Файл: Практикум (семинарский) Тема Теория и методология исторической науки (3 ч.) План занятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 426
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Теория и методология исторической науки (3 ч.)
Тема 2. Учебно-исследовательский проект «Семейная история» (3 ч.)
Тема 4. Русские земли в XII - XIV вв. (3 ч.)
Тема 5. Образование и развитие единого Российского государства (3 ч.)
Тема 6. Российское государство в XVI – XVII вв. (3 ч.)
Тема 7. Россия в XVIII веке: попытки модернизации государственного устройства (4 ч.)
Тема 8. Самодержавие и реформы в России в XIX веке (4 ч.)
Тема 9. Российская империя на рубеже XIX–XX вв. (4 ч.)
Тема 10. Великая российская революция 1917 гг. и Гражданская война
Тема 11. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1920-1930-е гг. (3 ч.)
Тема 13. Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта
«История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» /
«История моего населенного пункта в годы Великой Отечественной войны» (2 ч.)
Тема 15. Перестройка в СССР и становление новой российской государственности (3 ч.)
24. Г.К. Жуков
25. А.М. Василевский
26. Н.Ф. Ватутин
27. И.С. Конев
28. К.К. Рокоссовский
29. П.А. Ротмистров
30. М.Е. Катуков
31. А.С. Жадов
32. В.С. Шаландин
33. А.К. Горовец
34. И.Н. Кожедуб
35. М.Ф. Борисов
36. Героизм бойцов и командиров в Курской битве
37. Подвиги военных медиков в Курской битве
38.Партизанское движение на Белгородчине в годы Великой Отечественной войны
39. Быт периода Великой Отечественной войны
40. Освобождение г. Белгорода
41. Белгород – Город воинской славы
42. Увековечение памяти о Курской битве
Список практических заданий:
Музейное занятие представляет собой учебно-исследовательский проект студента, посвященный истории Белгородчины в годы Великой Отечественной войны.
Студент получает и изучает примерный список тем, связанных с научно-методической и экспозиционной деятельностью Белгородского государственного историко-художественного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление».
-
Выбирает одну тему исследования. -
Приходит в музей и знакомится с постоянной экспозицией музея. Описывает все предметы, относящиеся к избранной теме исследования. -
На основе описания предметов из экспозиции студент готовит рассказ по этой теме. Также используя литературу, найденную им в Научной библиотеке им. Н.Н. Страхова НИУ «БелГУ», краеведческом отделе Белгородской государственной универсальной научной библиотеки. -
Если есть какой-либо памятник/строение в Белгороде, имеющее отношение к названию экспозиции, то студент его ищет в городе и фотографирует. -
Подготовка презентации по проекту с использованием фотографий предметов экспозиции. Студент должен внимательно изучить сайт музея, на котором они представлены. Обязательно сделать на ссылку на сайт музея, с которого взяты фотографии экспозиции и отдельных предметов. Также в презентацию добавляются фотографии городских/сельских объектов (строения, памятники и т.д.), имеющие непосредственное отношение к теме проекта, сделанные студентом. -
Защита проекта, на котором студент устно излагает содержание материала с показом презентации.
Варианты для студентов дистанционной формы обучения:
1) Использование материалов музея, находящегося в том городе, в котором живет студент.
2) Описание сайта музея, если у студента нет возможностей лично посетить какой-либо музей по месту жительства.
Раздел Белгородского государственного историко-художественного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» на платформе для создания интерактивных гидов с технологией дополненной реальности Министерства культуры России «Артефакт»
Ссылка: https://ar.culture.ru/ru/museum/kurskaya-bitva-belgorodskoe-napravlenie
Список дополнительной литературы:
-
Азясский Н.Ф. Плечом к плечу: советские партизаны в период подготовки и в ходе Курской битвы (апрель-август 1943 г.) / Н.Ф. Азясский, А.С. Князьков; рец. В.А. Пережогин. - Воронеж : Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1988. - 239 с. -
Бирюков Ю.Е. Здесь насмерть стояли. Сталинградская и Курская битва в песнях / Ю.Е. Бирюков; Худ. Г.Л. Бирюков. - К 60-летию Сталинградской и Курской битв. - М. : Современная музыка, 2003. - 308 с. -
Дети войны: голос правды : воспоминания детей Великой Отечественной войны Белгородской области. кн. 2. - Белгород : Литературный караван, 2020. - 242 с. -
Диорама "Огненная дуга" : 1987-2012 : юбилейная книга-альбом / фото В.М. Бочкарев и др. - Белгород : Белгородская областная типография, 2011. - 176 с. -
Во имя Победы : Белгородчина в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. : по документам и материалам областных архивов / Центр документации новейшей истории Белгородской области, Гос. архив Белгородской области ; авт.-сост.: Ю.И. Гончаренко, Л.Б. Хромых. - Белгород : Администрация Белгородской области, 2000. - 265 с. -
Гринякин И.Д. Они освобождали Белгород / И.Д. Гринякин, Н.П. Алексенко; рец: Л.Г. Малкин, В.Ф. Бахмут, А.Г. Гуржиева. - Белгород : Везелица, 2004. - 104 с. -
Доманк А.С. На огневых рубежах: артиллеристы в Курской битве / А.С. Доманк. - Воронеж : Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1984. - 208 с. -
Доманк А.С.Тыл Огненной дуги / А.С. Доманк. - Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1989. - 271 с. -
Дорога мужества и жизни : В книге публикуются материалы о героических делах тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны и о добрых делах в мирное время / Губкинский районный совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Белгородской области; Сост.: Н.Я. Чуев, И.В. Пирожков, Н.В. Полухина; Отв. за вып. Н.Я. Чуев . - Губкин : [Б.И.], 2002. - 108 с. -
Замулин В.Н. Прохоровское сражение / В.Н. Замулин. - М. : Вече, 2013. - 576 с. -
Земля Белгородская в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 / авт.-сост. и отв. ред. В.В. Овчинников. - М. ; Белгород : Фонд регионального развития, 2011. - 312 с. -
Курская битва - коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. : Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию битвы на Огненной дуге. г. Белгород, 21 мая 2003 г.: Сборник / Редкол.: Д.В. Худаев, М.К. Ломакин, В.А. Шаповалов и др. - Белгород : Дизайн центр - И.К.С., 2003. - 112 с. -
Курская битва. Взгляд через объектив : фотоальбом / редкол.: Н.И. Овчарова, М.Б. Кугина, В.Н. Павлова ; авт.-сост.: И.С. Сидоренко Н.В. Лавринова, В.Е. Зеленский и др. - М. : Голден-Би, 2013. - 264 с. -
Курская битва (5 июля - 23 августа 1943 г.) : учебное пособие / Е.Ю. Прокофьева, В.В. Пенской, Т.М. Пенская и др. ; Управление культуры администрации Белгородской области, НИИ краеведения БелГУ. - Белгород : БелГУ: Областная типография, 1998. - 172 с. -
Курская битва. Хроника. Факты. Люди : В 2 кн. Кн. 1 / В.А. Жилин, В.А. Греджев, А.А. Кольтюков и др.; Общ. ред. В.А. Жилина. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 416 с. -
Курская битва. Хроника. Факты. Люди : В 2 кн. Кн. 2 / В.А. Жилин, В.А. Греджев, А.А. Кольтюков и др.; Общ. ред. В.А. Жилина. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 384 с. -
Люди и техника в Прохоровской танковой битве на Курской Дуге / Е.Е. Александров и др. ; под ред. В.А. Воронцова. - М. : Ступени, 2003. - 159 с. -
Мазуркевич Р.В. Сплав мужества и стали: танкисты в Курской битве / Р.В. Мазуркевич. - Воронеж : Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1986. - 239 с. -
Мурзаев Н.И. Пехота Огненной дуги: стрелковые соединения и части в Курской битве / Н.И. Мурзаев. - Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1987. - 302 с. -
Огненная дуга: Белгород - Курск - Орел : Курская битва 5 июля - 23 августа 1943 г. / Институт военной истории М-ва обороны РФ ; сост.: Ю.А. Алексеев, И.И. Басик, Р.В. Мазуркевич, Н.И. Никифоров. - М. : Звонница-МГ, 2003. - 631 с. -
Оккупация (Белгородчина в октябре 1941-августе 1943 гг.) : документы и материалы / Правительство Белгородской области, Гос. архив Белгородской области, Центр документации новейшей истории ; [авт.-сост.: А.Н. Крупенков, Т.И. Утенина, Л.Б. Хромых ; рец. В.В. Овчинников]. - Белгород : КОНСТАНТА, 2010. - 376 с. -
Они погибли за Белгород : 55-летию Великой Победы посвящается / Управление образования администрации Белгородской области ; сост. А.Н. Крупенков ; отв. ред. И.С. Соловецкий. - Белгород : В. Шаповалов, 1999. - 224 с. -
Полководцы и военачальники Курской битвы : Южный фас / Сост. П.Ф. Ушаков. - Белгород : Везелица, 2003. - 272 с. -
Самчук И.А. Котел под Томаровкой / И. А. Самчук, Ю.Н. Бабиков; рец. С.И. Исаев. - 2-е изд., доп. - Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1984. - 136 с. -
Сергиенко А.М. И.В. Сталин и Курская битва / А.М. Сергиенко. - Белгород : КОНСТАНТА, 2011. - 776 с. -
Соловьев Б.Г. Битва на Огненной дуге / Б.Г. Соловьев. - Белгород : Фоминой Н.Б., 2003. - 288 с. -
Чиченков А.П. Белгородчина в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / А.П. Чиченков; рец.: И.Т. Шатохин, М.А. Деркач. - Белгород : Константа, 2005. - 416 с. -
Чиченков А.П. Пятьдесят огненных дней : историческая ежедневная хроника боевых событий на Огненной дуге с 5 июля по 23 августа 1943 года / А.П. Чиченков; науч. ред. И.Г. Пархоменко ; отв. за вып.: В.М. Пальваль, Е.И. Съедина. - Белгород : Крестьянское дело, 1996. - 224 с. -
Это было на Огненной дуге : воспоминания губкинцев - участников Курской битвы : 5 июля - 5 августа 1943 г. / Губкинский краеведческий музей ; ред. В.Я. Жилин. - Губкин : Губкинский городской Совет ветеранов, 1993. - 30 с.
Тема 13. Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта
«История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» /
«История моего населенного пункта в годы Великой Отечественной войны» (2 ч.)
Для иностранных студентов: Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта «Вторая мировая война и СССР»
План занятия:
Защита учебно-исследовательского проекта в форме выступления с докладами (презентациями) (до 5 мин) с последующим обсуждением и ответами на вопросы.
Список практических заданий:
Практическое задание предполагает подготовку студентами учебно-исследовательских проектов по одному из обозначенных в теме занятия направлений (на выбор студента):
История моей семьи в годы Великой Отечественной войны
История моего населенного пункта в годы Великой Отечественной войны
для иностранных студентов:
Вторая мировая война и СССР
Рекомендации по подготовке учебно-исследовательского проекта:
Учебно-исследовательский проект студентов должен содержать элементы научного характера. Он может оформляться в виде научного доклада и презентации, которые, как правило, включают в себя три части, соотносящие между собой в определенной пропорции по объему и связанных определенной логикой по смыслу: Введения, Основной части и Заключения.
Введение. В начале Введения в очень краткой форме дается обоснование актуальности исследуемой темы. За обоснованием актуальности темы следует описание степени ее разработанности в научной литературе.
После анализа литературных источников и определения степени разработанности темы следует формулировка общей цели исследования.
Сформулированная общая цель (она, как правило, одна) далее конкретизируется в нескольких частных задачах, которые должны соотноситься с общей целью как конкретные тактические шаги на пути к реализации намеченной стратегии. Если цель в научном исследовании чаще одна, то задач может быть несколько – три, четыре, пять и т.д., – в зависимости от широты исследования, вида и объема работы.
Следующее место в логической схеме Введения занимает формулировка объекта и предмета исследования. Эти понятия довольно близки между собой и нередко их дифференциация вызывает у начинающего исследователя серьезные затруднения. Понятие «объект» более широкое по сравнению с понятием «предмет». Объект указывает на границы сферы исследования, называет то явление (или процесс), на который будет направлен поиск исследователя. Предмет же указывает на ту конкретную сторону явления или процесса (объекта), которая будет подвергаться исследованию.
В конце Введения характеризуется общая структура работы, т.е. перечисляются все ее составные элементы – в том порядке, в котором они следуют в работе.
Основная часть, как уже указывалось выше, имеет более свободную композицию по сравнению с Введением. Структура основной части в значительной мере определяется спецификой темы, самой логикой ее исследования, а также характером работы – ограничивается работа теоретическим исследованием, или имеет практическую направленность, или сочетает в себе теоретическую часть с экспериментальной и т.д.
Обычно основная часть учебно-исследовательского проекта состоит из двух-трех разделов, которые называются главами. Каждая глава имеет свое название (заглавие обязательно) и выполняет определенную функцию в общей логике изложения материала. Глава, в свою очередь, может подразделяться на более мелкие подразделы – параграфы, которые тоже озаглавливаются в обязательном порядке.
Как правило, основная часть работы представляет собой не что иное, как последовательное решение поставленных во Введении задач. Обычно и сами названия подразделов (параграфов) основной части перекликаются, а отчасти даже совпадают с формулировками задач во Введении. Каждый раздел (глава, параграф) должен заканчиваться коротким обобщением. Эти обобщения являются промежуточными выводами, которые будут суммированы в конце работы – в заключении, и на их основе будут сформулированы окончательные выводы, отвечающие общей цели исследования.
Последний из крупных структурных элементов научного текста – Заключение. По объему оно составляет, как и Введение, от 5 до 10 % текста в целом. По важности Заключению принадлежит, пожалуй, первое место. Именно по Заключению работы можно судить о глубине понимания автором проблемы, осознанности путей ее решения и вообще – о степени развитости у автора логического мышления. Заключение должно подводить итог всему научному исследованию; его назначение – показать результат всей проделанной работы.