Файл: Практикум (семинарский) Тема Теория и методология исторической науки (3 ч.) План занятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 438
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Теория и методология исторической науки (3 ч.)
Тема 2. Учебно-исследовательский проект «Семейная история» (3 ч.)
Тема 4. Русские земли в XII - XIV вв. (3 ч.)
Тема 5. Образование и развитие единого Российского государства (3 ч.)
Тема 6. Российское государство в XVI – XVII вв. (3 ч.)
Тема 7. Россия в XVIII веке: попытки модернизации государственного устройства (4 ч.)
Тема 8. Самодержавие и реформы в России в XIX веке (4 ч.)
Тема 9. Российская империя на рубеже XIX–XX вв. (4 ч.)
Тема 10. Великая российская революция 1917 гг. и Гражданская война
Тема 11. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1920-1930-е гг. (3 ч.)
Тема 13. Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта
«История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» /
«История моего населенного пункта в годы Великой Отечественной войны» (2 ч.)
Тема 15. Перестройка в СССР и становление новой российской государственности (3 ч.)
Введение. В начале Введения в очень краткой форме дается обоснование актуальности исследуемой темы. За обоснованием актуальности темы следует описание степени ее разработанности в научной литературе.
После анализа литературных источников и определения степени разработанности темы следует формулировка общей цели исследования.
Сформулированная общая цель (она, как правило, одна) далее конкретизируется в нескольких частных задачах, которые должны соотноситься с общей целью как конкретные тактические шаги на пути к реализации намеченной стратегии. Если цель в научном исследовании чаще одна, то задач может быть несколько – три, четыре, пять и т.д., – в зависимости от широты исследования, вида и объема работы.
Следующее место в логической схеме Введения занимает формулировка объекта и предмета исследования. Эти понятия довольно близки между собой и нередко их дифференциация вызывает у начинающего исследователя серьезные затруднения. Понятие «объект» более широкое по сравнению с понятием «предмет». Объект указывает на границы сферы исследования, называет то явление (или процесс), на который будет направлен поиск исследователя. Предмет же указывает на ту конкретную сторону явления или процесса (объекта), которая будет подвергаться исследованию.
В конце Введения характеризуется общая структура работы, т.е. перечисляются все ее составные элементы – в том порядке, в котором они следуют в работе.
Основная часть, как уже указывалось выше, имеет более свободную композицию по сравнению с Введением. Структура основной части в значительной мере определяется спецификой темы, самой логикой ее исследования, а также характером работы – ограничивается работа теоретическим исследованием, или имеет практическую направленность, или сочетает в себе теоретическую часть с экспериментальной и т.д.
Обычно основная часть учебно-исследовательского проекта состоит из двух-трех разделов, которые называются главами. Каждая глава имеет свое название (заглавие обязательно) и выполняет определенную функцию в общей логике изложения материала. Глава, в свою очередь, может подразделяться на более мелкие подразделы – параграфы, которые тоже озаглавливаются в обязательном порядке.
Как правило, основная часть работы представляет собой не что иное, как последовательное решение поставленных во Введении задач. Обычно и сами названия подразделов (параграфов) основной части перекликаются, а отчасти даже совпадают с формулировками задач во Введении. Каждый раздел (глава, параграф) должен заканчиваться коротким обобщением. Эти обобщения являются промежуточными выводами, которые будут суммированы в конце работы – в заключении, и на их основе будут сформулированы окончательные выводы, отвечающие общей цели исследования.
Последний из крупных структурных элементов научного текста – Заключение. По объему оно составляет, как и Введение, от 5 до 10 % текста в целом. По важности Заключению принадлежит, пожалуй, первое место. Именно по Заключению работы можно судить о глубине понимания автором проблемы, осознанности путей ее решения и вообще – о степени развитости у автора логического мышления. Заключение должно подводить итог всему научному исследованию; его назначение – показать результат всей проделанной работы.
Начинается Заключение с краткого воспроизведения логической схемы исследования и очень краткого перечисления основных этапов работы с промежуточными выводами по каждому из них. Промежуточные выводы должны содержать в себе прямые ответы на поставленные во введении задачи исследования. Затем следует обобщение и формулируются выводы по всей работе, которые прямо соотносятся с целью исследования, обозначенной во введении.
После Заключения – в соответствии с общепринятой структурой научного текста – следует Библиографический список.
Рекомендуемые технические требования:
Объем – от 7 тыс. знаков. Шрифт 14, интервал полуторный; поля – верхнее и нижнее по 2 см, левое – 3, правое – 1,5 см. Объем – до 12 тыс. знаков с пробелами. Выравнивание по ширине. Сноски в тексте автоматические подстраничные. Иллюстрации, таблицы, схемы оформляются в качестве приложений, располагающихся после библиографического списка.
Библиографический аппарат учебно-исследовательской работы включает библиографический список и библиографические ссылки. Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание : общие требования и правила составления», ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления», ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок: общие требования и правила составления», ГОСТ 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке: общие требования и правила».
С примерами оформления библиографического списка можно ознакомиться на сайте Научной Библиотеки им. Н.Н. Страхова НИУ «БелГУ».
Ссылка: http://library.bsu.edu.ru/library/scwork/rules-liter/
Список дополнительной литературы:
-
Лобанов-Ростовский А.Б. Русская родословная книга : справочник / А. Б. Лобанов-Ростовский; А. Б. Лобанов-Ростовский. - Репр. изд. 1895 г. - Москва, Берлин : Директ-Медиа, 2020. - 492 с. -
Иванченко И. Е. Родов связующая нить: хроника русских семей в документах, фотографиях, дневниках, воспоминаниях и в эпистолярном наследии : историко-документальная литература / И. Е. Иванченко; И. Е. Иванченко. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2011. - 635 с. -
Кокорева А.И. Отчий дом : биографические исследования / А.И. Кокорева. - Волгоград : ВолГУ, 2009. - 402 с. -
Традиции рода, семьи в гражданском становлении личности : материалы областной научно-практической конференции / Управление культуры Белгородской области, Белгородский гос. музей народной культуры ; отв. ред. Н.И. Шетерникова ; ред. совет: Н.О. Андросова и др. - Белгород : Белгородская областная типография, 2007. - 98 с. -
Усков И. Ю. Вспомогательные исторические дисциплины : учебное пособие. 1 : Историческая генеалогия / И. Ю. Усков; И. Ю. Усков. - Кемерово : Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ), 2006. - 116 с.
Тема 3. Русь в IX–XII веках (3 ч.)
План занятия:
-
Восточные славяне в древности VI-IX вв. -
Образование Древнерусского государства. Социально-политический строй и экономическое развитие Древней Руси в конце IX – XI вв. -
Соседи Древней Руси в IX – XII вв. -
Принятие христианства. Политические и культурно-исторические последствия принятия православия.
Список практических заданий:
1. По первому вопросу необходимо уяснить, что появление славян, как самостоятельного этноса, согласно археологическим материалам, произошло еще в первое тысячелетие до н. э. В античных источниках первых веков н. э. славяне известны под именем «антов» и «венедов». С VI в. н. э. в источниках появляется имя «славяне». Восточные славяне выделились из единой славянской общности в VI в. В ходе Великого переселения народов (IV – VII вв.) они заняли территорию Восточно-Европейской равнины. Приведите исторические факты происхождения и расселения славян. Каков был общественный строй восточных славян? Охарактеризуйте их хозяйство, быт и верования. Славяне жили в окружении многочисленных соседских племен, которые не могли не оказать на них влияния, проявляющегося во всем многообразии обыденной жизни. Каковы были отношения восточных славян со своими соседями? Весьма важную роль играли отношения с двумя странами, которые не соприкасались непосредственно с территорией занятой восточными славянами, но оказали на них существенное влияние: одна на политический строй, другая – на всю культуру славян. Что это за страны?
2. При изучении этого вопроса необходимо уяснить, почему возникло государство, и как происходил этот процесс. Образованию государства предшествовали определенные предпосылки. Назовите их. Перечисляя основные причины возникновения древнерусского государства, особо следует указать на необходимость защиты территории вооруженными силами и потребность в государственном аппарате. Назовите основные теории происхождения государства у восточных славян и раскройте их содержание. Когда возникли теории и кто являлся их основоположниками? Рассматривая политический строй, уясните, функции киевского князя, дружины, роль городских собраний (вече). Какой порядок престолонаследия существовал в Киевской Руси? Киевская Русь была раннефеодальной монархией, так ли это и почему? История Древней Руси может быть условно разделена на три периода. Назовите их. Дайте им характеристику первым киевским князьям. Социальная структура древнерусского общества была неоднородной, в ней можно выделить две основные группы населения: свободное и несвободное. Дайте им характеристику.
3. Изучая данный вопрос студент должен уяснить, что Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен и в период расцвета оно занимало заметное место на политической карте Европы. Новое политическое образование достаточно сложно находило себе место в международных отношениях, но достаточно быстро втянулось в них. Политическое влияние росло по мере укрепления экономической и военной мощи, за счет вступления в круг христианских государств. В процессе становления государства немаловажную роль сыграли соседи. Назовите их. Рассмотрите географическое положение соседних с Древнерусским государством стран; направление отношений между Киевской Русью и государствами, граничащими с ней; политические и социально – экономические отношения Древнерусского государства, сложившиеся с соседними странами.
4. Рассматривая вопрос о христианизации Руси, изучите обстоятельства языческой реформы 980 г. Выделите уже сложившуюся потребность княжеской власти в единой религии для подчиненных земель. Приведите доводы о неизбежности перехода от язычества к монотеистической религии. «Повесть временных лет» рассказывает, как князь Владимир выбирал для своей страны религию. Расскажите об этом. Студент должен знать мотивы выбора Владимиром I в качестве государственной религии христианства по византийскому образцу и представлять, почему князя не устроили мусульманство и иудаизм; знать повод и обстоятельства крещения самого Владимира, его приближенных. Что такое «двоеверие»? Какое значение имело принятие христианства для развития государства и культуры в Древнерусском государстве?
Список дополнительной литературы:
-
Боханов А.Н. Русская идея от Владимира Святого до наших дней. М, 2005. -
Володихин Д. М. Рюриковичи / Д. М. Володихин. М.: Молодая гвардия, 2013. -
Восточные славяне. Антропология и этническая история. М.: Научный мир, 2002. -
Голубовский П. В. Печенеги, торки и половцы. Русь и степь до нашествия татар / П. В. Голубовский. М.: Вече, 2013. -
Горский А. А. Русское средневековье / А. А. Горский. М.: Астрель; Олимп, 2010. -
Греков Б. Д. Киевская Русь / Б. Д. Греков. М.: АСТ, 2004. -
Гумилев Л. Н. От Руси до России / Л. Н. Гумилев. М.: АйрисПресс, 2013. 37 -
Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.) / И. Н. Данилевский. М.: Аспект Пресс, 2001. -
Дворниченко А. Ю. Русское православие: от крещения до патриаршества / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев, Р. А. Соколов, В. В. Шапошник. СПб.: Академия исследования культуры, 2012. -
Иловайский Д. И. История России. Начало Руси / Д. И. Иловайский. М.: Алгоритм, 2012. -
Карпов А. Ю. Владимир Святой / А. Ю. Карпов. М.: Вече, 2006. -
Карпов А. Ю. Исследования по истории домонгольской Руси / А. Ю. Карпов. М. : Квадрига, 2014. -
Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый / А. Ю. Карпов. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 2010. -
Кузьмин А. Г. Древнерусская цивилизация / А. Г. Кузьмин. М.: Алгоритм, 2013. -
Петрухин В. Я. Русь в IX–X вв. От призвания варягов до выбора веры / В. Я. Петрухин. М. : Форум, Неолит, 2014. -
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. М.: Академический Проект, 2013. -
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. М.: Академический Проект, 2013. 38 -
Скрынников Р. Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX– XVII вв. / Р. Г. Скрынников. СПб.: Искусство-СПБ, 2000.