Файл: Детскородительское общение как фактор гармоничного воспитания ребенка в семье.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методика «Рисунок семьи»

Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.

Целью выявление особенностей внутрисемейных отношений. На основе выполнения изображения, ответов на вопросы необходимо оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Для исследования необходимы: лист белой бумаги формата А4, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут) [16].

При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После того, как ребенок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задают следующие вопросы:

Скажи, кто тут нарисован?

1. Где они находятся?

2. Что они делают? Кто это придумал?

3. Им весело или скучно? Почему?

4. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

5. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что склонен делать не каждый ребенок. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:

- чувства к отдельным членам семьи;

- почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло);

- что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.) При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы, например:

- Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?

- Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?

- Кого мама позовет идти с собой? - и т. п.

Схема обработки теста [см. Приложение В]. При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок.


Для эффективного общения и взаимопонимания между родителем и ребенком, необходимо помнить о том, что нужно:

- Чаще улыбаться;

- общаться с детьми не меньше 3 часов в сутки;

- радоваться успехам ребенка;

- не раздражаться в момент его временных неудач;

- терпеливо, с интересом слушать рассказы ребенка о событиях в его жизни;

- необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации;

- создавать в семье атмосферу радости, любви и уважения [17].

2.2 Организация и изучение детско-родительского общения как фактор гармоничного воспитания


Эмоциональное состояние родителей остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. В семьях с ненормальными отношениями супругов более чем в два раза чаще встречаются дети с аномалиями психики. У лиц, воспитывавшихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций. Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства [18].

Создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие. Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие. Прекращение детско-родительского контакта на длительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.). Существенное влияние на ребенка оказывает согласованность либо наоборот дезорганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу семьи) [18].



Изучение детско-родительского общения организуется путем включения детей и их родителей в цикл мероприятий. [см. Приложение], который был разработан специально. Цикл мероприятий подразумевает игровую программу для семей, тренинг для семьи, конкурс рисунков «Моя семья». Результатом проведения данных программ должно стать изменение детско-родительских отношений в лучшую сторону.

Эти программы позволят сформировать чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу. Свобода + Любовь - это идеальное соотношение в детско-родительских отношениях.

  1. Программа «Папа, мама, я - спортивная семья».

Программа содержит игры для всей семьи в виде эстафет и интеллектуальных игр. В программе разработаны спортивные, интеллектуальные, а также творческие игры. Родители и дети должны принимать активное участие и сплоченно выполнять все задания. Тем самым мы пронаблюдаем изменения поведения и отношения родителей к ребенку, увидим на сколько они позволят проявлять самостоятельность своему ребенку. Так же важной частью мероприятия является домашнее задание каждой семьи, подготовка названия, девиза, и эмблемы.

2. Тренинг.

С семьями работает психолог, который проводит с ними различные упражнения, влияющие на детско-родительские отношения. Тема данного тренинга «Как мы чувствуем друг друга». Цель тренинга - гармонизация эмоциональных связей в семье:

- создать условия для эмоционального сближения чувств и эмоций;

- обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;

- научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи.

В данном тренинге используется метод игровой терапии.

3. Выставка рисунков «Моя семья».

В данном мероприятии мы увидим, как же дети и родители взаимодействуют, на сколько родители не ограничивают детей в фантазии. Семье предлагается нарисовать рисунок своей семьи. Мы наблюдаем за тем, как они взаимодействуют, помогают друг другу, какое участие принимает ребенок в этой деятельности.

2.3 Реализация экспериментального исследования


По результатам тестирования мы должны будем определить, что у нескольких человек получился Авторитарный стиль воспитания: когда родители ограничивают самостоятельность тщательным контролем. Родители всегда принимают решения за ребенка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности научится брать ответственность за свои поступки на себя.


Именно поэтому у большей половины родителей не должна преобладает какая-то одна категория. Вероятно, речь должна идти о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. То есть они контролируют ребенка, но позволяют ему самостоятельно принимать решения. Родители должны быть заботливы, внимательны, иметь тесные взаимоотношения со своими детьми. Они обязаны давать возможность ребенку проявить себя, показать свои способности, открывать творческие способности, индивидуальность.

После проведения цикла мероприятий, исследования направлены на то чтобы большинство родителей стали более лояльно относиться к своим детям. Давали проявлять самостоятельность, проявляли взаимопомощь.

Анализ проведения тренинга с семьей должен показать, что родителям нравится играть со своими детьми, нравится «впадать» в детство и вспоминать его радостные моменты, хотя, как чаще признаются папы, в начале это сделать не легко, присутствуют барьеры - неловкость, «А что обо мне подумают окружающие» [19].

В конкурсе-выставке «Моя семья» родителям нужно быть очень внимательными, а также давать возможность ребенку проявить себя, показывать свои творческие способности. Во время данных мероприятий у родителей и детей должно появится много общего, родители лучше научатся понимать своих детей, а дети будут благодарны за это своим мамам и папам, их глаза будут светится любовью и радостью.

Воспитание детей - важнейшая задача современной семьи. От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом [20].

Гипотеза о том, что атмосфера семейных отношений является решающим фактором становления личности ребенка, полностью подтвердилась в этой работе. Также, подтвердилось то, что от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям.

Заключение


В настоящее время очень остро стоит проблема влияния семьи на развитие детей. Безнадзорность, девиантное поведение, чрезмерная агрессия, жестокость у детей, наркомания, алкоголизм, насилие… этот список можно продолжать до бесконечности. Наконец, просто замкнутость, частые депрессивные состояния у детей, малообщительность и неуверенность в себе - все это зачастую результат нарушения семейных взаимоотношений. Детям не хватает ласки, любви, внимания и просто общения с родителями. Сейчас есть интернет, различные компьютерные игры, и родители считают, что детям этого достаточно. Мамы и папы занимаются своими делами и на общение с ребенком, после трудного рабочего дня, у них не остается ни сил, ни времени, ни желания. А ребенку необходимо общение! Он
должен чувствовать, что его любят, ценят, уважают, ребенок должен видеть, что в нем нуждаются, что с ним хотят общаться. Каким станет ребенок, чего он добьется и как устроит свою жизнь, зависит от его семьи и от того, какую модель поведения ему дадут его родители. Ребенку, испытывающему постоянный эмоциональный дискомфорт и напряжение, необходима помощь. Чем раньше родители поймут, что отношения в семье складываются неблагополучно и наносят ребенку непоправимый вред, тем больше возможность для коррекции. Но для этого нужна помощь специалистов, в том числе педагогов и психологов. Если же родители отказываются от попытки изменить ситуацию, не хотят видеть возникающие в семье проблемы, вероятность благополучного исхода приближается к нулю.

Цель работы, изучение межличностных отношений в семьях и то, каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка, также достигнута в соответствии с обозначенными задачами. В данной работе определены основные понятия, необходимые для исследования, изучены типы семейных взаимоотношений и их влияние на формирование личности ребенка, рассмотрен комплекс методик по данной теме, на выявление зависимости личности ребенка от условий внутрисемейного воспитания.

Список использованной литературы


1. Андреева Т.В. Семейная психология [Текст] / Т.В. Андреева. – Изд. СПб. 2004.

2. Бестужев-Лада И. Ступени к семейному счастью [Текст] / И. Бестужев-Лада. – М: 2000.

3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.ф. Обухова. – М: 2007. – 360с.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психодиагностике[Текст] / Л.Ф. Бурлачук. Изд.: СПб, 2004. – 520с.

5. Верцинская Н.Н. Трудный ребенок [Текст] / Н.Н. Верницкая. – Мн.: 2005. – 128с.

6. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением [Текст] / Под ред. М.И. Рожкова. – М: 2001. - 240с.

7. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи[текст] / И.В. Гребнников. – М: 1976.

8. Диагностика девиантного поведения [Текст] / Серия «Психологическая диагностика в школе». Выпуск №9 / П.П. Шумский. М.А. Дыгун – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 16с.

9. Ефимкина Р.П. Детская психология [Текст] / Р.П. Ефимкина. Новосибирск: – 1995.

10. Кан-Калик В.А. Семейная педагогика: раздумья о проблеме воспитания детей в семье [Текст] / В.А. Кан-Калик Грозный – 1987.

11. Ковалев С.В. Психология семейных отношений [Текст] / С.В. Ковалев. – М: Педагогика, 2004. -445с.