Файл: нализ влияния факторов внешней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 2
Подводя итог, хотелось бы отметить, что указанные факторы являются самыми критичными для предприятия, так как способны оказать существенное влияние на величину полученной прибыли и занимаемую долю рынка.
Ключевые факторы успеха в отрасли представлены в табл.6.
Таблица 6
Ключевые факторы успеха в отрасли
Факторы |
Влияние на рынок в 2018г. |
Влияние на рынок в 2019г. |
Влияние на рынок в долгосрочной перспективе |
Доходы населения |
|||
Цены |
|||
Стоимость производства |
|||
Потребительские настроения |
|||
Стимулирование спроса |
|||
Модельный ряд и стратегия брендов |
|||
Развитие инфраструктуры |
|||
Общее состояние экономики |
|||
Демография |
Определим степень влияния движущих сил на отрасль (табл.7). Влияние фактора будет выражаться от 0 до 1.
Таблица 7
Определение степени влияния движущих сил на отрасль
Движущие силы |
Тип влияния |
Степень влияния |
Оценка воплощения |
Персонал |
0,7 |
0,8 |
0,56 |
Производство |
0,7 |
0,7 |
0,49 |
Сбыт |
0,6 |
0,7 |
0,42 |
Реклама |
0,7 |
0,8 |
0,56 |
Прямые конкуренты |
1 |
1 |
1 |
Потребители |
1 |
1 |
1 |
Поставщики |
0,7 |
0,8 |
0,56 |
Товар - заменить |
0,6 |
0,7 |
0,42 |
Потенциальные конкуренты |
0,6 |
0,6 |
0,36 |
Таким образом, наибольшее влияние оказывают потребители и прямые конкуренты. Они набрали максимальное количество балов 1.
Макроокружение оказывает непосредственное воздействие на маркетинговую деятельность предприятия. SWOT - анализ представляет собой необходимый элемент исследования. На основе проведенного анализа внешней и внутренней среды получили следующий список возможностей и угроз, а так же сильных и слабых сторон таблица 8.
Таблица 8
SWOT-анализ компании ООО «Полимер»
Сильные стороны - S
7. Персонал с высокой квалификацией 8. Эффективность системы управления 9.Осуществление внутреннего контроля и управления рисками 10. Известный лидер рынка 11.Выдающаяся компетентность 12.Проверенный временем менеджмент 13. Наличие инновационных способностей и возможности их реализации 14.Добросовестный партнер |
Слабые стороны - W 1.В квалифицированных кадрах ощущение недостатка 2.Нужно совершенствование системы обучения персонала 3. Зависимость от импортных поставок 4.Отсутствие некоторых типов ключевой классификации и компетентности |
|
Внешние возможности - O 1. Новые рынки сбыта 2. Частота использования товаров существующих потребителей, сумма покупки 3. Зарубежный опыт, технологии, комплектующие 4. Новый товар/услуга 5. Новая потребность потребителя 6. Рост покупательской способности 7.Выход крупных игроков с рынка и прочее улучшение конкурентной среды для компании |
SO – стратегии 1.Предоставление качественных товаров/услуг населению и расширение доли рынка 2.Благодаря высококвалифицированному персоналу есть возможность использовать зарубежный опыт и технологии |
WO - стратегии 1.С помощью привлечения инвестиций можно устранить недостаток собственных оборотных средств 2.Использование зарубежного опыта для увеличения профессиональных кадров 3. Повышение квалификации сотрудников и набор новых |
Внешние угрозы - T
5.Снижение платежеспособности населения 6. Рост продаж замещаемого товара 7.Замедление роста рынка 8.Возрастающее конкурентное давление 9.Неблагоприятные демографические изменения |
ST –стратегии 1.Предоставление выгодных расценок во избежание появления конкурентов и наращивания доли постоянных клиентов 2. Применение инновационных идей персонала и выпуск нового вида продукции (усовершенствование действующей) 3.Разработка и реализация маркетинговой коммуникации для завоевания конкурентных преимуществ |
WT – стратегии 1.Обучение персонала и предотвращение неисполнения обязательств с контрагентами 2.Выработка ценовой политики приемлемой для клиентов |
Проведенный SWOT- анализ позволяет сделать вывод о том, что самой сильной угрозой является влияние кризиса. Компания не может нивелировать ею, но ей следует сосредоточиться на активном привлечении и продвижении потребителей, которые пострадали от кризиса менее всего.
На предприятии анализом внешней среды занимается служба маркетинга. В отделе маркетинга работает 3 человека. Основные функциональные обязанности Начальника отдела отображены на рис. 7. Также в этом отделе работают 2 маркетолога.
Рисунок 7 - Функциональная оргструктура управления маркетингом
Основными задачами маркетингового отдела предприятия ООО "Полимер" являются:
• Постоянный мониторинг рынка и анализ всей внешней среды с целью определения возможных направлений развития предприятия в перспективе.
• Организация постоянного сбора, хранения и обработки данных о покупателях с целью выявления тенденций развития рынка и прогнозирования объема продаж в зависимости от состояния внешней среды и возможностей предприятия.
• Определение номенклатуры товаров для производства, которые найдут сбыт на рынке, а также потребительных свойств этих товаров.
• Разработка товаров рыночной новизны.
• Определение наступления стадии спада по морально устаревшим товарам и разработка рекомендаций по их выведению с рынка.
• Разработка рыночных стратегий развития предприятия и планов конкретных действий по продвижению товаров на рынок.
• Контроль осуществления технологических процессов и их корректировка в случае выявления отклонений, обеспечивающих снижение качества выпускаемой продукции и, как следствие, трудности сбыта.
• Создание систем внешних коммуникаций, проведение рекламных кампаний, организация связей с общественностью (паблик рилейшинз).
• Разработка мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта и рекомендаций по их выполнению.
• Участие в создании и развитии миссии фирмы (предприятия), формирование и поддержание на высоком уровне ее имиджа.
Одной из главных проблем отдела является отсутствие необходимого количества сотрудников. Два маркетолога отвечают за все участки работы, нет разграничения по направлениям (управление товарными потоками, стимулирование сбыта, маркетинговое планирование и контроль, маркетинговые исследования). Соответственно это большой объем информации, которую не всегда в силах обработать сотрудники и соответственно они что-то могут упустить.
Второй проблемой является недостаточное финансирование рекламной деятельности. Практически нигде предприятие не размещает рекламу своей продукции. Они работают на рекомендациях уже постоянных клиентов. На сегодняшний день реклама – это один из самых действенных методов стимулирования сбыта.
2.3. Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия под воздействием факторов внешней среды
Предприятию ООО «Полимер» можно предложить следующие рекомендации по совершенствование деятельности предприятия:
1. Придерживаться стратегии осуществления связей с общественностью.
Данная стратегия подразумевает, прежде всего, создание и распространение печатных рекламно-информационных материалов. Практикуемые и планируемые на будущее виды изданий: каталоги, проспекты, буклеты, листовки, плакаты-постеры. Размещение рекламы на телевиденье и в интернете.
2. Придерживаться стратегии продвижения товара. Предприятию необходимо продвигать продукт с нескольких направлений:
- продвигать продукцию среди конечных потребителей, как частных лиц, так и юридических компаний;
- информировать о преимуществе своей продукции.
3. Дополнительно нанять еще хотя бы одного сотрудника в отдел маркетинга. Это даст возможность улучшить качество работы отдела в целом и снизить количество ошибок.
С целью недопущения потери занимаемой доли рынка необходимо:
- использовать новые смелые стратегии или внедрять новшества;
- проводить новую ценовую политику или маркетинговые мероприятия, к примеру: развитие и усовершенствование рекламного бренда услуг предприятия; применение системы бонусов, при реализации услуг предприятия; улучшать технологию обслуживания клиентов (гостеприимство).
- путем разработки оперативных бюджетов усилить финансовый контроль и контроль их исполнения;
- выход на новые рынки сбыта.
Основные принципы, которые должны быть заложены в работе отдела маркетинга предприятия, таковы:
- служба маркетинга существует в виде самостоятельного подразделения (департамент);
- служба маркетинга имеет в своем составе группы (отделы), которые планируют, организуют и контролируют выполнение определенных маркетинговых функций компании;
- в процессе своей деятельности службе маркетинга в специальном (функциональном) отношении подчиняются соответствующие подразделения компании; т.е. служба маркетинга выполняет роль своеобразного «интеллектуального штаба» компании.
Необходимо учитывать, что нарастание кризисных явлений в экономике может непосредственным образом сказаться на деятельности предприятия. Развитие негативных тенденций может привести к отказу от реализации намеченных инвестиционных программ в связи с возможным сокращением объемов кредитования банковским сектором, уменьшению объемов производства в связи с сокращением спроса на продукцию.
В результате, это может привести к существенному снижение всех финансово-экономических показателей и сокращению деятельности предприятия.
Необходимо совершенствовать процесс управления рисками, своевременно выявлять их, ставить на учет и создавать основу для принятия управленческих решений, направленных на снижение общего профиля риска.
ООО «Полимер» можно считать лучшим по качеству предоставления продукции в сравнении с другими предприятиями, но он является и не дешевым, что может негативным образом сказаться в будущем времени на его деятельности, так как конкуренты, у которых более низкие цены на продукцию могут переманить клиентов предприятия. Это незамедлительно отобразится на получаемых доходах компании и на занимаемой доле рынка. Пленка «барьерная» может стать хорошим решением завоевания конкурентных преимуществ.
Таблица 9
Определение приоритетности каналов коммуникации
Цель рекламной кампании |
Приоритетность каналов коммуникации |
Создать о бренде и новом продукте высокий уровень осведомленности |
масс-медиа (ТВ, пресса, радио) + реклама в транспорте, рекламные щиты |
С потребителем осуществить укрепление взаимоотношениц, сформировать лояльность |
медиа прямого контакта – интернет |
Превратить потребителей знающих в покупателей реальных |
Печатные материалы, сувениры, акции, события с конкурсами и т.д. |
Так как при использовании узкого количества каналов достигается низкий % охвата аудитории и не обеспечивается достижение целей продвижения, то в качестве стратегии медиа-микса мы выбираем подход медиа дифференциации, который означает, что компания при продвижении товара использует широкое количество медиа-каналов.
Наиболее интересны будут следующие виды рекламы и оповещения в 2020г.: печать в профильных изданиях, периодическая печать, наружная реклама, Интернет-продвижение.