 11-ти. [21, c.32].


При этом эти регионы не являются политическими, финансово-экономическими или промышленными центрами.

Среди аутсайдеров есть регионы, также объединенные сходными природными зонами: это в основном степные регионы, не имеющие полезных ископаемых и советского наследия в виде конкурентоспособных производств, горы на сибирском и кавказском участках южной границы РФ, а также заметно ухудшившие свой рейтинг холодные северные провинции.

Среди субъектов РФ с низкими объемами производства преобладают регионы с довольно высокой долей аграрного сектора, объединенных в группу аграрно-промышленных регионов.

И только один аграрно-промышленный субъект РФ - Краснодарский край - входит в лидирующую группу по объемам производства товаров и услуг (более 1.6 трл. руб.).

От сюда следует, что в экономике РФ не наблюдается существенных структурных изменений. Наибольший вклад в суммарное производство по-прежнему вносят финансово-экономические центры и регионы со значительным объемом добычи нефти и газа.
2.2 Проблемы и стратегические цели государственного регулирования развития регионов в РФ
В данное время РФ сталкивается с рядом новых препятствий на пути экономического развития регионов:

- необходимость продолжения экономического роста на новой качественной ступени;

- изменения образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы;

- включение регионов России в мировые хозяйственные связи, следствием чего является усиливающаяся зависимость российских регионов от состояния мировой экономики;

- процесс перехода к постиндустриальному и информационному обществу, в котором каждый регион реализует свои функции;

- ужесточение экологических требований в связи с переходом мирового общества на парадигму устойчивого развития.

Новые реалии будут осуществлять для экономического пространства Российской Федерации, как новые сложные проблемы, так и новые возможности.

Главную цель регионального развития можно обозначить как постепенный рост качества жизни населения всех категорий регионального сообщества. При таких условиях политика регионов должна быть направлена на обеспечение стабильного социально-экономического развития, качественное изменение основных характеристик, условий и процессов жизнедеятельности населения. Достижение такой позитивной динамики может быть только при согласовании отдельных параметров, свойств, взаимосвязей и отношений или их сочетания на новой, более высоком содержательном уровне общественного прогресса.


В качестве наиболее стоящей формы осуществления государственной политики регионов целесообразно рассматривать общегосударственную систему стратегического планирования, обеспечивающую формирование нужных общенациональных приоритетов социально-экономического развития РФ и ее регионов.

По этой причине стратегически необходимым для России является проведение сильной государственной региональной политики, нацеленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях социально-экономического развития.

Стратегическими целями региональной политики РФ на данном этапе развития страны являются:

- Обеспечение глобальной конкурентоспособности РФ и ее регионов.

- Развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения.

- Стимулирование процесса новой «регионализации» - консолидация ресурсов регионов РФ для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики.

- Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.

- Повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне.

Стратегическое планирование реализуется путем разработки и осуществления согласованных концепций, стратегий, доктрин, программ и проектов, планов развития страны и отдельных ее территорий. Но нужно отметить, что в субъектах РФ накапливаются трудноразрешимые проблемы, научный инструментарий для их преодоления в наивысшей степени нужен применительно к территориально-хозяйственным комплексам макрорегионов. Стратегические проблемы РФ, направления, решения которых лучше всего разрабатывать на уровне федерального округа, представлены на рисунке 1.

Одной из актуальных проблем регулирования макрорегионами является формирование общего комплекса документации нормативно-методической направленности, который на федеральном уровне до настоящего времени пока не согласован и в федеральных округах в полном объеме в основном не разрабатывается. В состав общегосударственных документов стратегического планирования необходимо включить:

- стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий;

- схемы территориального планирования РФ;

- прогнозы научно-технологического и социально-экономического развития РФ на долгосрочный период;

- отраслевые документы стратегического планирования на долгосрочный период;