Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования санктпетербургский государственный университет телекоммуникаций им. Проф. М. А. Бончбруевича.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»
(СПбГУТ)
ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дисциплина: Основы деловых коммуникаций
ТЕМА Принципы эффективной коммуникации в деловом взаимодействии.
Фамилия: Улютичев
Имя: Федор
Отчество: Валентинович
Группа №: ИБ-16С
Проверил:______________
Санкт-Петербург
2022
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Особенности деловых коммуникаций 7
Виды и формы деловых коммуникаций 12
Барьеры коммуникации. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
ВВЕДЕНИЕ
Деловое общение в наши дни проникает во все сферы общественной жизни общества. В коммерческую сферу жизни вступают разнообразные компании, а также частные предприниматели. Компетентность в области делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в каждой области: в области науки, искусства, производства, торговли.
Деловое общение как процесс предполагает установление контакта между участниками и обмен информацией с целью организации совместной деятельности.
Деловое общение исходят из взаимных потребностей, поэтому в настоящее время ни один человек не может избежать взаимодействия со своими подчиненными или руководителем, заказчиками или исполнителями, партнерами или конкурентами, представителями государственной власти, что требует навыков и знаний.
Умение правильно вести себя в ходе делового взаимодействия – один из основных навыков человека, который реализовывается в профессиональной сфере.
В ходе коммуникации естественно возникают проблемы, которые могут привести как к незначительным отклонениям от задуманного плана в ходе урегулирования вопроса, так и сделать невозможным дальнейшее взаимодействие с человеком. Конечно не все причины возникновения таких ситуаций исходят от нас, могут сказываться и не зависящие от нас обстоятельства, такие как окружающая обстановка или самочувствие и состояние собеседника. Однако, раз с этим ничего не поделать, то необходимо предпринять все возможное со своей стороны, чтобы увеличить возможность успеха переговоров. А если обобщить, то все, что для этого необходимо это самоподготовка, которая включает подобающий внешний вид, доброжелательность и достаточная интеллектуальная и эмоциональная развитость, и внимание к собеседнику и учет его личных особенностей.
Невозможно однозначно выделить принципы эффективной коммуникации, потому что единственная метрика этого процесса является принятие какого-либо совместного решения. Однако не представляется возможным выделить принципы, следование которым однозначно сделает переговоры успешными. Это происходит потому что одни и те же действия и поведение вызовет разный эффект в зависимости не только от вида переговоров, но и от собеседника, а реакцию различных людей на идентичные поступки предугадать не представляется возможным. Поэтому единственным возможным способом разрешения данной проблемы является выделение основных факторов, которые в большинстве случаев негативно повлияют на взаимодействие, их предупреждение и избегание. Что и будет являться целью данной работы.
Для этого поставлены следующие задачи:
-
Рассмотреть понятие коммуникации -
Выделить особенности деловых коммуникаций -
Выделить основные аспекты деловых коммуникаций. -
Охарактеризовать виды и формы деловых коммуникаций -
Рассмотреть барьеры препятствующие коммуникации. -
Рассмотреть подробнее деловое общение и его особенности.
Понятие коммуникации.
Сегодня термин коммуникация является многозначным и используется в самых разных областях. Коммуникация – это и процесс обмена информацией в ходе деятельности или общения, и пути передачи сообщения. 1Характеристикой, определяющей эффективность коммуникаций в организации, является качество их реализации. Различают:
1) формальные коммуникации, которые происходят между сотрудниками организации: межуровневые коммуникации, горизонтальные коммуникации;
2) неформальные коммуникации, которые происходят независимо от организации и связанны с неформальными группами и неслужебными вопросами.
Объектом исследования бизнес-коммуникации являются аспекты общения людей в деловой сфере и способы повышения эффективности делового взаимодействия. Принципы эффективных бизнес - коммуникаций:
- необходимость в ходе взаимодействия учитывать эмоциональный характер поведения человека, из-за которого поведение человека может казаться иррациональном;
- необходимость подстраиваться под ситуацию, которая может не соответствовать ожидаемой реакции на взаимодействие;
- повышению уровня объективности представлений о партнере по взаимодействию, для трактовки и прогнозирования его поведения;
- построение коммуникаций в соответствии с нормами гуманизма;
- учет развития субъектов общения и изменения психического состояния. Субъект, поведение которого казалось вам достаточно понятным, может изменить поведение, в связи с изменениями жизненных обстоятельств, или внутренних качеств, таких как мотивы, настроение или увеличение знаний о вас;
- учет возможности наличия скрытых факторов поведения или мотивов;
Коммуникации в бизнесе также определяют подход к внутренним процессам. Так, коммуникативный подход в управлении рассматривается как взаимоотношение между людьми и группами.
Деловое общение – это процесс, в ходе которого происходит обмен информацией, которая будет способствовать достижению определенной цели в совместной деятельности или решению конкретной задачи. Спецификой этого процесса является наличие регламента, наличие ограничений, которые сформировались под определенными факторами, такими как культурные традиции и этическими принципами, принятыми в данной профессиональной сфере. Деловое общение можно разделить на прямое, т.е. непосредственный контакт, и косвенное, которое связано с пространственно-временной дистанцией во время общения.
Прямое общение имеет большую эффективность, и использует эмоциональное воздействие, косвенное же задействует социально-психологические механизмы. Деловое общение отличается от неформального тем, что в его процессе ставятся определенные задачи, которые требуют решения, что не позволяет прекратить процесс переговоров с партнером в любой момент.
Особенности деловых коммуникаций
Деловые коммуникации производны от деятельности людей, в них отражается социальная направленность этой деятельности и её социальное значение. Деловые коммуникации носят универсальный характер и возникают во всех областях человеческой деятельности и на всех уровнях.
Сфера деловых коммуникаций не ограничена определенной областью, потому что любая совместная деятельность предполагает взаимодействие участников. В рамка такой коммуникации происходит обмен той информацией, которая необходима для решения конкретного вопроса, поэтому предмет деловой коммуникации определяет ее содержание.
Деловые коммуникации носят по преимуществу не эмоциональный, а рациональный характер, потому что направлены на решение определенных задач самым эффективным способом. Чувства не влияют на процесс коммуникации и носят второстепенный характер. Также, в зависимости от ситуации необходимо демонстрировать подходящие эмоции, даже при их отсутствии, и сдерживать свои чувства.
Деловые коммуникации носят иерархический характер, что отражается в необходимости соблюдения субординации в отношениях. Однако её уровень варьируется в зависимости от сферы деятельности и может как иметь строгий характер, как, например, в правоохранительных органах, так не быть столь заметной.
Деловые коммуникации подчинены установленным правилам и ограничениям. Уровень регламентированности коммуникации определяется различными факторами, основным из которых является степень официальности делового общения. На соблюдение регламента влияют также национальные и культурные особенности участников общения, а также цели и задачи конкретной беседы.2
Поведение участников деловых коммуникаций определяется деловым этикетом. Данные правила регулируют процесс общения с формальной стороны, устанавливая нормы поведения для всех участников, основанные на уважении к деловому партнеру. Внешний вид участников, их одежду и манеру общения, коммуникации также определяют правила делового этикета.
Деловые коммуникации носят функционально-ролевой характер. Участники выступают в формальных официальных статусах, определяющих их роли и стандарты поведения. В деловых коммуникациях необходимо соблюдать ролевое амплуа, потому что оно определяет поведение, ожидаемое со стороны остальных участников общения. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявляемыми обстановкой и принятой ролью.
Возможно проведение эффективных деловых переговоров и без учета всех перечисленных особенностей, потому что их внутренняя иерархия и необходимость соблюдения может отличаться в зависимости от характера человека, однако в большинстве ситуаций следование им будет способствовать повышению вероятности успеха.
Аспекты деловых коммуникаций.
Речевая коммуникация содержит ряд аспектов - лингвистический, социологический, психологический, этический, когнитивный.
Лингвистический аспект предполагает наличие у говорящего способностей, позволяющих ему эффективно осуществлять все виды речевой деятельности - говорить, воспринимать речь, общаться, извлекать информацию из текстов, создавать речевые произведения.
Для этого необходимо приобретения знаний языковой грамматики, норм литературного языка и литературных традиций, а также развитие знаний правил функционирования языка на определенном этапе его развития.
Социологический аспект предусматривает связь языка и общества. Общение рассматривается как жизненно-необходимая потребность. Все социальные свойства человека, особенности развития общества влияют на коммуникацию. В связи с этим при изучении общения необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, необходимо учитывать условия, в которой оказывается говорящий. Диалог сотрудников отличается от разговора подчиненного с начальником.
Во-вторых, участники общения должны следовать правилам и традициям, принятым в данной культуре. Например, в ходе официального общения должны соблюдаться нормы литературного языка.
В-третьих, на характер речи человека и ход диалога влияют социальные особенности собеседника, например, возраст, национальность, социальный статус, уровень образования, религиозные взгляды.
Поведенческие стереотипы в обществе формируются на основе данных факторов. Соответствие поведения участников общения своим ролям и использование правил ролевой коммуникации позволяет повысить успешность делового взаимодействия. В обратной ситуации собеседники в ходе диалога возникают различные трудности, которые делают переговоры неудачными.
Психологический аспект предполагает учет психологических особенностей собеседников. Личность представляет собой уникальную сущность благодаря сочетанию темперамента, характера, эмоциональных особенностей и других проявлений, которые оказывают влияние на взаимодействие, среди них:
Предпочитаемый способ восприятия информации зрительный или слуховой. Так, людям с доминирующим зрительным восприятием проще обработать визуальную информацию, например, текст документа, а с слуховым – аудиальную, например, живой голос или запись. Наличие таких знаний о собеседнике позволяет выбирать наиболее удобный способ представления информации.
Темперамент влияет на интенсивность коммуникации и выражения эмоций. Знание об этом позволяет определить вид разговора, его продолжительность, а также количество участников.
Биоритм человека влияет на эффективность коммуникации в зависимости от времени суток. Поэтому в ходе утверждения времени встречи необходимо учитывать этот фактор.
Этический аспект связан с вырабатывает методов решения конфликтных ситуаций на основе анализа человеческого взаимодействия. В качестве основного средства выступает речевой этикет национального языка.
Когнитивный аспект предполагает изучение механизмов высшей нервной деятельности, на восприятие информации и речевую деятельность. Развитие данного аспекта проходит за счет открытий когнитивной лингвистики и когнитивной психологии, занимающихся изучением процессов восприятия и усвоения сведений, а также речепорождением. Данные знания позволяют сформировать необходимые речевые навыки.