Файл: Персонал предприятия (организации) и пути повышения эффективности использования рабочей силы.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1646
Скачиваний: 43
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления персоналом в системе управления организациями
1.1 Понятие и направления системы управления персоналом в системе управления организацией
2. Анализ системы управления персоналом и использования рабочей силы в ГКУ СО «КСПН г. Саратова»
Как видим, наибольшее количество приходится на работников со стажем от 3 до 5 лет – 148 чел. (42,6%), а также со стажем работы от 5 до 10 лет – 123 чел. (35,3%).Это говорит о том, что, с одной стороны, сохраняет опытный персонал, а с другой – частично обновляет свои кадры.
Анализ структуры персонала по гендерному признаку, приведенной в таблице 3 позволяет выявить его особенности и, если существуют проблемы в гендерной политике, то принять соответствующие меры.
Из таблицы видно, что соблюдается относительное гендерное равенство, мужчины составляют 50,5% от численности персонала. Это объясняется сферой деятельности учреждения.
Таблица 3
Структура персонала ГКУ СО «КСПН г. Саратова» по гендерному признаку
Категория персонала |
Численность на 31.12.2020, чел. |
Из них мужчин, чел. |
Всего, |
87 |
44 |
в т.ч. руководство |
2 |
2 |
начальники структурных подразделений (отделов) |
8 |
5 |
основной персонал |
56 |
23 |
обслуживающий персонал |
21 |
14 |
Основными показателями движения персонала являются: коэффициент оборота по приему, выбытию, оборота рабочей силы, текучести кадров, постоянства кадров. В таблице 4 проведен анализ движения персонала ГКУ СО «КСПН г. Саратова».
Таблица 4
Анализ движения и высвобождения персонала ГКУ СО «КСПН г. Саратова»
Показатель |
2018г., чел |
2019г., чел. |
2020г., чел. |
Абсолютное отклонение, чел. (+,-) |
Относительное отклонение, % |
||
2020/ 2019 |
2020/ 2018 |
2020/ 2019 |
2020/ 2018 |
||||
1. Среднесписочная численность персонала, чел. |
78 |
82 |
87 |
5 |
9 |
106,1 |
111,5 |
2.Количество принятых сотрудников, чел. |
12 |
15 |
11 |
-4 |
-1 |
0,73 |
0,92 |
3.Количество уволенных сотрудников, чел., в том числе |
8 |
10 |
11 |
1 |
-3 |
110,0 |
137,5 |
3.1 по собственному желанию |
8 |
8 |
9 |
1 |
1 |
112,5 |
112,5 |
3.2 за нарушение трудовой дисциплины |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
- |
100,0 |
4.Общее число принятых и уволенных сотрудников |
20 |
25 |
22 |
-3 |
2 |
0,88 |
110,0 |
5.Коэффициент по приему (стр. 2/стр. 1) |
0,15 |
0,18 |
0,13 |
-0,05 |
-0,02 |
- |
- |
6.Коэффициент по увольнению, (стр3/стр.1) |
0,10 |
0,12 |
0,13 |
0,03 |
0,01 |
- |
- |
7.Коэффициент текучести кадров (стр. 3.1+3.2/стр. 1) |
0,10 |
0,12 |
0,13 |
0,03 |
0,01 |
- |
- |
8.Коэффициент общего оборота рабочей силы (стр. 4/стр.1) |
0,26 |
0,30 |
0,25 |
-0,05 |
-0,01 |
- |
- |
ГКУ СО «КСПН г. Саратова» наблюдается активное движение персонала. При этом видна нестабильная тенденция показателя оборота по приему персонала, а вот показатель «коэффициент по увольнению» растет, как и текучесть кадров, которая в 2020г. составила 13%.
Итак, как видно из анализа, ГКУ СО «КСПН г. Саратова» имеет положительные сдвиги в кадровом обеспечении. Можно также сделать вывод о том, что ГКУ СО «КСПН г. Саратова» имеет достаточно хороший кадровый потенциал, организационная структура построена в соответствии со спецификой учреждения и соответствует предъявляемым требованиям.
Оценку системы управления персоналом в учреждении проведем с двух позиций:
- исследование уровня руководитель-персонал (организация, регламентация, мотивация труда и коммуникаций);
- исследование персонал-персонал (социально-психологический климат и корпоративная культура как основные факторы влияния на результативность персонала).
Важное место занимает контроль и регламентация деятельности персонала. При организации своей деятельности, в т.ч. в части разъяснения регламентов труда, Заместителем директора используются такие способы обсуждения проблем и достижения результатов, принятия решений, как:
- планерки,
- совещания,
- общее собрание коллектива.
Для повышения результативности работы и коммуникаций также используется фотография рабочего дня. Хотя, применение фотографии рабочего дня известно еще с советских времен, в современной практике данный метод оценки работы кадров применяется слабо. Однако стоит отметить, что при этом данный метод содержит в себе существенный потенциал увеличения производительности труда:
- уменьшается время нерегламентированных пауз;
- работники чаще всего загружают себя работой самостоятельно;
- возрастает качество осуществленной работы;
- облегчается контроль над результатами работы руководящего состава.
Сотрудники определяют уровень регламентации своего труда:
- соответствующий необходимости 44%,
- лояльный 22%,
- жесткий уровень 34%.
При этом основными причинами жесткой регламентации труда, составившей 34%, были названы следующие:
- формальные требования руководства 45%;
- проблемы дисциплины 28%;
- уровень корпоративной культуры 27%.
Видим, что основным фактором названы формальные требования руководства, часто не имеющие под собой объективных оснований.
Что касается документального обеспечения деловых коммуникаций, то для повышения качества принимаемых решений руководителями и их выполнения используются внутренние инструкции, методические рекомендации. Правила внутреннего трудового распорядка регулируют трудовые отношения между работодателем и работниками ГКУ СО «КСПН г. Саратова» в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, и имеют целью способствовать выполнению основных задач и функций организации, повышению эффективности и качества работы, укреплению трудовой дисциплины, рациональному использованию рабочего времени.
Повышение эффективности работы персонала невозможно без его желания, поэтому в ГКУ СО «КСПН г. Саратова» в работе с персоналом используются элементы мотивирования и повышения стимулирования эффективности деятельности:
- премии по результатам месяца/ года,
- материальная помощь на оздоровление,
- грамоты за хорошую работу.
При этом вследствие анкетирования и интервьюирования сотрудников ГКУ СО «КСПН г. Саратова», выявляются следующие их текущие мотивационные предпочтения:
- заработная плата 20%,
- премии 25%,
- похвала руководства 10%,
- карьерный рост 25%,
- самореализация 10%,
- отношения с коллегами 10%.
По итогам анкетирования и исследования функционирующей мотивационной системы может быть сделан вывод о фрагментарном учете факторов мотивации, побуждающих персонал ГКУ СО «КСПН г. Саратова» к деятельности. Так, факторы оплаты труда, премирования, одобрения от руководителя – применяются, а вот самореализация, потенциал карьерного роста, и взаимоотношения с коллегами – учтены пока недостаточно.
До проведения исследования эффективности системы управления персоналом в рамках отношений «персонал-персонал» и «персонал-руководитель» могут быть выдвинуты следующие гипотезы:
1. Мотивация и организационная (корпоративная) культура являются основными факторами, определяющими уровень этики и деловых коммуникаций в системе управления персоналом ГКУ СО «КСПН г. Саратова».
2. Недостаточное внимание со стороны руководства ГКУ СО «КСПН г. Саратова» стилю делового общения и управления персоналом.
3. Возрастающая конфликтность и текучесть среди персонала ГКУ СО «КСПН г. Саратова» как результат низкой мотивации и неэффективной организационной (корпоративной) культуры.
Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что в ГКУ СО «КСПН г. Саратова» все более проявляются признаки отхода от демократического стиля управления персоналом и перевод его ближе к типу «авторитарный». В целом, положительные и отрицательные стороны существующей системы управления персоналом показаны в таблице 5.
Таблица 5
Характеристика существующей системы управления персоналом и использования рабочей силы в ГКУ СО «КСПН г. Саратова»
Положительные стороны |
Негативные стороны |
- понимание сущности и роли факторов организации труда, деловых коммуникаций руководством ГКУ СО «КСПН г. Саратова»»; |
- сложности в процессе делового общения, как на уровне «руководитель-персонал», так и на уровне «персонал-персонал»; |
- наличие в организации элементов организационной культуры; |
- отсутствие командной работы и недостаточная лояльность персонала; |
- в организации присутствует интуитивно построенная система мотивации персонала; |
- неэффективная мотивация, несовершенный морально-психологический и соответственно деловой коммуникационный климат в организации. |
- проводятся общие собрания коллектива. |
Гипотеза 1 подтверждается частично, поскольку основную роль играет уровень оплаты труда, но элементы системы оплаты труда тесно связаны с мотивацией персонала в целом.
Гипотеза 2 подтвердилась, поскольку основное внимание уделено процессу оказания услуг в целом и организации труда непосредственно контактного персонала.
Гипотеза 3 подтвердилась, т.к. текучесть растет, а опрос персонала показывает низкий уровень мотивации, организационной (корпоративной) культуры и деловых коммуникаций.
Мероприятия по решению выявленных проблем представлены далее.
Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом и использования рабочей силы ГКУ СО «КСПН г. Саратова»
Вследствие того, что в ГКУ СО «КСПН г. Саратова» все более проявляются признаки, близкие к типу «авторитарный стиль», может быть рекомендовано, внедрить демократический стиль управления персоналом. Для утверждения демократического стиля и для решения выявленных проблем может быть предложен следующий комплекс мероприятий в коллективе ГКУ СО «КСПН г. Саратова»:
1. Проведение не менее одного раза в год тренингов по тимбилдингу с целью формирования командного духа, единения участников, формирования благоприятного социального и психологического климата в коллективе, содействующего эффективной командной работе в реальных обстоятельствах, результативности деловых коммуникаций и общему развитию учреждения.
Проведение тренинга решает такие задачи как:
- демонстрация преимуществ командной работы;
- усовершенствование общения в команде;
- освоение навыков обратной связи;
- усовершенствование процессов принятия в команде решений;
- получение удовольствия от коллективной работы.
Структура тренинга, как правило, включает три блока:
- введение: ознакомление с тренером, предисловие о правилах работы, диагностика главных параметров командной работы;
- основная часть, в процессе которой происходит отработка навыков взаимопонимания и взаимодействия, формируются ситуации для проявления эмоционального и интеллектуального потенциала участников;
- заключение: подведение результатов.
Тренинги влияют на повышение производительности труда, рост качества делового общения персонала между собой и с клиентами.
2. Повышение лояльности персонала к руководителю и учреждению необходимо для достижения назначенных целей учреждения посредством увеличения количества лояльного персонала, повышения эффективности, упрощения системы процесса стимулирования к труду и управленческой деятельности руководителя, повышения уровня этики в учреждении, а тем самым - качества услуг.
Удержание персонала с целью повышения эффективности его использования является одной из ключевых задач для руководителя. При этом, требуется создать лояльного сотрудника, для того чтобы средства, которые вложены в него, не допустили увольнения опытного кадра. Основные инструменты, которые используются при этом, приведены в таблице 6.
Таблица 6
Инструменты совершенствования системы управления персоналом ГКУ СО «КСПН г. Саратова» на основе формирования лояльности
Инструмент |
Описание инструмента |
Информирование и вовлечение |
Нужно начать опрос коллектива о возможных путях повышения качества воспитания и образования, объема нагрузки. Ведущими специалистами предложено множество оптимальных вариантов, позволяющих Руководителю развязать проблему глазами «передовой». В большинстве случаев, их часть учитывается при разработке стандартов обучения. В результате внедрение новых стандартов проходит успешно, быстро и легко. |
Командообразующие мероприятия |
Афиширование информационных щитов, где все регулярно оповещаются об успехах того или иного сотрудника. В социальный пакет персонала могут включаться следующие элементы: оплата спортивных секций, пикники. Как следствие, персонал узнает величину вклада остальных сотрудников для достижения общего результата и сформируется коллектив, в котором все будут уважать друг друга как единомышленников. |
Разработка объективной и прозрачной системы материального и нематериального стимулирования |
Формирование прозрачной системы оплаты деятельности, которая заметно повысит лояльность сотрудников. Этому способствует ликвидация сплетен, которые часто выступают отдельным и сложным видом деятельности по работе с формированием лояльности. |
Регулярный мониторинг удовлетворенности трудом |
Эффективный способ ее повышения – это разъяснение персоналу их нового социального статуса, приобретенного путем освоения новых навыков деятельности и описание получаемых при этом положительных преимуществ. Кроме того, можно на основе документальных фильмов об иностранном опыте работы дать понять сотрудникам, что творческий подход способствует приближению к европейскому уровню условий труда. |
Улучшение условий работы |
Замена старой мебели в рабочей зоне персонала на более новую и светлую, организация режима рационального питания, проезд – все это в совокупности оказывает влияние на общее психологическое состояние персонала, а значит, и на его желание работать. |
Учет возможной нелояльности при подборе персонала |
Рекомендовано использование ряда методик, которые направлены на выявление уровня субъективного контроля и конструктивности в мотивации сотрудников, что позволит организации сформировать команду сотрудников, которые склонны к лояльному поведению. |