Файл: Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании

1.1 Содержание понятия детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании

1.2 Особенности развития творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании в дошкольном детстве

1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании в процессе изобразительной деятельности

Глава 2. Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях

2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании дошкольного возраста

2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании в старшем дошкольном возрасте

Глава 3. Экспериментальное исследование

3.1 Этапы и методы экспериментального исследования

3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента

Заключение

Список литературы

, знаниях и навыках; постановка задачи; проработка всевозможных её решений. Творческое мышление в своем развитии проходит несколько этапов. Основой творческого мышления от рождения является природный фактор, это, прежде всего, безусловный ориентировочно-исследовательский рефлекс, которым обладают все нормальные дети. В младенческом и раннем детстве элементы творческого мышления начинают формироваться с развития эмоций и чувств, с окружающего мира, манипуляций с предметами окружающего мира, где они начинают самостоятельно решать практические задачи на наглядно - действенном уровне мышления, методом проб и ошибок на интуитивно - действенном уровне.

Второй этап формирования творческого мышления начинается с сенситивного периода "почемучек", когда у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании начинает формироваться познавательный интерес к окружающему миру. В этот период у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании начинают формироваться воображение и творческая игра. Ребенок сам начинает манипулировать образами, формировать новые образы. На основе воображения начинает развиваться визуальное мышление. Поэтому для детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании в учебно-воспитательный процесс нужно включать задания, задачи, упражнения, игры, направленные на развитие творческого воображения.

Творчество детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании дошкольного возраста понимается как умение, приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздавать наблюдаемое, но и преобразовывать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого, то есть умение не только копировать, но и реконструировать. Такое определение впервые дала Е.А. Флерина. По ее мнению, под развитием детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании понимается процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения все более высокими изобразительными умениями. Этот процесс протекает неравномерно, при непрерывном взаимодействии и борьбе различных тенденций, формирующих его.

Изучение детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании Е.А. Флериной показывает, что один и тот же ребенок одновременно обнаруживает различные "стадии" для творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании не только в разных материалах, но и в одном и том же материале, в зависимости от конкретного содержания изображаемого. Например, на одном и том же рисунке одни предметы - любимые, часто наблюдаемые и изображаемые - оказываются нарисованными лучше, другие хуже.


Творчество у ребенка проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определять композицию, выразительные средства изображения, внесение интересных дополнений. Для малыша проявлением творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании является изменение величины предмета, с дополнением какой-либо детали. Творческим проявлением можно считать и изменение изображения в цвете.

Определить ступени детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании с их типическими признаками можно лишь на конкретном материале и содержании изображаемого, за определенный отрезок времени, по ведущей роли тех или иных показателей.

В условиях правильного руководства формируются подлинные творческие возможности ребенка, и тогда процесс его развития протекает успешно. Ребенок, лишенный этого руководства, как правило, дает сниженные показатели творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании и останавливается на ранних ступенях его развития.

Что и как ребенок изображает, каково его отношение к явлениям и событиям жизни, - вопросы первостепенной важности. Система руководства должна быть направлена к тому, чтобы ребенок богато, смело и все более совершенно отражал то прекрасное, что доступно его пониманию. Творческий процесс в рисунке лишь тогда может возникать и развиваться, если он базируется на систематическом улучшении качества изображения. Лишь на этой опоре развивается детское творческое воображение. Ребенок начинает охотно, смело и все более качественно выполнять разнообразные тематические задания и действовать по собственному замыслу. Если руководство слабо или неправильно, ребенок быстро теряет смелость и охоту к деятельности, что тормозит развитие его творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании. В соответствии с этим, Г.Г. Григорьева выделила показатели творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании, характеризующие отношения, интересы, способности детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании:

1. Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность "вхождения" в изображаемые обстоятельства, в условных ситуациях.

2. Увлеченность, захваченность деятельностью - качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.



3. Искренность, правдивость, непосредственность переживания.

4. Художественные специальные способности, позволяющие успешно решать творческие задания.

5. Изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; этот показатель, по существу характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче.

6. Возникновение потребностей в творчестве.

Таким образом, осуществляя теоретический анализ литературы, мы выявили понятие творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании и детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании. Было установлено, что понятие творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании обязательно нужно связывать с понятием способностей, что делается далеко не всегда. На основе изученной литературы, мы определили, что способности - это особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Само понятие "детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании" невозможно определить без таких взаимосвязанных понятий, как "творчество", "воображение", "задатки", "творческий акт", которые составляют его сущность.


1.2 Особенности развития творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании в дошкольном детстве



Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании не имеет.

Процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведения. Первую часть деятельности называют ориентировочной (исследования Г.В. Лабунской, Н.П. Сакулиной), а вторую - исполнительской (исследования Л.А. Венгера, Н.П. Сакулиной). Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств личности, то есть способностей.

Сопоставляя различные точки зрения, мы считаем, что творчество ребенка отличается от творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании взрослого, которое строится на широком и глубоком знании жизни. Детское творчество определяется уровнем развития ребенка и еще не может представлять собой общественно полезную ценность. Оцениваться оно может лишь с педагогических позиций: какое значение оно имеет для всестороннего развития личности ребенка и его творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании.

Оригинальность образа, продукта детской деятельности, - показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детская подделка - это не произведение искусства. Она не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа.

Показатели творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании, характеризующие способы творческого действия, которые определила в своих исследованиях Г.Г. Григорьева, способны выявить умения ребенка создавать свой оригинальный образ в процессе рисования.

Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине, широте.


  1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применении известного в новых ситуациях, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов.

Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизма воображения на этапе замысливания и реализации замысла (характер действий комбинирования).

  1. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.

Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности.

  1. Нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

Этот показатель - своего рода следствие проявления двух первых, внимание взрослого заостряется на степени новизны в способах действия ребенка; самостоятельность, активность, инициатива детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании в деятельности.

  1. Быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях.

К этой группе показателей можно отнести беглость (количество способов, использованных ребенком и адекватных задаче), гибкость (вариативность способов).

Большинство из названных показателей проявляется в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

Только в этом случае понимание детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании будет адекватным, так как детские изобретения, находки могут быть незаметны в продукте деятельности. Поэтому наблюдение за процессом детской деятельности необходимо и возможно с опорой на показатели творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании, характеризующие продукции детской художественной деятельности, выделенные Г.Г. Григорьевой:

1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно - выразительных средств для воплощения образа.

Под этим показателем следует понимать соответствие конечного результата поставленной (ребенком или взрослым) творческой задаче. Это и показатель целенаправленности продуктивного творческого воображения, без которого нет подлинно творческой деятельности.