Файл: Принципы эффективного планирования деятельности предприятия (Сущность планирования деятельности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

Оно является начальным этапом процесса управления. Если менеджер не понимает целей деятельности организации или не знает, какие ресурсы и методы необходимы для их достижения, то он не может приступать к реализации других функций управления. Появление новых запросов потребителей и появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.

Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

  • формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;
  • обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
  • планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
  • определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
  • проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

В планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.

Успех бизнеса в сегодняшних условиях немыслим без продуманного плана и бюджета. Не имея точного представления о заработках и перспективе, и расходов в текущий момент, руководство организации в самом худшем случае рискует оказаться в ситуации банкротства.


Таким образом, планирование, прогнозирование и бюджетирование — неотъемлемые компоненты менеджмента в любой организации. Все это свидетельствует об актуальности выбранной темы работы.

Объектом исследования является менеджмент организации ООО «Галерея Алекс» - Шоколадница.

Предметом исследования – система планирования организации.

Цель работы: изучить принципы эффективного планирования деятельности предприятия.

Для достижения цели сформулированы следующие задачи:

  • рассмотрите сущность и цели планирования;
  • изучить классификацию планирования;
  • дать характеристику основным принципам планирования;
  • рассмотреть этапы и методы планирования;
  • проанализировать систему планирования в ООО «Галерея Алекс» - Шоколадница (г. Москва), в том числе осуществить анализ факторов внутренней и внешней среды.

В данной работе ведется характеристика организации ООО «Галерея Алекс» - Шоколадница, а в частности филиала Шоколадница в г.Москва, станция Лубянка, ул. Театральный проезд д.5, Центральный Детский Магазин.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Сущность планирования деятельности предприятия.

Любая деятельность организации направлена на достижения поставленной цели. Цель – желаемое состояние, которого стремится достичь организация.

Планирование – процесс определения целей организации и поиск наиболее эффективных методов и средств их достижения в условиях действия ограничений по ресурсам и времени [4]. Другими словами, планирование – это процесс составления планов организации.

План – это официальный документ, в котором отражаются промежуточные и конечные цели, механизмы, задачи координации и распределения ресурсов, а также варианты действий в нештатных ситуациях.

В процессе планирования деятельности организации и ее подразделений менеджерам приходится составлять различные планы, однако при всем их разнообразии планы имеют общую структуру. Типовая структура плана представлена в таблице 1. В некоторых планах могут присутствовать и другие элементы.


Таблица 1

Структура типового плана

№ п/п

Наименование этапа работы (цель, задача, мероприятие и т.д.)

Период времени (дата или время), к которому должен быть выполнен данный пункт плана

Исполнители и ответственный за исполнение данного пункта плана

Необходимые финансовые, материальные и другие ресурсы

Примечания: рекомендации по выполнению данного пункта плана; разъяснения; варианты действия при изменения условий; способы координации действий с другими исполнителями и т.д.

Часто для удобства используют диаграмму Гантта (рис. 1).

Рисунок 1. Пример диаграммы Гантта

Каждый заштрихованный прямоугольник диаграммы показывает, в течение какого периода времени должен выполняться данный пункт плана (этап работы), как этапы связаны между собой, какие из них должны выполняться параллельно и т. п.

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления.

На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли.

С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Классификация видов планирования:

В современной экономической литературе представлено множество различных классификаций видов планирования. Можно выделить следующие виды планирования, применяемые на практике (табл. 2).

Таблица 2

Классификация видов планирования

Классификационный критерий

Вид планирования

1. Обязательность плановых решений

1.1. Директивное планирование

1.2. Индикативное планирование

2. Содержание плановых решений

2.1. Стратегическое планирование

2.2. Тактическое планирование

2.3. Оперативно-календарное планирование

2.4. Бизнес-планирование

3. Степень охвата объектов планирования

3.1. Общее планирование

3.2. Частное планирование

4. Предмет планирования

4.1. Целевое планирование

4.2. Планирование средств

4.3. Программное планирование

4.4. Планирование действий

5. Сроки планирования

5.1. Перспективное планирование

5.1.1. Долгосрочное планирование

5.1.2. Среднесрочное планирование

5.2. Текущее планирование

5.2.1. Краткосрочное планирование

6. Сферы функционирования

6.1. Планирование производства (производственной программы, подготовки производства)

6.2. Планирование сбыта (цели сбыта, каналы сбыта, стимулирование сбыта)

6.3. Планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения)

6.4. Планирование финансов и др.

7. По сфере применения

7.1. Межцеховое, внутрицеховое

7.2. Бригадное и индивидуальное

Объектами планирования служит соответствующая система или подразделение предприятия

8. По стадиям разработки

8.1. Предварительное планирование

На данном этапе разрабатываются проекты планов

8.2. Окончательное планирование

После утверждения проектов планы на данном этапе получают силу закона

9. По степени точности

9.1. Укрупненное планирование

9.2. Уточненное планирование

Точность планов зависит от применяемых методов планирования, нормативных материалов и сроков планирования


В процессе планирования менеджмент компании решает сразу несколько важных задач:

  1. Обоснование деятельности организации. Ставя перед собой цели и определяя пути развития компании, менеджмент фактически отвечает на вопросы «для чего создана компания?», «чем она занимается?», «что она хочет изменить в своей деятельности?» и «как она собирается делать это?» и т. п. (рис. 2).

Рисунок 2. Простейшая иллюстрация функции планирования

  1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и отдельных структурных подразделений. Как правило, менеджеры ставят такие цели, которые обеспечивают улучшение экономических характеристик и имиджа компании, укрепление ее конкурентной позиции, а значит, обеспечивают ее целенаправленное развитие.
  2. Мотивация трудовой активности персонала. Так как в практической деятельности менеджмента все функции тесно связаны между собой, зависят друг от друга, то и планирование связано с мотивацией: составляя планы, менеджеры указывают, за какой этап работы отвечает каждый сотрудник организации, к какому времени и с каким качеством он должен выполнить свои задачи и отчитаться перед руководством. Все это оказывает сильное мотивирующее воздействие на персонал организации. Чем точнее сотрудники понимают цели своей работы, свои права и обязанности, тем более они заинтересованы в эффективном и производительном труде.

4. Основание для принятия управленческих решений. Планы можно рассматривать как своеобразные «сборники управленческих решений», так как каждый пункт в них заранее продуман, принят и утвержден соответствующим руководителем.

5. Создание критериев для оценки и контроля результатов деятельности. Так как планирование связано с функцией контроля, менеджеры могут правильно контролировать работу организации только в том случае, если им известны критерии (стандарты и нормы), описывающие желаемый результат. Хорошо составленный план содержит такие критерии и нормы, а значит, является основанием для эффективного контроля.

6. Информационное обеспечение процессов управления. Планы составляются на различные периоды времени, они относятся к работе всей компании в целом и ее подразделений и даже отдельных сотрудников. Они охватывают все сферы деятельности организации, содержат в себе информацию обо всех имеющихся и будущих ресурсах.

Все это позволяет рассматривать систему планов компании как своеобразную «базу данных» обо всех аспектах деятельности организации в каждый период времени. Такая база данных помогает менеджерам лучше понимать происходящие в организации события и прогнозировать их развитие.


Прогнозирование – это еще одна специальная функция менеджмента, тесно связанная с планированием.

Для прогнозирования в менеджменте применяются различные количественные и качественные методы. Количественные методы базируются на информации, которую можно получить, зная тенденции изменения параметров или имея статистически достоверные зависимости, характеризующие производственную, финансовую и тому подобную деятельность компании. Прогнозы необходимы для того, чтобы правильно выбрать стратегические цели развития организации. Прежде чем сформулировать стратегические цели, менеджмент проводит анализ состояния своей компании и ее внешнего окружения, называемый стратегическим анализом.

Стратегический анализ позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство

1.2. Принципы эффективного планирования деятельности предприятия.

Почему важно эффективное планирование?

Особенно важно делать план на день фрилансерам и бизнесменам. Потому, что свободный график работы очень часто расслабляет. Но, в тоже время, план нужен каждому из нас.

Эффективнее продвигаться по шагам к намеченной цели:

  • грамотно распоряжаться временем. чтобы хватило и на работу, и на семью, и на развитие.
  • раскрыть больше своего потенциала.
  • увидеть сколько времени уходит на ту или другую задачу.
  • быть в тонусе.
  • не перегружаться, а находиться, примерно, в одном ритме каждый день.
  • понимать сколько задач за день вы, реально, можете осуществить.
  • достигать большего за короткий срок.
  • грамотно распоряжаться своим временем.

К основным принципам планирования относятся:

  • преемственность стратегического и тактического планов;
  • социальная ориентация плана;
  • ранжирование объектов планирования по их важности;
  • адекватность плановых показателей;
  • согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления;
  • вариантность плана;
  • сбалансированность плана (при условии обеспечения резерва по важнейшим показателям);
  • экономическая обоснованность плана;
  • автоматизация системы планирования;
  • обеспечение обратной связи системы планирования.