Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. История развития идей правового государства
1.2. Понятие и признаки правового государства
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
2.1. Соблюдение принципа правового статуса человека и гражданина в РФ
2.2. Соотношение правового государства и гражданского общества в РФ
2.3. Система разделения властей в РФ как основа правового государства
В теории современного конституционализма принцип разделения властей рассматривается в разных аспектах:
1) как политическая (или прескриптивная) теория;
2) как нормативная структура, присутствующая в правовых системах;
3) как концепция теории государства и права, раскрывающая в правовых системах нормативные структуры распределения компетенций и государственно-властных полномочий.
Сложность и многогранность функционального разделения властных полномочий обусловили различные теоретические подходы к характеристике принципа разделения властей и его реализации на практике, определению его значения для характеристики государства и его устройства.
Так, по мнению К.В. Арановского, разделение властей между органами государства представляет собой одну из гарантий конституционной демократии[40], тогда как С.А. Авакьян при характеристике принципа разделения властей рассматривает его значение в контексте функционального разделения властных полномочий по горизонтали на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти и разделение властных функций по вертикали по уровням системы государственных органов, обосновывая суть принципа разделения властей тем, что каждая из ветвей власти наделена собственной компетенцией, является самостоятельной, и они не наделены правом вмешиваться в компетенцию друг друга, обладая, при этом, определенными средствами по воздействию друг на друга.[41]
Содержание принципа разделения властей характеризуется тем, что он не ограничивается указанием на организацию власти на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, действующих на основе самостоятельности их органов, он предполагает единство власти по ее источнику - многонациональному народу России и систему мер их взаимодействия и контроля, обеспечивающих единство целеполагания и его достижение. Принцип разделения властей, по сути, имеет сложную структуру. Конституционно-правовая регламентация сущности и содержания принципа разделения властей предусматривает целостную систему конституционных принципов организации и функционирования законодательной, исполнительной и судебной властей.
К недостаткам конституционной регламентации механизма реализации принципа разделения властей в контексте обеспечения баланса полномочий между законодательной и исполнительной ветвями власти и Президентом является то, что нормы гл. 4 Конституции РФ, регламентирующей статус Президента России, фактически не обеспечивают декларируемый в качестве основ конституционного строя принцип разделения властей. Закрепление в достаточно широком объеме полномочий Президента РФ на практике устраняют самостоятельность исполнительной и законодательной ветвей власти. Это касается конституционного статуса Правительства РФ.
Несмотря на то, что по Конституции РФ Президент не признан главой исполнительной власти, в тоже время к его полномочиям отнесено формирование Правительства России, которое перед ним ответственно.
Система организации государственной власти на основе принципа разделения властей имеет, наряду с позитивными, и определенные недостатки в ее применении. К позитивным можно отнести специализацию органов государственной власти в зависимости от выполняемых ими видов государственной деятельности: законотворчество, исполнительно-распорядительная деятельность по реализации законов и осуществление правосудия.
Недостатки обусловлены возможностью обособления отдельных органов или в целом ветвей государственной власти, что не позволяет обеспечить достижение единой цели и решения, стоящих перед государством задач, на что должно быть направлено их функционирование.[42]
Таким образом, подводя итог, стоит сделать вывод о том, что взаимодействие органов государственной власти является условием достижения целей государственного управления, требующего комплексного взаимосвязанного функционирования всего аппарата государства. Оно должно быть основано на принципах:
- народовластия;
- приоритета прав и свобод человека и гражданина;
- верховенства Конституции и законности;
- государственной и территориальной целостности РФ;
- единства системы государственной власти;
- сбалансированности полномочий органов власти;
- самостоятельности и ответственности органов государственной власти при осуществлении ими полномочий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог, стоит сделать несколько основных выводов.
Правовое государство в современном мире, представлено, как демократическое государство, где каждый индивид имеет право принимать участие в политической жизни, а также оказывать влияние на осуществление власти. Кроме того, это такое государство, в котором высокоразвито гражданское общество, а индивиды, живущие в нем, обладают высоким уровнем развития культуры, нравственных ценностей, так как обладают возможностью высказывать свое мнение, пропагандировать его
Правовое государство есть ничто иное, как форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. Главной проблемой существования правового государства, на сегодняшний день, является четко отлаженный механизм взаимодействия всех его основных характеристик. Но, при этом, несмотря на то, что Россия провозглашает себя правовым государством, существует множество проблем, связанных не только с полноценной реализацией гражданами своих прав и свобод, но и с наличием неотъемлемой защиты этих прав и свобод, а также проблем, связанных с правовой культурой граждан и некоторых противоречий, имеющих место быть в действующем законодательстве, что говорит о том, что РФ только лишь на пути становления правового государства.
Понятие и сущность гражданского общества можно рассмотреть с двух точек зрения. В соответствии с первой, данная форма организации представляет собой комплекс межличностных отношений, а также социальных институтов. В структуру гражданского общества входят экономика, культура, образование, семья, религия и прочее. В развитии этих взаимоотношений участие государства не предусмотрено. За счет этого комплекса взаимодействий обеспечивается удовлетворение социальными группами и индивидами собственных интересов и потребностей.
Компоненты гражданского общества – институты и формирования – обеспечивают условия для удовлетворения потребностей и реализации интересов коллективов, индивидов, к числу которых следует отнести организации для удовлетворения жизненных потребностей, семью, церковь, политические партии. Они способны оказывать необходимое давление на власть, заставляя ее служить на благо населения. В условиях глобализации мировых экономических отношений актуализируется роль гражданского общества в достижении экономического успеха.
Формирование и развитие гражданского общества неразрывно связано с формированием и развитием государства, причём такого государства, где верховенствует закон и высоко развито правосознание граждан, то есть правовое государство. Вместе с тем гражданское общество и правовое государство находятся в состоянии постоянного «противовеса» друг другу, созидают, но контролируют друг друга, препятствуя одновременно поглощению общества государством и государства обществом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.03.2014) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
3. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
2. Литература
2.1. Научная и учебная литература
1. Авакьян, С.А. Конституционное право и политика [Текст] / С.А. Авакьян. М., 2017. 526 с.
2. Алексеев, С. С. Право. Опыт комплексного исследования [Текст] / С.С. Алексеев. М., 2016. 391 с.
3. Альбова, А.П. История политических и правовых учений [Текст] / А.П. Альбова. М., 2017. 714 с.
4. Гаджиев, Г.А. Правовой статус личности [Текст] / Г.А. Гаджиев. М: Норма, 2017. 332 с.
5. Исаев, М.А. История права и государства [Текст] / М.А. Исаев. М., 2016. 512 с.
6. Клепиков, С.Н. Правовое государство и правовая жизнь общества: монография [Текст] / С.Н. Клепиков. Воронеж, 2017. 211 с.
7. Колоколова, Н.А. История государства и права [Текст] / Н.А. Колоколова. М., 2016. 625 с.
8. Мамут, Л.С. У истоков анархизма. У. Годвин [Текст] / Л.С. Мамут. М: Эксмо, 2016. 314 с.
9. Марченко, М.Н. Теория государства и права [Текст] / М.Н. Марченко. М., 2018. 707 с.
10. Митюков, М.А. Исследование основных особенностей правового государства: актуальные проблемы теории и практики государства и права [Текст] / М.А. Митюков. Казань, 2018. 227 с.
11. Мухаев, Р.Т. Правоведение [Текст] / Р.Т. Мухаев. М., 2016. 210 с.
12. Палазян, А. С. Гражданское общество и правовое государство: вопросы взаимодействия: монография [Текст] / А.С. Палазян. М., 2017. 215 с.
13. Петровский, А.Ю. Правовое государство и правовое общество: замысел и реальность [Текст] / А.Ю. Петровский. М., 2017. 428 с.
14. Протасов, В.Н. Теория государства и права [Текст] / В.Н. Протасов. М., 2018. 566 с.
15. Рассолов, М.М. Теория государства и права [Текст] / М.М. Рассолов. М., 2017. 620 с.
16. Симахина, Р.В. Правовое государство и гражданское общество [Текст] / Р.В. Симахина. М., 2016. 184 с.
17. Юнусов, М.А. Реализация человеком и гражданином в Российской Федерации конституционных прав и свобод, как важнейшее условие законности [Текст] / М.А. Юнусов. Челябинск, 2016. 196 с.
2.2. Периодические издания
18. Арановский, К.В.Разделение властей как условие конституционной демократии [Текст] / К.В. Аркановский // Журнал конституционного правосудия. 2017. № 6. С. 16–21.
19. Байтин, М. И. Особенности Конституции РФ [Текст] / М.И. Байтин // Правоведение. 2017. №3. С. 4.
20. Демидов, А.И. Судьба и идеи правового государства в Российском обществе [Текст] / А.И. Демидов // Правоведение. 2015. № 3. С. 5.
21. Дерябина, Н.П. Общественные объединения, как показатель демократичности власти [Текст] / // Государство и право. 2015. № 21. С. 9.
22. Долгов, Ю.В. Основные идеи Дж. Локка [Текст] / Ю.В. Долгов // Государство и право. 2017. №25. С. 63.
23. Ивановский, А.И. Система сдержек и противовесов [Текст] / А.И. Ивановский // Государство и право. 2017. №36. С. 9.
24. Ишина, Т.К. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ [Текст] // Правовой Вестник. 2018. №15. С. 18-22.
25. Лапаева, В.В. Права и свободы человека и гражданина в РФ [Текст] / В.В. Лапаева // Правовой Вестник. 2017. №15. С. 18-22.
26. Левакин, И. В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода [Текст] // Государство и право. 2017. №1. С. 9.
27. Михайловский, А.Е. Понимание и сущность правового государства [Текст] / А.Е. Михайловский // Государство и право. 2017. №11. С. 33.
28. Прямое действие основных норм и принципов Конституции РФ [Текст] // Законность. 2016. №4. С. 12-14.
29. Развитие идей правового государства [Текст] // Государство и право. 2017. №2. С. 13.
30. Рябев, В.В. К вопросу о перспективах становления гражданского общества современной России [Текст] / В.В. Рябев // Государство и право. 2017. № 47. С. 16.
31. Сиротов, А.Е. Понятие правового государства: современные концепции [Текст] / А.Е. Сиротов // Вестник права. 2017. №5. С. 18.
32. Трошина, О.В. Шарль Монтескье: основные философские идеи [Текст] / О.В. Трошина // Журнал государства и права. 2017. №44. С. 71.
33. Труды Годвина и других анархистов [Текст] // История анархической мысли зарубежных стран. 2015. №16. С. 41.
34. Чепурнова, М.Н. Сущность принципа разделения властей [Текст] / М.Н. Чепрунова // Вестник Московского университета МВД РФ. 2019. №18. С. 14.
-
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.03.2014) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445. ↑
-
Развитие идей правового государства [Текст] // Государство и право. 2017. №2. С. 13. ↑
-
Алексеев, С. С. Право. Опыт комплексного исследования [Текст] / С.С. Алексеев. М., 2016. С. 56. ↑
-
Петровский, А.Ю. Правовое государство и правовое общество: замысел и реальность [Текст] / А.Ю. Петровский. М: Эксмо, 2017. С. 369. ↑
-
Долгов Ю.В. Основные идеи Дж. Локка [Текст] / Ю.В. Долгов // Государство и право. 2017. №25. С. 63. ↑
-
Колоколова Н.А. История государства и права [Текст] / Н.А. Колоколова. М., 2016. С. 256. ↑
-
Трошина, О.В. Шарль Монтескье: основные философские идеи [Текст] / О.В. Трошина // Журнал государства и права. 2017. №44. С. 71. ↑
-
Ивановский, А.И. Система сдержек и противовесов [Текст] / А.И. Ивановский // Государство и право. 2017. №36. С. 9. ↑
-
Альбова, А.П. История политических и правовых учений [Текст] / А.П. Альбова. М., 2017. С. 81. ↑
-
Труды Годвина и других анархистов [Текст] // История анархической мысли зарубежных стран. 2015. №16. С. 41. ↑
-
Мамут, Л.С. У истоков анархизма. У. Годвин [Текст] / Л.С. Мамут. М: Эксмо, 2016. С.229. ↑
-
Марченко, М.Н. Теория государства и права [Текст] / М.Н. Марченко . М., 2018. С. 174. ↑
-
Михайловский, А.Е. Понимание и сущность правового государства [Текст] / А.Е. Михайловский // Государство и право. 2017. №11. С. 33. ↑
-
Сиротов, А.Е. Понятие правового государства: современные концепции [Текст] / А.Е. Сиротов // Вестник права. 2017. №5. С. 18. ↑
-
Демидов, А.И. Судьба и идеи правового государства в Российском обществе [Текст] / А.И. Демидов // Правоведение. 2015. № 3. С. 5. ↑
-
Симахина, Р.В. Правовое государство и гражданское общество [Текст] / Р.В. Симахина. М., 2016. С. 26. ↑
-
Митюков, М.А. Исследование основных особенностей правового государства: актуальные проблемы теории и практики государства и права [Текст] / М.А. Митюков. Казань, 2018. С.73. ↑
-
Рассолов, М.М. Теория государства и права [Текст] / М.М. Рассолов. М., 2017. С. 183. ↑
-
Митюков, М.А. Исследование основных особенностей правового государства: актуальные проблемы теории и практики государства и права [Текст] / М.А. Митюков. Казань, 2018. С.73. ↑
-
Байтин, М. И. Особенности Конституции РФ [Текст] / М.И. Байтин // Правоведение. 2017. №3. С. 4. ↑
-
Юнусов, М.А. Реализация человеком и гражданином в Российской Федерации конституционных прав и свобод, как важнейшее условие законности [Текст] / М.А. Юнусов. Челябинск, 2016. С. 110. ↑
-
Гаджиев, Г.А. Правовой статус личности [Текст] / Г.А. Гаджиев. М: Норма, 2017. С. 110. ↑
-
Марченко, М.Н. Теория государства и права [Текст] / М.Н. Марченко. – М., 2018. – С. 216. ↑
-
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.03.2014) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445. ↑
-
Протасов, В.Н. Теория государства и права [Текст] / В.Н. Протасов. М., 2018. С. 229. ↑
-
Лапаева, В.В. Права и свободы человека и гражданина в РФ [Текст] / В.В. Лапаева // Правовой Вестник. 2017. №15. С. 18-22. ↑
-
Прямое действие основных норм и принципов Конституции РФ [Текст] // Законность. 2016. №4. С. 12-14. ↑
-
Левакин, И. В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода [Текст] // Государство и право. 2017. №1. С. 9. ↑
-
Ишина, Т.К. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ [Текст] // Правовой Вестник. 2018. №15. С. 18-22. ↑
-
Рябев, В.В. К вопросу о перспективах становления гражданского общества современной России [Текст] / В.В. Рябев // Государство и право. 2017. № 47. С. 16. ↑
-
Мухаев, Р.Т. Правоведение [Текст] / Р.Т. Мухаев. М., 2016. С. 148. ↑
-
Клепиков, С.Н. Правовое государство и правовая жизнь общества: монография [Текст] / С.Н. Клепиков. Воронеж, 2017. С. 41. ↑
-
Исаев, М.А. История права и государства [Текст] / М.А. Исаев. М., 2016. С. 247. ↑
-
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.03.2014) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445. ↑
-
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930. ↑
-
Дерябина, Н.П. Общественные объединения, как показатель демократичности власти [Текст] / // Государство и право. 2015. № 21. С. 9. ↑
-
Палазян, А. С. Гражданское общество и правовое государство: вопросы взаимодействия: монография [Текст] / А.С. Палазян. М., 2017. С. 216. ↑
-
Федеральный закон от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465. ↑
-
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.03.2014) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445. ↑
-
Арановский, К.В.Разделение властей как условие конституционной демократии [Текст] / К.В. Аркановский // Журнал конституционного правосудия. 2017. № 6. С. 16–21. ↑
-
Авакьян, С.А. Конституционное право и политика [Текст] / С.А. Авакьян. М., 2017. С. 41. ↑
-
Чепурнова, М.Н. Сущность принципа разделения властей [Текст] / М.Н. Чепрунова // Вестник Московского университета МВД РФ. 2019. №18. С. 14. ↑