Файл: Практикум (семинарский) Тема Теория и методология исторической науки (3 ч.) План занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 430

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Практикум (семинарский)

Тема 1. Теория и методология исторической науки (3 ч.)

Тема 2. Учебно-исследовательский проект «Семейная история» (3 ч.)

Тема 4. Русские земли в XII - XIV вв. (3 ч.)

Тема 5. Образование и развитие единого Российского государства (3 ч.)

Тема 6. Российское государство в XVI – XVII вв. (3 ч.)

Тема 7. Россия в XVIII веке: попытки модернизации государственного устройства (4 ч.)

Тема 8. Самодержавие и реформы в России в XIX веке (4 ч.)

Тема 9. Российская империя на рубеже XIX–XX вв. (4 ч.)

Тема 10. Великая российская революция 1917 гг. и Гражданская война

(4 ч.)

Тема 11. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1920-1930-е гг. (3 ч.)

Тема 12.

Тема 13. Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта

«История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» /

«История моего населенного пункта в годы Великой Отечественной войны» (2 ч.)

Для иностранных студентов: Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта «Вторая мировая война и СССР»

Тема 14. Белгородская область (на основе использования материалов Белгородского государственного историко-краеведческого музея) (3 ч.)

Тема 15. Перестройка в СССР и становление новой российской государственности (3 ч.)

Тема 16. Россия в начале XXI века (2 ч.)



Государство не может существовать без органов управления. Расскажите об их формировании. Какую роль играли при великом князе Боярская дума, Дворец и Казна. Стали появляться первые приказы. Какими вопросами они ведали? Страна была разделена на волости, во главе которых находились наместники. Определите их обязанности. Что такое кормление?

В результате освоения материала к данному вопросу семинарского занятия студент должен прийти к выводу о значении этого этапа в истории Российского государства. Был преодолен цивилизационный кризис – политическая раздробленность в условиях постоянной внешней угрозы с Запада и Востока и зависимости от Золотой Орды: на территории разрозненных русских земель образовалось независимое Московское государство, синтезировавшее черты и восточной и западной цивилизаций.
3. Студент должен уяснить, что монголо-татарское нашествие нанесло русской культуре непоправимый урон. Но с начала XIV в. она возрождается. Центрами культуры и образования были монастыри. Расскажите о литературе, архитектуре, живописи того периода. Назовите известных иконописцев. Какие исторические повести пропитаны духом патриотизма и оптимизма? Как называются поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей? Как называется жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь людей, причисленных к лику святых? Определите, какой город был центром летописания в XIV веке?

Список дополнительной литературы:





  1. Алексеев Ю.Г. Походы русских войск при Иване III – СПб: СПБГУ. 2007. – 462 с.

  2. Казаков Р.Б. Судебник 1497 г. // Вопросы истории. – 2000. – № 3. – С. 139- 143.

  3. Нефёдов С.А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние // Вопросы истории. – 2002. – №11. – С. 30–53

  4. Ольштынский Л.И. Курс отечественной истории IX-начала XXI веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе: учебник. — ИТРК, 2012. — URL: http://iprbookshop.ru/27932.html (IPRBooks)

  5. Политическая история России. От образования русского централизованного государства до начала XXI века: учебник. - 3-е изд., пересмотр.- М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 384 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/528476

  6. Политическая история России. От образования русского централизованного государства до начала XXI века: Учебник / Мунчаев Ш.М. - 3-е изд., пересмотр.- М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 384 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/528476

  7. Пономарева И.Г. Истоки политического кризиса 1433 г. в Московском великом княжестве // Российская история. – 2016. – № 1. – С. 3-9. 17.

  8. Скрынников Р.Г. Василий III; Иван Грозный. М.: АСТ; АСТ Москва, 2008. Книга на сайте: p://militera.lib.ru/bio/skrynnikov_rg03/index.html

  9. Судебник Ивана III / под. Общ ред. И.Я. Фроянова. – СПБ : СПбГУ, 2004. – 457 с.

  10. Туровский Р.Ф. Проблемы централизации и модели русской региональной политики в XII-XVI вв. //Полис. – 2004. – № 1. – С.125-138




Тема 6. Российское государство в XVI – XVII вв. (3 ч.)


План занятия № 1:

  1. Россия при Иване IV Грозном. Политика опричнины.

  2. Смутное время в России: причины, ход и итоги (конец XVI – начало XVII века).

  3. Основные направления внутренней политики первых Романовых. Социально-экономическое развитие России в XVII веке.

  4. Заселение Белгородчины в конце XVI –XVII в. Белгородская черта.



Список практических заданий:




1. Изучая первый вопрос, выясните, каким образом обстоятельства биографии Ивана IV Грозного, в частности, его детство, влияли на формирование его характера и его черт как государственного деятеля? Отметьте, что Иван Грозный первый из правителей России венчался на царство. Какие периоды можно выделить в царствовании Ивана IV? Чем они характеризуются?

Рассматривая процесс централизации, студент должен понимать, что все внутригосударственные преобразования 50-х гг. XVI века происходили по инициативе Избранной Рады. Студент должен знать назначение и состав Избранной Рады. Студенту стоит учитывать, что Иван IV осознавал необходимость консолидации различных слоев русского общества для преодоления негативных последствий периода боярского правления (1533 – 1547 гг.). Это послужило основанием для созыва Земского собора 1549 г.

Студент должен уметь характеризовать реформы Избранной Рады: военную, цикл административных, приказную, налоговую. Военная реформа утвердила службу «по отечеству» и «по набору». Что такое поместье? Кому и на каких условиях оно предоставлялось? Кто служил по набору? Какое значение имели реформы Ивана IV?

В рамках данного семинарского занятия студентам предлагается овладеть навыком работы с историческими источниками по данной теме – Первое письмо (послание) Ивана IV Андрею Курбскому. Студент должен знать время и обстоятельства возникновения данного источника, уметь его типологизировать (в соответствии с материалом первого семинарского занятия), уметь характеризовать степень достоверности и объективности изложенной в нем информации. Студентам необходимо проанализировать содержание письма и ответить на следующие вопросы: 1) Каковы, по мнению Ивана IV, истоки царской власти на Руси; 2) Как Ивану IV представляется природа царской власти на Руси; 3) Кого Иван IV обвиняет в проблемах Русского государства второй половины XVI века; 4) Как характеризует деятельность участников Избранной Рады.


Студенту необходимо выяснить причины отказа Ивана IV от политики реформ, знать обстоятельства введения опричнины, понимать ее цели и сущность. Что означает термин «земщина»? Каким образом управлялась земщина? Каковы были последствия опричной политики? Каковы оценки опричнины в исторической литературе? Студент должен понимать, что одним из значительных проявлений губительности данной политики было хозяйственное разорение русских земель и бегство крестьян на окраины, что побудило Ивана IV принять указ о «заповедных летах» (1581 г.) как очередной шаг к закрепощению крестьянства.

Отражением эффективности реализации Иваном IV военной реформы стало проведение активной внешней политики государства по трем направлениям: юго-восточному (борьба с ханствами), восточному (колонизация Сибири) и западному (Ливонская война). Студент должен знать причины, ход и итоги основных военных кампаний в правление Ивана IV по указанным направлениям. Дайте общую оценку правлению Ивана IV.
2. Смутным временем в исторической литературе принято называть события конца XVI – начала XVII вв. Это был структурный кризис, который охватил все сферы жизни. Не вдаваясь в подробности научных дискуссий о причинах Смуты, следует сказать, что разорительные последствия опричной политики усилили напряжение в обществе, которое и без того было велико. Формирование государство требовало огромных материальных затрат, которые тяжелым бременем ложились на все слои населения. Положение еще более осложнилось в результате династического кризиса. В чем его причины?

Смутное время начинается вступлением на престол Бориса Годунова в 1598 г. и заканчивается избранием на трон Михаила Романова в 1613 г. Далее необходимо рассмотреть основные события Смутного времени. Почему на царство был избран Борис Годунов? Дайте характеристику его правления. Обратите внимание на его политику в крестьянском вопросе. Что такое «урочные лета»? Проанализируйте успешную внешнюю политику Бориса Годунова, направленную на преодоление территориальных потерь России в Ливонской войне, и стремление его правительства укрепить авторитет России и царской власти, проявлением чего стало утверждение патриаршества. Непрочность положения Годунова на троне можно объяснить тем, что в восприятии людей того времени, он был ненастоящий, «неприродный», а избранный царь. Отсюда – феномен самозванства, поиски настоящего царя. Расскажите о Лжедмитрии I. На каких условиях он получил поддержку Польши? Почему он смог занять русский престол? Что послужило причиной свержения Лжедмитрия? Далее на престол был избран Василий Шуйский (1606 – 1610 гг.), «боярский царь». В этот период Смута достигла апогея. Расскажите о восстании И. Болотникова. Поражение этого восстания не привело к укреплению власти Шуйского, т.к. под Москвой появился новый Лжедмитрий. Почему его называли «тушинский вор»? Влияние Лжедмитрия II распространилось на значительную территорию страны. Фактически, сложилось двоевластье – два государя, две столицы, два патриарха. Василий Шуйский заключает договор со Швецией о помощи для борьбы с самозванцем. Чем обернулось это соглашение для России? Эти события привели к открытому вмешательству Речи Посполитой. Каковы были планы Польши в отношении русского престола? Когда поляки заняли Москву? С осени 1610 г Смута приобретает характер общенациональной борьбы против польских интервентов. 4 ноября 1612 г. второе ополчение освободило Москву от иноземцев. Кто им руководил? В феврале 1613 года был проведен Земский собор. Необходимо рассмотреть кандидатуры претендентов на престол и определить причины, почему предпочтение было отдано молодому Михаилу Федоровичу Романову? Смутное время закончилось. Каковы были последствия Смуты? Следует обратить внимание, что государственность была восстановлена только благодаря самоотверженной борьбе народа России.

3. В начале изучения третьего вопроса следует проанализировать деятельность первых представителей династии Романовых по преодолению социально-экономического и политического кризиса государства и общества. Затем студентам необходимо проанализировать новые тенденции в экономической сфере. Обратите внимание на появление мануфактур, развитие ярмарочной торговли, товарной специализации районов, начало формирования всероссийского рынка. В то же время необходимо проследить дальнейшее развитие в социально-экономической сфере феодально-крепостнических отношений. Проанализируйте развитие сословного строя; обратите внимание на сближение правового статуса бояр и дворян; принятие Соборного Уложения (1649 г.); окончательное закрепощение крестьян. Далее охарактеризуйте основные тенденции перехода к абсолютизму в государственно-политической жизни России. Изучая внешнюю политику России, прежде всего, следует проанализировать решение основных внешнеполитические задач: добиться выхода к Балтийскому морю; вернуть захваченные Польшей русские территории; выйти на побережье Черного моря. Особое внимание следует уделить Смоленской войне 1632 –1634 гг., русского польской войне 1654-1667 гг., «Вечному миру» России с Польшей, русско-турецкой войне («Чигиринские походы»), «Бахчисарайскому миру». В чем историческое значение присоединения Левобережной Украины и активного освоения Сибири и Дальнего Востока? В то же время необходимо отметить, что значительные внешнеполитические усилия России в XVII в. привели к весьма скромным итогам, выход к Балтийскому и Черному морям по-прежнему был закрыт, что являлось главным тормозом для экономического развития страны. Почему XVII век называют «бунташным веком»? Подробно изучите обстоятельства крупнейших волнений, охвативших Московское царство в XVII веке – соляной, хлебный, медный бунты и восстание Степана Разина.

Важное место в истории XVII века занимает церковный раскол. Приступая к его изучению необходимо уделить особое внимание динамике развития взаимоотношений между царем и патриархом Никоном, выяснить, почему несмотря на разрыв царя с автором реформы сама церковная реформа не была прекращена. Кто такие «старообрядцы».
4. Изучая четвертый вопрос, студент должен уяснить, что с образованием на рубеже XV-XVI вв. Российского государства началась новая история России, в которую оказалась вплетенной судьба земель, расположенных по Донцу и Осколу. В XVI столетии эта территория Москвой лишь условно считалась частью России и именовалась «Диким (непаханным) полем», «Польской украиной», т.е. степной окраиной государства. Расскажите о колонизация территории Поля в XVI веке. На месте будущей Белгородчины сходились три главные крымские дороги, по которым крымские татары прорывались на русские земли. Назовите эти дороги. Изучите организацию сторожевой пограничной службы на донецких землях. Что такое «ближние сторожи» и «дальние сторожи»? Расскажите о реформе сторожевой службы 1571 г. и появлении первых городов Белгородчины. Историческое значение реформы и ее последствия в колонизации южных окраин. Первые города Белгородчины и проблемы датировки их основания. Население Белгородчины в конце XVI – XVII вв. Особенности состава населения пограничных южных земель. Отметьте принудительный характер государственной колонизации. Служилые люди Белгородчины.