Файл: Творческая работа 3адание Составьте подборку упражнений способствующих развитию грамматического строя речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 454

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Осложнения


Без целенаправленного обучения дети с ОНР 2 уровня испытывают выраженные трудности в освоении школьной программы. На фоне недоразвития языковых компонентов формируются специфические расстройства школьных навыков - аграмматическая дисграфия и дислексия. Вследствие плохого владения фразовой речью ребенок не может полноценно общаться со сверстниками и утвердиться в детском коллективе. Дети с ограниченной речевой активностью осознают и тяжело переживают свой дефект, что негативно отражается на их личностном и психическом развитии. Несмотря на первичную сохранность интеллекта, при отсутствии своевременной коррекции ОНР может возникнуть пограничная интеллектуальная недостаточность.

Диагностика


Логопедическое обследование включает изучение медицинского анамнеза, оценку состояния всех компонентов устной речи. На первой встрече с ребенком и родителями логопеду необходимо выяснить вероятные причины речевого недоразвития, степень понимания и владения ребенком речью, особенности моторного и психического развития. Диагностика устной речи включает изучение уровня сформированности:

  • Связной речи. Ребенка просят пересказать прослушанный текст, составить рассказ по наглядным пособиям, ответить на вопросы. При этом выявляются семантические и синтаксические ошибки, неправильный порядок и связь слов в предложении, нарушение логики и последовательности изложения. Даже с помощью наводящих вопросов, подсказок логопеда ребенок не способен точно передать содержание рассказа.

  • Лексико- грамматических процессов. При выполнении заданий заметны трудности в подборе нужных слов, незнание геометрических формы, цветов, обобщающих категорий, синонимов и антонимов. Одним и тем же аморфным словом ребенок может обозначать целый ряд предметов, близких по назначению или функции. Фраза строится аграмматично, с нарушениями согласования, неправильным изменением слов по числам и падежам. Слоговой структуры и фонетико-фонематических процессов. Сложные по звуконаполняемости и слоговому составу слова произносятся искаженно. Количество слогов сокращается до двух-трех. Высказывания малопонятны из-за множественных дефектов звукопроизношения. У детей с ОНР 2 уровня может быть нарушено до 15-20 звуков практически всех групп. Задания на звуковой анализ и синтез ребенку недоступны.


Второй уровень развития речи дифференцируют с другими степенями речевой недостаточности (ОНР 1 и ОНР 3 уровня), а также тугоухостью, системным недоразвитием речи при ЗПР и олигофрении. При проведении диагностики важно понять, какая именно речевая патология лежит в основе ОНР – от этого будут зависеть формы и приемы коррекционного процесса.

Коррекция ОНР 2 уровня


Логопедическая работа должна строиться в тесном контакте с медицинскими специалистами: педиатром, детским неврологом, челюстно-лицевым хирургом, реабилитологом. В связи с основным неврологическим нарушением ребенок должен получать курсы медикаментозной терапии, лечебного массажа, физиотерапии. При открытой ринолалии выполняется хирургическая коррекция деформаций лица («волчьей пасти», «заячьей губы»). С 3-4 летнего возраста дети зачисляются в логопедическую группу ДОУ на 3 года обучения. За это время речь ребенка должна стать грамматически и фонетически правильной и приблизиться к возрастной норме. Содержание работы включает:

  • Активизацию и наращивания словаря. В соответствии с программой изучаются лексические темы, проводятся предметные и ролевые игры, ставятся инсценировки. Ребенка учат называть предметы, признаки и действия, понимать обобщающие слова, пространственные взаимоотношения между предметами.

  • Развитие лексико-грамматических средств. В рамках направления ведется работа по выработке навыков словообразования, словоизменения, усвоению таких грамматических категорий, как число, падеж, род. К концу обучения ребенок должен безошибочно употреблять порядковые числительные, слова в родительном, дательном и творительном падежах, грамматически правильно отвечать на вопросы «куда?», «где?», «чей?», «сколько?» и др.

  • Формирование фразовой и связной речи. Закрепляются навыки построения простых предложений, формируются умения составления коротких рассказов. С ребенком разучиваются потешки и двустишья. Его учат адекватно и полно отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно их формулировать.

  • Совершенствование произносительных умений. На начальном этапе осуществляется работа над различением неречевых и речевых звуков, развитием артикуляции. При дизартрии, ринолалии показан логопедический массаж. После уточнения правильности произношения сохранных фонем начинается работа над постановкой звуков в той последовательности, в которой они появляются в онтогенезе. Автоматизация и дифференциация проводится по общепринятым правилам.

Прогноз и профилактика


В большинстве случаев речевой прогноз при ОНР 2 уровня благоприятный. В процессе коррекционного обучения происходит постепенное расширение вербальной активности и повышение уровня развития речи. При переходе в начальную школу дети должны продолжать заниматься на школьном логопункте, т. к. они составляют группу риска по формированию нарушений письма и чтения. Первичная профилактика ОНР заключается в предупреждении ранних повреждений речевых центров и органов, приводящих к тяжелой логопатологии. С целью предотвращения учебных трудностей и отставания в когнитивном развитии необходимо своевременное выявление тяжелых речевых дефектов и их коррекция.

Задание 5. Разработать конспект обследование ребёнка с ФФН (конспект).

Тема: Сказка о весёлом Язычке. Звуки [А], [У].

Цели:

- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

- развивать артикуляционную моторику;

- учить детей выделять гласный звук из ряда звуков;

  обозначать звуки [А], [У] картинками-символами (по Т.А. Ткаченко);

- вырабатывать направленную воздушную струю;

- развивать голосовые модуляции;

- развивать мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Кукла – мальчик-Язычок, зеркала  по количеству детей, демонстрационные и раздаточные (на каждого ребёнка) картинки–символы звуков [А], [У], салфетки, магнитофон, диски Каплуновой И.Н., Новоскольцевой И.А. для детей средней возрастной группы.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто пришёл сегодня к нам на занятие (показ игрушки)?

Дети: Мальчик-Язычок.

Логопед: Сегодня я расскажу вам сказку о весёлом Язычке. А вы мне будете помогать. Садитесь на стульчики, спинка ровная. Пододвиньте к себе зеркала, руки положите на колени, внимательно слушайте.

II. Основная часть

Логопед: Жил-был мальчик Язычок. Жил он в своём домике, он назывался …

Дети: Ротик.

Логопед: Открыл Язычок в домике окошко.

(Дети широко открывают рот –  «Окошко»)

Логопед: Посмотрите на свой рот в зеркале. Открыли окошко (удерживают позу несколько секунд), закрыли (повторить два раза).


Логопед: Выглянул Язычок из домика, спрятался.

(Дети высовывают язык изо рта, потом убирают; повторяют несколько раз, контролируют выполнение упражнения в зеркале).

Логопед: Погода хорошая, решил Язычок погреться на солнышке.

(Дети выполняют  «Лопатка», удерживают позу под счёт логопеда до 5).

Логопед: Посмотрите на свой язычок, какой он широкий, как спокойно лежит на нижней губе.

Логопед: Сел Язычок на свою лошадку и поскакал на прогулку.

(Дети выполняют  «Лошадка», сопровождая его движениями пальцев по столу – лошадка скачет).

Пальчиковая игра «Лошадка»

По дорожке ровной гладкой

Скачут пальцы как лошадки.

Логопед: Скакал Язычок, скакал и прискакал на полянку. А там домик стоит.

Пальчиковая игра «Домик»

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

Логопед: А в этом домике жила бабушка. Она варила очень вкусное варенье. Съел Язычок варенье и стал облизывать верхнюю губу.

(Дети выполняют  «Вкусное варенье», контролируют выполнение в зеркале).

Логопед: Во дворе у бабушки стояли качели. Качели качались вверх – вниз.

(Дети вместе с логопедом поднимают, а затем опускают правую ладошку).

Логопед: Захотел Язычок покачаться на качелях.

(Дети выполняют  «Качели» - движение языка вместе с движением ладони – вверх, вниз, смотрят на свой язычок в зеркале).

Логопед: Наелся Язычок, накачался на качелях. Сказал бабушке …

(Дети: Спасибо. До свидания.)

Логопед: Сел на лошадку и поскакал дальше.

(Дети выполняют  «Лошадка»).

Логопед: Прискакал Язычок на полянку. Вся полянка была засыпана снегом. Захотел Язычок поиграть. А вы хотите поиграть?

(Дети: Да!)

Динамическая пауза

«Снежинки»

Вот пришла к нам зима,

Кружатся пушинки,

На кусты, на дома

Падают снежинки.

Землю побелили,

Замели тропинки,

Все поля укрыли

Белые снежинки.

(Дети выполняют движения по показу логопеда под музыку).

Дыхательные упражнения:

Логопед: Мне на ладошку упала снежинка. Протяните свои ладошки, поймайте снежинки. Подуйте на свою снежинку.

(Дети вытягивают губы трубочкой и дуют на воображаемую снежинку).

Логопед: Поиграли со снежинкой. Замёрзли ручки! Давайте их погреем.

(Дети, глядя на логопеда, трут ладошки рук, дышат поочерёдно на каждую руку: Х – Х – Х – Х).


Логопед: А чтобы совсем согреться будем лепить снежную крепость.

Двигательное  (со сменой темпа музыки)

(Дети идут по кругу друг за другом, затем останавливаются, «катают» комки, «лепят» снежки и бросают).

Логопед: Покажите, какие снежки вы умеете лепить.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой комок слепили.

Круглый,

Крепкий,

Очень гладкий

И совсем, совсем несладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним

И сломаем!

Загибают пальцы в кулачок.

«Лепят» комок.

«Рисуют» руками круг.

«Замок»

Гладят одной рукой другую.

Грозят пальцем.

Поднимают руки вверх.

Прижимают руки к груди.

Опускают руки вниз.

Топают ногой.

Координация речи с движением «Комок»

Логопед: Наигрался Язычок, сел на лошадку и поскакал дальше.

(Дети садятся за столы, выполняют  «Лошадка»).

Логопед: Прискакал Язычок в гости к звукам–песенкам. Отгадайте, какие там жили звуки. Смотрите внимательно на мои губы, какой звук я хочу спеть?

(Логопед беззвучно артикулирует гласные звуки. Дети произносят их.)

Логопед: Какой это звук?

(Логопед показывает символ звука [А].

(Дети произносят звук).

Логопед показывает символ звука [У].

(Дети произносят звук).

Логопед: Звук [А] можно спеть по-разному:

как Аня плачет: А-А-А;

покажем доктору горлышко: А-А-А (протяжно);

девочка уколола пальчик: А- -А- -А (отрывисто);

Мишка поёт: А-А-А (низким голосом);

Зайка поёт: А-А-А (высоким голосом).

Логопед: Звуки-песенки хотят с нами поиграть. Положите перед собой карточки (символы звуков [А], [У]). Я произнесу звук, а вы покажите нужную карточку.

(Логопед произносит гласные звуки [А], [У]. Дети поднимают соответствующие карточки-символы).

Логопед: Молодцы! Поиграл Язычок со звуками-песенками, сказал им…

(Дети: До свидания). И поскакал на лошадке домой.

(Дети выполняют  «Лошадка»).

Логопед: Прискакал Язычок домой. Он очень устал, лёг Язычок на кроватку и заснул. Откройте рот, покажите, как ваш язычок лежит спокойно во рту, за зубками.

(Дети открывают рот, смотрят на свои языки в зеркала).

III. Итог

Логопед: Вот и закончилась сказка. Ребята, вам она понравилась?