Файл: Детскородительское общение как фактор гармоничного воспитания ребенка в семье.doc
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения семейного воспитания
1.1 Особенности семейного воспитания в современном обществе
1.2 Стили семейного воспитания и типы семейных взаимоотношения
2.1 Условия эффективного детско-родительского общения
2.2 Организация и изучение детско-родительского общения как фактор гармоничного воспитания
2.3 Реализация экспериментального исследования
12. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми [Текст] / А.И. Кочетков, Н.Н. Верцинская. – М: 2003. – 160 с.
13. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития [Текст] / Под общей ред. А.А. Реана. – СПб: 2003. – 416 с.
14. Сенько Т.В. Психология взаимодействия. Ч. 3. Личность в семейном социуме [Текст] / Т.В. Сенько. – Мн.:2000. – 288с.
15. Славина Л.С. Трудные дети: избранные психологические труды [Текст] /Л.С. Славина, В.Э. Чудновского. – М: 2002. – 432 с.
16. Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста[Текст] / И.А. Фурманов. – Мн.: НИО, 2002. – 198 с.
17. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви [Текст] / В. Сухомлинский. – М: 1990. -267с.
18. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В.. Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки [Текст] / И.А Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова. – Мн.: 2001.
19. Харчев А. Прочность семьи - это ее культура. Семья и школа. №3, [Текст] / А. Харчев. – 2007. – 10-16с.
20. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – М: 2000. – 512с.
Приложение А
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
А). Преимущественно воспитанием.
Б). Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В). Главным образом врожденными задатками.
Г). Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А). Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б). Абсолютно с этим согласен.
В). Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г). Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А). Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу).
Б). Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве).
В). Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).
Г). Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).
4. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А). Если попросит, можно и дать.
Б). Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В). Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г). Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
5. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А). Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б). Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В). Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г). Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
Шестой вопрос один из контрольных вопросов, который поможет нам выявить на сколько самостоятелен ребенок:
6. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А). Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б). Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В). Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г). Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
Седьмой вопрос контрольный, он так же определяет какую роль в этой семье занимает воспитание и общение.
7. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А). Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б). Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В). Расстроюсь.
Г). Попробую разобраться, что его побудило солгать.
8. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А). Безусловно.
Б). Стараюсь.
В). Надеюсь.
Г). Не знаю.
Приложение В
МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ» Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по следующей схеме:
№ | Выделяемые признаки | Отметки о наличии признаков |
1 | Общий размер рисунка | |
2 | Количество членов семьи | |
3 | Соответствующие размеры членов семьи мать; отец; сестра; брат; дедушка; бабушка и т.д. | |
4 | Расстояние между членами семьи. Наличие каких-либо признаков между ними | |
5 | Наличие животных | |
6 | Вид изображения: схематическое; реалистическое; эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т.д.; метафорическое изображение в движении, в действии. | |
7 | Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3…). Степень аккуратности исполнения. | |