Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2440
Скачиваний: 51
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Для достижения цели необходимо решить задачи:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Виды прав социального обеспечения и проблемы их реализации
Правовое регулирование защиты прав граждан в области социального обеспечения
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРАКТИКА ИХ
Способы социальной защиты населения
Пути повышения эффективности защиты прав граждан в сфере социального обеспечения
отношения в сфере социального обеспечения.
Право на социальное обеспечение, равно как и любое иное право гражданина, действенно, когда оно обеспечено возможностью его защиты. Многочисленные обращения получателей социальных выплат и услуг в различные государственные органы свидетельствуют об актуальности изучения темы защиты прав российских граждан на социальное обеспечение. К примеру,
Пенсионным Фондом Российской Федерации назначается социальная пенсия по инвалидности (инвалидам 1, 2 и 3 группы, в том числе инвалидам с детства) [31]. Специалист в области теории права С.С. Алексеев защиту права охарактеризовал как государственно-принудительную деятельность, направленную на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности. Приведенное определение защиты права взаимоувязано с понятием юридической ответственности, основным элементом которой, также является использование государственно-принудительного механизма со стороны государства для восстановления нарушенного права, хотя, на первый взгляд, их определения не дают оснований для такого утверждения. Так, В.Н. Хропанюк видит юридическую ответственность для правонарушителя в применении к нему санкций правовых норм, указанных в них определенных мер ответственности. И.Н. Сенякин обращает внимание на то, что при юридической ответственности из правонарушения возникает правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать
соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.
Материальные отношения возникают в связи с предоставлением гражданам отдельных видов обеспечения:
В научной литературе есть много определений социальной защиты. По моему мнению, универсальном, подтверждающем отсутствие тождественности между защитой права на социальное обеспечение и социальной защитой: это – меры защиты граждан, предусмотренные нормами различных отраслей права и реализуемые посредством форм и способов, предусмотренных международным
и национальным законодательством о защите основных прав граждан. В науке трудового права было предложено «под защитой прав понимать деятельность по реализации мер, направленных на восстановление нарушенного права и устранение препятствий к осуществлению субъективных прав [27, с. 84].
Наиболее приемлемым представляется определение А.А. Сапфировой, которая говоря о трудовых правах и законных интересах граждан, предлагает под их защитой понимать правомерную деятельность, содержание которой составляет реализация предусмотренных законом правовых способов и средств, обеспечивающих пресечение нарушений трудовых прав и законных интересов, их восстановление или устранение препятствий в реализации. Это определение подходит и к защите права на социальное обеспечение, которую часто путают с социальной защитой. Понятие «социальная защита» – довольно широкое понятие, что вытекает уже
из ч. 1 ст. 72 Конституции РФ» [18, с. 121].
Защита права, в том числе права на социальное обеспечение, представляет собой один из вариантов реализации права в весьма специфичной форме. Защита осуществляется посредством правомерной деятельности компетентных органов, прежде всего, государственных либо негосударственных, направленной на восстановление нарушенного права и устранение препятствий к его осуществлению. Формы и способы защиты устанавливаются отраслевым законодательством РФ (например, гражданским, жилищным, трудовым и др.).
На современном этапе развития общества и государства права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в федеральных законах, регулирующих пенсионное обеспечение. Перечислю основные из них: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, вступ. в силу с 01.01.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» включает в себя основания для предоставления трудовой пенсии, порядок установления и порядок выплаты трудовых пенсий; Федеральный закон от 15.12.2001 № 166- ФЗ (ред. от 27.12.2018 № 536-ФЗ) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и др. Немало важно, что существует
значительное количество федеральных законов, регулирующих обеспечение граждан социальными пособиями и страховыми выплатами, например, Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (от 11.12.2018 № 461-ФЗ, с изм. от 11.10.2016 № 19-
П) «О занятости населения в Российской Федерации. Действует ряд федеральных законов, закрепляющих
отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения [12, с. 12].
Подзаконными актами являются нормативные постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения. В свою очередь, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ, например, Постановление Правительства РФ от 08.04.1999 № 393 (с изм. от 26.11.2003) «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами». В источниках права социального обеспечения постановления Правительства РФ занимают наибольшую группу подзаконных нормативных правовых актов.
Отдельную группу подзаконных нормативно-правовых актов по социальному обеспечению составляют акты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, так как оно осуществляет общее руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства [24, с. 510]. Приказы Министерства труда и социальной защиты издаются с целью регулирования сферы правоприменения законодательства в области трудовых отношений и социальных прав граждан, а также толкования по отдельным вопросам социального обеспечения.
В каждом субъекте Российской Федерации существует собственная нормативная база социального обеспечения граждан. Например, в Белгородской
области действует Социальный кодекс [11], закон Белгородской
области от 05.12.2014 № 321 (с изм. от 24.09.2018) «О регулировании отдельных вопросов организации социального обслуживания в Белгородской области».
Особое внимание сфере защиты социальных прав граждан уделяется в муниципальных и локальных нормативных актах как источниках права социального обеспечения. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы социальной защиты населения конкретных муниципальных образований. Принятые муниципальные правовые акты органами местного самоуправления должны быть исполнены на территории всего муниципального образования. Приведу пример муниципального правового акта на основе закона Белгородской области от 05.12.2014 № 321 (с изм. От 24.09.2018) «О регулировании отдельных вопросов организации социального обслуживания в Белгородской области». Таким образом, задача муниципальных и локальных нормативных актов – поднять на более высокий уровень реальную социальную защиту граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.
Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что под правом в области социального обеспечения понимается совокупность законодательных актов, реализующих социально значимые нужды граждан и препятствующих возникновению нарушающих права факторов.
Право на социальное обеспечение, равно как и любое иное право гражданина, действенно, когда оно обеспечено возможностью его защиты. Многочисленные обращения получателей социальных выплат и услуг в различные государственные органы свидетельствуют об актуальности изучения темы защиты прав российских граждан на социальное обеспечение. К примеру,
Пенсионным Фондом Российской Федерации назначается социальная пенсия по инвалидности (инвалидам 1, 2 и 3 группы, в том числе инвалидам с детства) [31]. Специалист в области теории права С.С. Алексеев защиту права охарактеризовал как государственно-принудительную деятельность, направленную на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности. Приведенное определение защиты права взаимоувязано с понятием юридической ответственности, основным элементом которой, также является использование государственно-принудительного механизма со стороны государства для восстановления нарушенного права, хотя, на первый взгляд, их определения не дают оснований для такого утверждения. Так, В.Н. Хропанюк видит юридическую ответственность для правонарушителя в применении к нему санкций правовых норм, указанных в них определенных мер ответственности. И.Н. Сенякин обращает внимание на то, что при юридической ответственности из правонарушения возникает правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать
соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.
Материальные отношения возникают в связи с предоставлением гражданам отдельных видов обеспечения:
-
пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями; -
по поводу компенсаций, по поводу; -
различных форм социального обслуживания в виде натуральных услуг, либо в виде льгот.
В научной литературе есть много определений социальной защиты. По моему мнению, универсальном, подтверждающем отсутствие тождественности между защитой права на социальное обеспечение и социальной защитой: это – меры защиты граждан, предусмотренные нормами различных отраслей права и реализуемые посредством форм и способов, предусмотренных международным
и национальным законодательством о защите основных прав граждан. В науке трудового права было предложено «под защитой прав понимать деятельность по реализации мер, направленных на восстановление нарушенного права и устранение препятствий к осуществлению субъективных прав [27, с. 84].
Наиболее приемлемым представляется определение А.А. Сапфировой, которая говоря о трудовых правах и законных интересах граждан, предлагает под их защитой понимать правомерную деятельность, содержание которой составляет реализация предусмотренных законом правовых способов и средств, обеспечивающих пресечение нарушений трудовых прав и законных интересов, их восстановление или устранение препятствий в реализации. Это определение подходит и к защите права на социальное обеспечение, которую часто путают с социальной защитой. Понятие «социальная защита» – довольно широкое понятие, что вытекает уже
из ч. 1 ст. 72 Конституции РФ» [18, с. 121].
Защита права, в том числе права на социальное обеспечение, представляет собой один из вариантов реализации права в весьма специфичной форме. Защита осуществляется посредством правомерной деятельности компетентных органов, прежде всего, государственных либо негосударственных, направленной на восстановление нарушенного права и устранение препятствий к его осуществлению. Формы и способы защиты устанавливаются отраслевым законодательством РФ (например, гражданским, жилищным, трудовым и др.).
На современном этапе развития общества и государства права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в федеральных законах, регулирующих пенсионное обеспечение. Перечислю основные из них: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, вступ. в силу с 01.01.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» включает в себя основания для предоставления трудовой пенсии, порядок установления и порядок выплаты трудовых пенсий; Федеральный закон от 15.12.2001 № 166- ФЗ (ред. от 27.12.2018 № 536-ФЗ) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и др. Немало важно, что существует
значительное количество федеральных законов, регулирующих обеспечение граждан социальными пособиями и страховыми выплатами, например, Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (от 11.12.2018 № 461-ФЗ, с изм. от 11.10.2016 № 19-
П) «О занятости населения в Российской Федерации. Действует ряд федеральных законов, закрепляющих
отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения [12, с. 12].
Подзаконными актами являются нормативные постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения. В свою очередь, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ, например, Постановление Правительства РФ от 08.04.1999 № 393 (с изм. от 26.11.2003) «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами». В источниках права социального обеспечения постановления Правительства РФ занимают наибольшую группу подзаконных нормативных правовых актов.
Отдельную группу подзаконных нормативно-правовых актов по социальному обеспечению составляют акты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, так как оно осуществляет общее руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства [24, с. 510]. Приказы Министерства труда и социальной защиты издаются с целью регулирования сферы правоприменения законодательства в области трудовых отношений и социальных прав граждан, а также толкования по отдельным вопросам социального обеспечения.
В каждом субъекте Российской Федерации существует собственная нормативная база социального обеспечения граждан. Например, в Белгородской
области действует Социальный кодекс [11], закон Белгородской
области от 05.12.2014 № 321 (с изм. от 24.09.2018) «О регулировании отдельных вопросов организации социального обслуживания в Белгородской области».
Особое внимание сфере защиты социальных прав граждан уделяется в муниципальных и локальных нормативных актах как источниках права социального обеспечения. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы социальной защиты населения конкретных муниципальных образований. Принятые муниципальные правовые акты органами местного самоуправления должны быть исполнены на территории всего муниципального образования. Приведу пример муниципального правового акта на основе закона Белгородской области от 05.12.2014 № 321 (с изм. От 24.09.2018) «О регулировании отдельных вопросов организации социального обслуживания в Белгородской области». Таким образом, задача муниципальных и локальных нормативных актов – поднять на более высокий уровень реальную социальную защиту граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.
Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что под правом в области социального обеспечения понимается совокупность законодательных актов, реализующих социально значимые нужды граждан и препятствующих возникновению нарушающих права факторов.