Файл: Практикум (семинарский) Тема Теория и методология исторической науки (3 ч.) План занятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 444
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Теория и методология исторической науки (3 ч.)
Тема 2. Учебно-исследовательский проект «Семейная история» (3 ч.)
Тема 4. Русские земли в XII - XIV вв. (3 ч.)
Тема 5. Образование и развитие единого Российского государства (3 ч.)
Тема 6. Российское государство в XVI – XVII вв. (3 ч.)
Тема 7. Россия в XVIII веке: попытки модернизации государственного устройства (4 ч.)
Тема 8. Самодержавие и реформы в России в XIX веке (4 ч.)
Тема 9. Российская империя на рубеже XIX–XX вв. (4 ч.)
Тема 10. Великая российская революция 1917 гг. и Гражданская война
Тема 11. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1920-1930-е гг. (3 ч.)
Тема 13. Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта
«История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» /
«История моего населенного пункта в годы Великой Отечественной войны» (2 ч.)
Тема 15. Перестройка в СССР и становление новой российской государственности (3 ч.)
3. В 1906 г. на должность министра внутренних дел, а потом Председателя Совета министров был назначен П.А. Столыпин, известный государственный деятель начала века. Какие меры были предприняты Столыпиным для борьбы с революционными выступлениями? Между тем, П.А. Столыпин прекрасно понимал, что одними репрессивными мерами ситуацию не разрешить, отсюда его формула «успокоение и реформы». Указом от 9 ноября 1906 г. крестьянам было разрешено выходить из общины и закреплять за собой надел земли в частную собственность. Как Вы думаете, почему эта мера, по мнению Столыпина, должна была способствовать разрешению аграрного вопроса? Второй составляющей крестьянской реформы стала политика поощрения переселения малоземельных крестьян за Урал. Какую цель преследовала эта мера? В чем суть крестьянской реформы? Как шла ее реализация? Расскажите о ее положительных последствиях. Какие недостатки имела реформа? Будучи консерватором, П.А. Столыпин, тем не менее, понимал, что для достижения политической стабильности Россия нуждается в целом комплексе реформ. Каковы были его планы в области местного самоуправления, административного управления и суда? Как предполагалось разрешить рабочий вопрос? Какие изменения планировались в области образования? Следует подчеркнуть, что проведение этих преобразований должно было приблизить Россию к идеалу правового государства. Почему большинство планов П.А. Столыпина оказались не реализованными?
4. При подготовке к данному вопросу студенту необходимо представлять, что Первая мировая война – это первый в истории человечества военный конфликт глобального масштаба. Студенту следует знать состав военно-политических блоков, вступивших в войну, уметь характеризовать их геополитические цели.
Студент должен знать предпосылки, причины и повод к началу Первой мировой войны, степень готовности сторон к военным действиям. Нужно подчеркнуть, что у Российской империи не было непреодолимых противоречий ни с одной из ведущих европейских держав, было недостаточно ресурсов для ведения затяжной войны, что прекрасно осознавало политическое руководство страны (Николай II до последнего пытался избежать военного столкновения).
Студенту необходимо знать основные этапы Первой мировой войны и уметь характеризовать наиболее значимые военные события. Студенту следует знать, что усилиями русских войск в 1914 году был сорван план австро-германского командования, рассчитанный на ведение молниеносной войны. С 1915 г. именно Восточный фронт стал главным в Первой мировой войне и более половины всех ресурсов держав Тройственного союза были брошены против русской армии. Несмотря на неготовность России к войне, до весны 1915 года она вела военные действия за пределами своей территории. Кроме того, Россия успешно справлялась с союзническими обязательствами и в 1916 году нанесла сильнейший удар австро-германскому блоку (Брусиловский прорыв), однако, несмотря на это, к 1917 году Россия не могла более предпринимать активных военных действий, так как основное внимание русского общества было сконцентрировано уже на решении внутриполитических проблем (Февральская революция 1917 г.). В течение 1917 года позиции России по отношению к войне и дальнейшему участию в ней менялись (нота Милюкова 18 апреля 1917 г., Декрет о мире 26 октября 1917 г.). С приходом к власти большевиков, их представления об участии России в Первой мировой войне стали определяющими, начались сепаратные переговоры с Германией и был заключен секретный Брест-Литовский мирный договор (3 марта 1918 г.). Студент должен знать условия Брест-Литовского мирного договора.
Студент должен знать, что после окончания Первой мировой войны странами-победительницами был заключен ряд мирных договоров с побежденными в ходе войны странами. Студент должен иметь представление об основных территориальных изменениях, произошедших в Европе и в целом на политической карте мира.
Также студент должен понимать, что такое Версальская международная система, знать ее основные положения и основные документы, в которых были сформулированы принципы послевоенного миропорядка (Версальский договор 1919 г., Сен-Жерменский 1919 г., Нейский 1919 г., Трианонснкий 1920 г., Севрский 1920 г.), знать основные санкции, которые были применены к Германии и ее союзникам. Особое внимание следует уделить характеристике изменения геополитического статуса России после Первой мировой войны, каково было ее место (как одного из главных участников военных действий) в новой системе международных отношений.
Освоив материал к семинарскому занятию, студент должен уяснить, что Версальская система международных отношений была несбалансированной и противоречивой (не учитывались или ущемлялись интересы целого ряда государств), о чем свидетельствовали следующие проблемы:
1) новая система международных отношений строилась без участия двух важных игроков на международной арене – США и Советской России;
2) территории ряда новых европейских государств были сформированы, не считаясь с национальными принципами, поэтому
3) новые территориальные образования были неустойчивы ни этнически, ни политически, ни культурно, что обостряло националистические настроения внутри них;
4) санкции, наложенные на Германию, были слишком тяжелы для нее, что, в итоге, привело к росту реваншизма.
В итоге, Россия, игравшая одну из ключевых ролей в разгроме агрессивного австро-германского блока, в связи с революционными событиями 1917 года оказалась исключенной из лагеря держав-победительниц. Это привело к периоду изоляции России на мировой арене до начала 20-х гг. ХХ века, что, в свою очередь, повлияло на выбор дальнейшего особого (не западного и не восточного) пути развития Советского государства в рамках большевистской идеологии.
Отмечая деятельность правительства по созданию «Особых совещаний» по обороне, топливу, продовольствию, перевозкам и по устройству беженцев, изучите влияние войны на приближение общенационального кризиса в стране. Обратите внимание на нарастание в экономике кризисных явлений: милитаризация экономики, общее падение промышленного и сельскохозяйственного производства, рост инфляции, кризис транспорта, ухудшение снабжения армии и городов. Проследите, как военные поражения обострили внутриполитические противоречия в обществе. Обратите внимание на то, как менялось общественное мнение с начала войны, на такие явления, как «министерская чехарда», рост оппозиционных выступления в Государственной думе, крестьянских бунтов и стачечного движения рабочих.
Поражения России на фронтах первой мировой войны усилило остроту социальных противоречий. Война привела к дезорганизации экономики, способствовали параличу власти. Расстройство экономической жизни страны началось с кризиса железнодорожного транспорта, который не смог одновременно осуществлять снабжение фронта и тыла в полном объеме. Следствием явились перебои в снабжении городов продовольствием и сырьем для предприятий. Низкие закупочные цены на хлеб вызвали сокрытие его крестьянами и еще больше ухудшили положение. Какие это имело последствия? Власть оказалась неспособной справиться с экономическими трудностями. Неэффективность работы государственного аппарата вызывала критику в обществе. Расскажите о попытках либеральной буржуазии исправить ситуацию. Какие партии вошли в состав «Прогрессивного блока»? Что означало его требование «ответственного министерства»? Какую роль в дискредитации императора Николая II сыграла личность Распутина? Каковы были настроения в армии? В заключение следует подчеркнуть, что в условиях незавершенности социально-экономических и политических реформ, война до предела обострила обстановку в стране. К началу 1917 г. кризис приобрел системный характер.
5. При изучении пятого вопроса, следует обратить внимание, что в XX век уездный Белгород вступал как развитый торгово-промышленный город Курской губернии. И уже в первом десятилетии XX столетия Белгород стал крупной узловой железнодорожной станцией. Оказавшись на одной из главных 7 железнодорожных магистралей страны, город получил огромные возможности для развития своей торговли и промышленности, грузового и пассажирского сообщения с Харьковом, Курском, Волчанском, Сумами. Как и в других городах пореформенной России, в Белгороде шел интенсивный процесс формирования рабочего класса, который пополнялся выходцами из среды мещан и уездного крестьянства.
Но, несмотря на внешнее благополучие и умиротворенность, какую производил на простого обывателя уездные города, они, как и вся Россия, в начале века стояли в преддверии революционных потрясений 1905 года. Расскажите о Белгородчине в годы первой революции (1905-1907 гг.). Какие социальные группы стали основой протестного движения? Какие проблемы особенно остро стояли на Белгородчине накануне 1905 года? Почему белгородцы поддержали революционные выступления в Москве и Петербурге в 1905 г.? Студент должен прийти к выводу, что Курская губерния по размаху крестьянского движения в годы Первой русской революции занимала одно из первых мест в России. Только в 15 феврале 1905 г. здесь произошло 19 крестьянских выступлений. Особенно сильными они были в ноябре в Новооскольском, Старооскольском, Суджанском и Обоянском уездах.
Как проходила реализация столыпинской аграрной реформы в Курской губернии? Каковы ее итоги? Белгородчина в годы Первой мировой войны. Расскажите о том, как белгородцы откликнулись на события первой мировой войны. Были ли среди ваших земляков люди, принимавшие активное участие в Первой мировой войны?
Список дополнительной литературы:
-
Дарчиева С.В. Вопросы государственного устройства и Государственная дума Российской империи в начале ХХ в. // Власть. – 2015. – № 7 –. С. 153-157. -
История в XXI веке: Историко-антропологический подход в преподавании и изучении истории человечества. М.: Институт «Открытое общество», 2001. -
Канищева Н.И. Столыпинские реформы в области образования, культуры, науки// Российская история. –2012. – № 2. – С139-147. -
Карелин А.П. С.Ю. Витте и бюджетно-финансовые реформы в России конца XIX в. // Отечественная история. – 1999. – № 3. – С. 42-64. -
Карпачев М.Д. Кризис продовольственного снабжения в годы Первой мировой войны//Российская история. – 2011. – № 3 – С66-82. -
Кимитака М. Столыпинская реформа и российская агротехническая революция // Отечественная история. – 1992. – № 6. – С. 194-200. http://annales.info/rus/small/macuzato.htm (дата обращения – 31.08.2018). -
Коновалова О.В. В.М. Чернов и аграрная программа партии социалистов-революционеров // Отечественная история. – 2002. – № 2. – С. 43-60. -
Кострикова Е.Г. Российское общество и внешняя политика накануне Первой мировой войны, 1908-1914 гг. – М.: ИРИ РАН, 2007. – 410 с. -
Нефедов С.А. Как готовили революцию 1905 года. // Вопросы истории. – 2015. – №11 – С. 34-55.